Поурочное планирование темы
“Основные закономерности наследственности”.

Тема урока

Задачи урока

Содержание учебного материала

Методы обучения

Форма учебного занятия по доминиру-ющей цели

1.Предмет и задачи генетики. Методы генетики и основные генетические понятия.

Сформировать представление о генетике как науке, ее задачах и основных методах. Дать первоначальные знания об основной генетической терминологии и символике.

Генетика- наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Методы генетики : генетический анализ, генеалогический, математического моделирования.

Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации, демонстрация таблиц, гербарных материалов, коллекций, живых растений.

Частично - поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

2.Гибридологический метод исследования.

Сформировать представление о гибридологическом методе изучения наследственности как основе открытия генетических закономерностей. Познакомить учащихся с историей генетических исследований.Раскрыть значение опытов Менделя для становления генетики как науки.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моно-, ди- и полигибридное скрещивание.Генетические понятия: гибридизация, альтернативные признаки, признаки доминантные и рецессивные, аллели. История генетических исследований.
Г.Мендель - основоположник научных методов исследования наследственности.

Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.

Частично- поисковый эвристическая беседа и решение познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

3.Законы Менделя.

1 закон - закон единообразия гибридов первого поколения.

Сформировать знания о сущности и цитологических основах единообразия гибридов первого поколения.

Познакомить с принципами решения генетических задач.

Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, установленные Менделем. Правило доминирования и закон единообразия. Цитологическое обоснование единообразия гибридов первого поколения. Гомо- и гетерозиготы.

Проблемное изложение.
Частично-поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.
Объяснительно-иллюстративный: демонстрация таблиц, модели-аппликации “Законы Менделя”.
Инструктивно-репродуктивный: решение типовых задач.

Урок изучения новых знаний.

4.Законы Менделя.

2 закон – закон расщепления признака у гибридов второго поколения.

Сформировать знания о сущности и цитологических основах закона расщепления. Развивать навыки решения генетическиз задач.

Закон расщепления признаков. Статистический характер расщепления (практическое подтверждение на уроке).Цитологическое обоснование закона расщепления.

Проблемное изложение.
Частично-поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.
Объяснительно-иллюстративный: демонстрация таблиц, модели- аппликации “Законы Менделя.”
Исследовательский: практическая работа “Статистические закономерности расщеплнения.”
Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.

Урок изучения новых знаний.

5.Решение задач.

Выработать навыки решения генетических задач, закрепить знания о цитологических основах законов наследования признаков при моногибридном скрещивании.
Познакомить с принципами составления задач.

Решение типовых и познавательных задач.

Составление простейших генетическиз задач.

Проверочная работа по решению задач.

Инструктивно-репродуктивный: решение типовых задач.

Частично- поисковый: решение познавательных задач.

Урок закрепления и применения знаний.

6.Анализирующее скрещивание.

Сформировать знания о сущности и значении анализирующего скрещивания и его цитологических основах.

Анализирующее скрещивание и его использование в практике сельского хозяйства.

Проблемное изложение.
Частично- поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.
Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.

Урок изучения новых знаний.

7-8.Законы Менделя.

3 закон – закон независимого наследования признаков.

Сформировать знания о сущности и цитологических основах независимого наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Развивать навыки решения генетических задач.

Проявление закона независимого наследования при дигибридном скрещивании. Гипотеза чистоты гамет. Цитологические основы закона независимого наследования.

Проблемное изложение.
Объяснительно- иллюстративный: демонстрация таблиц.
Частично- поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.
Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.

Урок изучения новых знаний.

9.Решение задач.

Сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.

Решение типовых и познавательных задач.

Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.
Частично- поисковый: Решение познавательных задач, составление задач.

Урок закрепления и применения знаний.

10.Мендель – основоположник генетики.

Обобщить и систематизировать знания о значении и сущности работ Менделя. Раскрыть их непреходящую ценность для современной науки.

Обсуждение теоретических вопросов и решение генетических задач.

Репродуктивный: воспроизведение изученного материала.
Частично-поисковый: решение познавательных задач.
Исследовательский: решение творческих задач.

Урок обобщения и систематизации знаний (семинарское занятие).

11.Сцепленное наследование генов.

Сформировать знания о закономерностях сцепленного наследования признаков, о причинах нарушения сцепления. Развивать умение анализировать результаты скрещивания.

Сцепленное наследование. Полное и неполное сцепление.Кроссин -говер в мейозе - причина нарушений сцепления генов.

Проблемное изложение.
Объяснительно- иллюстративный: демонстрация таблиц, модели-аппликации.
Частично-поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

12.Хромосомная теория наследственности.

Сформировать знания о сущности и путях становления хромосомной теории наследственности, ее значении для развития генетики и других отраслей науки,.

Определение групп сцепления и локализации генов. Генетические карты. Величина перекреста и линейное расположение генов в хромосоме. Хромосомная теория наследственности. Нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность

Проблемное изложение.
Объяснительно-иллюстративный: лекция с элементами эвристической беседы.
Частично- поисковый: решение познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

13.Генетика пола.

Сформировать знания о генетических основах формирования пола, аутосомах и половых хромосомах. Показать, что признак пола наследуется так же, как любой другой признак.

Определение пола у разных организмов. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Определение пола у человека. Наборы хромосом в половых клетках у мужского и женского организма.

Проблемное изложение.

Объяснительно- иллюстративный: рассказ с элементами беседы, демонстрация таблицы расщепления по полу.
Частично- поисковый: решение задач.

Урок изучения новых знаний.

14.Наследова-ние, сцепленное с полом.

Сформировать знания о наследовании признаков, сцепленных с полом. Развивать навыки решения генетических задач.

Цитологические основы наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение изучения наследования, сцепленного с полом.

Проблемное изложение.
Объяснительно- иллюстративный: рассказ с элементами беседы.
Инструктивно-репродуктивный: решение типовых задач.
Частично- поисковый: решение познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

15.Генетика человека.

Сформировать знания о методах изучения наследственности человека, наследственных болезнях человека и их причинах.

Применимость законов наследственности к человеку.Доминантные и рецессивные признаки у человека. Особенности методов изучения генетики человека. Методы изучения наследственности человека: цитогенетический, близнецовый, генеалогический, биохимический. Наследственные заболевания и их причины. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Проблемное изложение.

Частично-поисковый: решение задач.

Урок изучения новых знаний.

16.Решение задач.

Сформировать умения применять знания законов наследственности для решения генетических задач.

Решение типовых и познавательных задач.

Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.
Частично- поисковый: решение познавательных задач.

Урок закрепления и применения новых знаний.

17-19.Генотип как целостная система.

Показать, что генотип - сложная целостная система взаимодействующих генов. Познакомить с некоторыми принципами взаимодействия генов. Развивать умение обобщать и классифицировать формы наследования.

Некоторые принципы взаимодействия генов: кодоминирование, множественные аллели, летальные гены, комплементарность эпистаз, полигенное наследование, плейотропность.

Проблемное изложение.
Инструктивно- репродуктивный: решение типовых задач.
Частично-поисковый: решение познавательных задач.

Урок изучения новых знаний.

20-21.Генетики бесценные дары.

Обобщение и систематизация знаний по теме “Основные закономерности наследственности”.

Обсуждение основных моментов темы и проблемных вопросов.

Репродуктивный: воспроизведение полученных в ходе изучения темы знаний.
Исследовательский: обсуждение проблемных вопросов генетики.
Частично-поисковый: решение познавательных задач.

Урок комплексного применения знаний с элементами игры.

на предыдущую страницу