Планирование учебной деятельности

Оптимальность обучения предполагает выполнение ряда требований и прежде всего тщательно спланированной деятельности учителя и ученика. Опыт работы школы показал жизненность планов: тематического и поурочного. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Составление тематического плана - сложная и ответственная работа, требующая высокой квалификации.
Известный педагог М. Л. Махмутов считает, что учителей необходимо снабжать тематическим планом, составленным высококвалифицированным специалистом, поскольку не все учителя в состоянии сделать это на должном уровне. Он предложил единую дидактическую схему тематического планирования, которая обеспечила бы оптимальное усвоение программы, интеллектуальное развитие учащихся и их всестороннее воспитание.
Эта схема является примерной и подлежит корректировке учителем в зависимости от конкретных условий в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Данная схема представлена в виде таблицы №2.

Таблица №2
Тематическое планирование (М. Л. Махмутов, 1974г)

Номера уроков

1-й час 2-й час 3-й час

I. Название темы

  1. Цель (общая дидактическая) урока или системы уроков
  2. Тип урока (уроков)
  3. Общие методы обучения
  4. Оборудования и основные источники информации
  5. Виды контрольных работ по системе уроков
 

 

 

 

 

 

II. Актуализация

  1. Опорные знания (понятия и факты) и способы действий
  2. Типы самостоятельных работ
 

 

 

 

 

 

III. Формирование новых понятий и способов действия

  1. Новые понятия и способы действия
  2. Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ
 

 

 

 

 

 

IV. Применение
(формирование умений и навыков)

  1. Типы самостоятельных работ
  2. Межпредметные связи
 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание

  1. Повторение (объем учебного материала)
  2. Типы самостоятельных работ
 

 

 

 

 

 

Опытные, творчески работающие учителя составляют план сами, такой план будет “внутри” учителя. Он и архитектор, и строитель успеха детей.
Приступая к планированию, необходимо изучить действующую программу; затем необходимо разбить материал изучаемой темы на логически законченные части. Количество частей должно соответствовать количеству часов по программе. Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части. Далее определить типы уроков и оптимальные методы обучения. Составляя тематический план, нужно четко определить как контроль и обратная связь будут осуществляться на конкретном уроке, определить форму контроля. В плане наметить дидактические средства урока (демонстрация опытов, технические средства, раздаточный материал и т.д.). Спланировать объем. Формы организации и типы самостоятельной работы учащихся на уроке. В тематическом плане учесть виды закрепления учебного материала, его объем и форма. При составлении тематического плана определить объем домашнего задания (табл. 3).

Тематический план
Таблица № 3 (Зотов, 1984г.)

Общие вопросы
плана
Номер урока по теме с начала года
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Методы обучения на уроке
Повторение на уроке с целью актуализации опорных знаний
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемое приращение знаний, умений и навыков
Содержание урока в процессе обучения на уроке Воспитательная работа на уроке. Профориентация и связь материала с жизнью
Дидактические средства урока
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Закрепление пройденного на уроке
Домашнее задание:
а) повторение материала на уроке
б) творческая часть задания

Н. Б. Кухаревым предлагается следующий вариант тематического плана по схеме: номер темы, содержание программного материала, количество часов, дата выполнения, внутрипредметная и межпредметная связь, наглядные пособия, особые отметки (выделение уроков повторения, сроки выполнения и т.п.).
Мы рассмотрели три варианта тематического планирования.

на предыдущую страницу