Мне, как учителю, наиболее близок тот вариант составления тематического плана, который предлагает Т. И. Шамова.
Планирование процесса обучения необходимо осуществлять сразу на весь учебный год, ориентируясь при этом на цели обучения. Прежде всего в технологической карте фиксируются ведущие (стержневые) линии, идеи курса; далее вычленяются основные положения, теории, рассматриваемые в ходе изучения того или иного раздела, формируются цели и задачи. Технология планирования целей обучения может быть представлена в виде схемы.Схема № 1 (Т. И. Шамова, 1992г.)
Цели учебного предмета
l
l
v
Стержневые идеиЦели учебного раздела
l
l
vТеории
(основные положения)Цели темы
l
l
vФакты, понятия, законы
Цели урока
l
l
v
Действия учащихся
Отбор содержания каждого раздела и деление его по темам осуществляется на основе работы с учебной программой.
При планировании изучения каждой темы нужно разбить содержание каждой темы на логически завершенные части с ориентацией на конечный результат. Определить количество уроков, необходимых для изучения каждой из выделенных частей; конкретизировать конечный результат каждого учебного занятия в виде действий учащихся (что должен знать и уметь учащийся). Далее в соответствии с целью каждого урока определить методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, вид контроля. В ходе планирования изучения темы составляются вопросы для самоконтроля, тексты самостоятельных, контрольных работ.
В кабинете на стенде вывешивается технологическая карта для учащихся по каждой теме, где четко определяется, что должен знать и уметь каждый учащийся при изучении темы.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учебная тема : Отдел Цветковые или Покрытосеменные растения.
Учащиеся должны знать:
- 1. Особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений.
- 2. Таксономические единицы ( вид, род, семейство, класс, отдел, царство).
- 3. Признаки класса однодольных и двудольных растений.
- 4. Морфологическую, экологическую, таксономическую характеристику шиповника морщинистого, гороха посевного, картофеля. ландыша майского, пшеницы.
- 5. Значение розоцветных, бобовых, пасленовых, лилейных, злаковых в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
- 6. Основные культурные растения изучаемых семейств, произрастающих на тер. Ярославской области.
- 7. Охраняемые растения.
- 8. Ядовитые растения.
Учащиеся должны уметь:
- 1. Определять принадлежность растений к классам однодольных и двудольных растений.
- 2. Определить растения, используя гербарий и определительные карточки.
- 3. Пользоваться лупой, гербариями, таблицами, схемами, рисунками учебника.
- 4. Работать с учебником.
- 5. Составлять таксономическую, экологическую, морфологическую характеристику изучаемых растений.
- 6. Сравнивать растения разных видов, семейств, классов.
- 7. Соблюдать правила поведения в природе.
- 8. Оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Изучение данной темы способствует углублению понимания ведущих идей курса биологии - идей эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах и природной среде.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
- - элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе;
- - главные признаки классов и семейств цветковых растений;
- - основные виды местных дикорастущих и культурных растений;
- - особенности строения и жизнедеятельности растений отдела Покрытосеменные;
- - признаки усложнения строения растений изученных групп;
- - значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- - редкие и исчезающие виды цветковых растений местной флоры;
Учащиеся должны уметь:
- - определять растения с помощью определителя;
- - работать с увеличительными приборами, гербарием, наглядными объектами;
- - распознавать виды изученных семейств (на местных примерах) в природе, на учебно-опытном участке, на гербариях, рисунках;
- - сравнивать растения;
- - ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы, готовить доклады, находить в тексте сведения для таблиц;
- - соблюдать правила поведения в природе;
- - оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
В настоящей работе мною приведена технологическая карта, составленная по теме “Отделы растений”, подтема “Отдел Цветковые или Покрытосеменные” (10 часов).
Материалы подтемы представляют возможности для осуществления экологического образования школьников, изучение значения растений, их охрана, проводится с опорой на значение о рациональном использовании естественной растительности России и Ярославской области.
Технологическая карта помогает в работе не только учителю, но и, находясь в классе перед глазами учащихся, обеспечивает выполнение ими необходимых действий, поскольку она содержит прогностическую модель деятельности ученика. На основе заданных целей обучения учащиеся планируют и организуют свою учебную