Оптимальность обучения предполагает выполнение ряда требований и прежде всего тщательно спланированной деятельности учителя и ученика. Опыт работы школы показал жизненность планов: тематического и поурочного. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Составление тематического плана - сложная и ответственная работа, требующая высокой квалификации.
Известный педагог М. Л. Махмутов считает, что учителей необходимо снабжать тематическим планом, составленным высококвалифицированным специалистом, поскольку не все учителя в состоянии сделать это на должном уровне. Он предложил единую дидактическую схему тематического планирования, которая обеспечила бы оптимальное усвоение программы, интеллектуальное развитие учащихся и их всестороннее воспитание.
Эта схема является примерной и подлежит корректировке учителем в зависимости от конкретных условий в которых протекает учебно-воспитательный процесс.Данная схема представлена в виде таблицы №2.
Таблица №2
Тематическое планирование (М. Л. Махмутов, 1974г)
Номера уроков |
1-й час | 2-й час | 3-й час |
I.
Название темы
|
|
|
|
II. Актуализация
|
|
|
|
III. Формирование новых понятий и способов действия
|
|
|
|
IV.
Применение
|
|
|
|
V. Домашнее задание
|
|
|
|
Опытные, творчески работающие учителя составляют план сами, такой план будет “внутри” учителя. Он и архитектор, и строитель успеха детей.
Приступая к планированию, необходимо изучить действующую программу; затем необходимо разбить материал изучаемой темы на логически законченные части. Количество частей должно соответствовать количеству часов по программе. Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части. Далее определить типы уроков и оптимальные методы обучения. Составляя тематический план, нужно четко определить как контроль и обратная связь будут осуществляться на конкретном уроке, определить форму контроля. В плане наметить дидактические средства урока (демонстрация опытов, технические средства, раздаточный материал и т.д.). Спланировать объем. Формы организации и типы самостоятельной работы учащихся на уроке. В тематическом плане учесть виды закрепления учебного материала, его объем и форма. При составлении тематического плана определить объем домашнего задания (табл. 3).
Тематический план
Таблица № 3 (Зотов, 1984г.)
Общие
вопросы плана |
Номер урока по теме с начала года |
Тема урока | |
Цель урока Тип урока |
|
Методы обучения на уроке | |
Повторение на уроке с целью актуализации опорных знаний | |
Виды контроля знаний и обратной связи | |
Планируемое приращение знаний, умений и навыков | |
Содержание урока в процессе обучения на уроке | Воспитательная работа на уроке. Профориентация и связь материала с жизнью |
Дидактические средства урока | |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | |
Закрепление пройденного на уроке | |
Домашнее задание: а) повторение материала на уроке б) творческая часть задания |
Н. Б. Кухаревым предлагается следующий вариант тематического плана по схеме: номер темы, содержание программного материала, количество часов, дата выполнения, внутрипредметная и межпредметная связь, наглядные пособия, особые отметки (выделение уроков повторения, сроки выполнения и т.п.).
Мы рассмотрели три варианта тематического планирования.