Тема урока |
Задачи урока |
Содержание учебного материала |
Методы обучения |
Форма учебного занятия по доминиру-ющей цели |
1.Предмет и задачи генетики. Методы генетики и основные генетические понятия. |
Сформировать представление о генетике как науке, ее задачах и основных методах. Дать первоначальные знания об основной генетической терминологии и символике. | Генетика- наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Методы генетики : генетический анализ, генеалогический, математического моделирования. | Объяснительно-иллюстративный:
сообщение готовой информации, демонстрация
таблиц, гербарных материалов, коллекций, живых
растений.
Частично - поисковый: эвристическая беседа с решением познавательных задач. |
Урок изучения новых знаний. |
2.Гибридологический метод исследования. |
Сформировать представление о гибридологическом методе изучения наследственности как основе открытия генетических закономерностей. Познакомить учащихся с историей генетических исследований.Раскрыть значение опытов Менделя для становления генетики как науки . |
Гибридологический
метод изучения наследственности. Моно-, ди- и
полигибридное скрещивание.Генетические понятия:
гибридизация, альтернативные признаки, признаки
доминантные и рецессивные, аллели. История
генетических исследований. |
Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации. Частично- поисковый эвристическая беседа и решение познавательных задач. |
Урок изучения новых знаний. |
3.Законы Менделя. 1 закон - закон единообразия гибридов первого поколения. |
Сформировать знания о сущности и цитологических основах единообразия гибридов первого поколения. Познакомить с принципами решения генетических задач. |
Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, установленные Менделем. Правило доминирования и закон единообразия. Цитологическое обоснование единообразия гибридов первого поколения. Гомо- и гетерозиготы. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
4.Законы Менделя. 2 закон – закон расщепления признака у гибридов второго поколения. |
Сформировать знания о сущности и цитологических основах закона расщепления. Развивать навыки решения генетическиз задач. |
Закон расщепления признаков. Статистический характер расщепления (практическое подтверждение на уроке).Цитологическое обоснование закона расщепления. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
5.Решение задач. |
Выработать
навыки решения генетических задач, закрепить
знания о цитологических основах законов
наследования признаков при моногибридном
скрещивании. |
Решение типовых и познавательных задач. Составление простейших генетическиз задач. Проверочная работа по решению задач. |
Инструктивно-репродуктивный: решение типовых задач. Частично- поисковый: решение познавательных задач. |
Урок закрепления и применения знаний. |
6.Анализирующее скрещивание. |
Сформировать знания о сущности и значении анализирующего скрещивания и его цитологических основах. |
Анализирующее скрещивание и его использование в практике сельского хозяйства. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
7-8.Законы Менделя. 3 закон – закон независимого наследования признаков. |
Сформировать
знания о сущности и цитологических основах
независимого наследования признаков при
дигибридном скрещивании. |
Проявление закона независимого наследования при дигибридном скрещивании. Гипотеза чистоты гамет. Цитологические основы закона независимого наследования. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
9.Решение задач. |
Сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач. |
Решение типовых и познавательных задач. |
Инструктивно-
репродуктивный: решение типовых задач. |
Урок закрепления и применения знаний. |
10.Мендель – основоположник генетики. |
Обобщить и систематизировать знания о значении и сущности работ Менделя. Раскрыть их непреходящую ценность для современной науки. |
Обсуждение теоретических вопросов и решение генетических задач. |
Репродуктивный:
воспроизведение изученного материала. |
Урок обобщения и систематизации знаний (семинарское занятие). |
11.Сцепленное наследование генов. |
Сформировать знания о закономерностях сцепленного наследования признаков, о причинах нарушения сцепления. Развивать умение анализировать результаты скрещивания. |
Сцепленное наследование. Полное и неполное сцепление.Кроссин -говер в мейозе - причина нарушений сцепления генов. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
12.Хромосомная теория наследственности. |
Сформировать знания о сущности и путях становления хромосомной теории наследственности, ее значении для развития генетики и других отраслей науки,. |
Определение групп сцепления и локализации генов. Генетические карты. Величина перекреста и линейное расположение генов в хромосоме. Хромосомная теория наследственности. Нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
13.Генетика пола. |
Сформировать знания о генетических основах формирования пола, аутосомах и половых хромосомах. Показать, что признак пола наследуется так же, как любой другой признак. |
Определение пола у разных организмов. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Определение пола у человека. Наборы хромосом в половых клетках у мужского и женского организма. |
Проблемное изложение. Объяснительно- иллюстративный:
рассказ с элементами беседы, демонстрация
таблицы расщепления по полу. |
Урок изучения новых знаний. |
14.Наследова-ние, сцепленное с полом. |
Сформировать знания о наследовании признаков, сцепленных с полом. Развивать навыки решения генетических задач. |
Цитологические основы наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение изучения наследования, сцепленного с полом. |
Проблемное изложение. Объяснительно- иллюстративный: рассказ с элементами беседы. Инструктивно-репродуктивный: решение типовых задач. Частично- поисковый: решение познавательных задач. |
Урок изучения новых знаний. |
15.Генетика человека. |
Сформировать знания о методах изучения наследственности человека, наследственных болезнях человека и их причинах. |
Применимость законов наследственности к человеку.Доминантные и рецессивные признаки у человека. Особенности методов изучения генетики человека. Методы изучения наследственности человека: цитогенетический, близнецовый, генеалогический, биохимический. Наследственные заболевания и их причины. Значение генетики для медицины и здравоохранения. |
Проблемное изложение. Частично-поисковый: решение задач. |
Урок изучения новых знаний. |
16.Решение задач. |
Сформировать умения применять знания законов наследственности для решения генетических задач. |
Решение типовых и познавательных задач. |
Инструктивно-
репродуктивный: решение типовых задач. |
Урок закрепления и применения новых знаний. |
17-19.Генотип как целостная система. |
Показать, что генотип - сложная целостная система взаимодействующих генов. Познакомить с некоторыми принципами взаимодействия генов. Развивать умение обобщать и классифицировать формы наследования. |
Некоторые принципы взаимодействия генов: кодоминирование, множественные аллели, летальные гены, комплементарность эпистаз, полигенное наследование, плейотропность. |
Проблемное
изложение. |
Урок изучения новых знаний. |
20-21.Генетики бесценные дары. |
Обобщение и систематизация знаний по теме “Основные закономерности наследственности”. |
Обсуждение основных моментов темы и проблемных вопросов. |
Репродуктивный:
воспроизведение полученных в ходе изучения темы
знаний. |
Урок комплексного применения знаний с элементами игры. |