К уроку 4. “Закон расщепления”.
Практическая работа “Статистические закономерности расщепления”.
Задача: Подтвердить закономерности расщепления при скрещивании организмов, гетерозиготных по данному признаку.
Оборудование: пуговицы двух цветов (или любые другие мелкие предметы).
Ход работы:
сочетание вариант |
темные х темные | темные х светлые | светлые х светлые |
1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
сочетание вариант |
т х т ( А х А ) | т х с ( А х а ) | с х с ( а х а ) |
первый | 14 | 22 | 14 |
второй | 13 | 24 | 13 |
третий | 10 | 30 | 10 |
четвертый | 13 | 24 | 13 |
пятый | 12 | 26 | 12 |
шестой | 10 | 30 | 10 |
седьмой | 14 | 22 | 14 |
восьмой | 14 | 22 | 14 |
девятый | 14 | 22 | 14 |
десятый | 11 | 28 | 11 |
одиннадцатый | 13 | 24 | 13 |
всего: примерное соотношение: |
138 1 |
274 2 |
138 1 |
Примечания:
а/ Игральные карты в качестве материала
для работы нужно использовать очень осторожно,
учитывая особенности классного коллектива.
б/ Если в группе больше двух человек,
целесообразно дать возможность каждому
поучаствовать в выполнении работы. Но в этом
случае нужно учесть увеличение затраченного
времени (на составление 50 пар уходит в среднем 2
минуты).
в/Если материала для проведения работы
недостаточно, можно использовать прием
возвращения уже составленных пар к общему числу
предметов.
Задача 17. Тетя Лиза, посадив семена, полученные из помидор, так огорчивших ее прошлым летом, спокойно смотрела любимые сериалы. Собирая урожай, Мендель в юбке приговаривала : “Вот оно свершилось! Теперь - то уж точно соседка от зависти лопнет!” Что так обрадовало тетю Лизу?
Решение: Введем обозначения: А - белые плоды; а - желтые плоды
Фенотипы родителей |
белые плоды | желтые плоды |
из условия | |
Генотипы родителей |
АА |
х |
Аа |
|
Гаметы |
х | г. чистоты гамет |
||
Генотипы потомков |
АА + Аа + Аа +аа |
сл. оплодотворение |
||
Фенотипы потомков |
б б б ж |
закон расщепления |
Формулы расщепления по ф. 3 : 1
Ответ: у гибридов второго поколения произошло расщепления признака, появились плоды желтого цвета в соотношении 3 : 1.
Задача 18. Скрестили коричневых норок с серыми. В первом поколении потомство получилось коричневым. Во втором поколении на 45 коричневых норок пришлось 15 серых. Определите количество гомозиготных особей среди коричневых и серых норок.
Решение: Расщепление у гибридов второго поколения соответствует расщеплению по второму закону Менделя. Следовательно, мы можем предположить, что коричневый цвет - доминантный признак. Значит все серые норки - гомозиготны по рецессивному признаку. Среди норок, обладающих доминантным фенотипом, две трети гетерозиготны (30норок), одна треть обладает гомозиготным доминантным генотипом (15норок).
Задача 19.(для домашнего задания) Какого потомства можно ожидать от скрещивания двух черных собак?
Задача 20.(для домашнего задания) Плоды томата бывают круглыми (доминантный признак) и грушевидными. Каков будет внешний вид первого и второго поколения при скрещивании растения гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющим грушевидные плоды?
К уроку 5. Решение задач.
Задача 21. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 82 потомков из 332 были укороченные крылья, а у 240 потомков - нормальные. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомков? Составьте схему скрещивания.
Решение: Характерное расщепление в
соотношении 3:1 указывает на гетерозиготность
родителей. Следовательно, нормальные крылья -
доминантный признак.
Введем обозначения: В - нормальные крылья, в -
укороченные крылья
Фенотипы родителей |
белые плоды |
желтые плоды |
из условия |
|
Генотипы родителей |
Вв | х |
Вв |
вывод из условия |
Гаметы |
x | г. чистоты гамет |
||
Генотипы потомков |
Вв + Вв + Вв +вв |
сл. оплодотворение |
||
Фенотипы потомков |
н н н к |
закон расщепления |
Ответ: генотипы родителей Вв; генотипы потомков: вв – у потомков с укороченными крыльями, ВВ - у одной трети потомков с нормальными крыльями, Вв - у двух третей потомков с нормальными крыльями.
Задача 22. Мистер Смит приобрел у мистера Брауна быка для своего стада черно-пестрых голштин-фризов и получил среди 26 телят 6 красно-пестрых. До этого красно-пестрых животных в его стаде не было. Когда он потребовал возвращения денег, уплаченных за быка, мистер Браун частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником является не один лишь бык. Кто из фермеров прав?
Решение: расщепление в
соотношении 3 : 1 указывает на то, что и коровы
мистера Смита, и бык мистера Брауна были
гетерозиготными по данному признаку. ( далее
задача записывается по схеме)
Ответ: прав мистер Браун, так как
коровы мистера Смита не были чистопородными.
Задача 23. Предполагают, что у человека волнистые волосы - доминантный признак. В семье трое детей: девочка Катя с прямыми волосами и два мальчика - Саша с прямыми волосами и кудрявый Миша. У матери этих детей, а также у ее отца волосы волнистые; у отца детей волосы прямые. Составьте родословную этой семьи и определите генотипы всех членов
.Решение:
Задача 24. На этом уроке целесообразно предложить учащимся устно составить задачу по аналогии с уже известными, пользуясь таблицей менделирующих признаков.
Задачи для проверочной работы.
1уровень (на оценку “хорошо” ) |
2 уровень (на оценку “отлично” ) |
1. Скрестили гладкого и пушистого кролика. Все потомство было пушистым. Какой признак доминирует? Каковы генотипы родителей, F1 и F2, фенотипы F2? |
1.Скрестили растение томатов, имеющее круглые плоды (доминантный признак), с растением с грушевидными плодами. 50% F1 имели круглые плоды и 50% - шаровидные. Объясните, почему в первом же поколении гибридов произошло расщепление признаков. |
2.У томатов красная окраска плода (А) доминирует
над желтой (а). Укажите генотипы и фенотипы
потомков и их соотношение в следующем
скрещивании: |
2. Голубоглазый мужчина (рецессивный признак), родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые, а у матери карие глаза. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы членов семьи и составьте ее родословную. |
Задача 25.(для домашнего задания) Определите и запишите вероятность рождения светловолосых детей в следующих случаях: а/ оба родителя гомозиготные темноволосые; б/ один темноволосый гомозиготный, другой светловолосый; в/ один темноволосый гетерозиготный, другой светловолосый; г/ оба гетерозиготные по признаку темноволосости; д/ один гомозиготный темноволосый, другой гетерозиготный; е/ оба родителя светловолосые.
Решение: введем обозначения Т - темные волосы, т - светлые волосы
а/ ТТ х ТТ = ТТ б/ ТТ х тт = Тт в/ Тт х тт = Тт + тт г/ Тт х Тт = ТТ + 2Тт + тт д/ ТТ х Тт = ТТ + Тт е/ тт х тт = тт |
0% 0% 50% 25% 0% 100% |
Ответ: в случаях а, б, д - 0%; в случае г - 25%; в случае в - 50%; в случае е - 100%.
Задача 26. Каковы генотипы родителей и детей, если: а/ у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые; б/ у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 ребенка голубоглазые; в/ у матери, имеющей по шесть пальцев на руках, и у отца с нормальным количеством пальцев 3 детей, все полидактилики; г/ у родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них 2 рыжеволосые.
Решение: обозначим доминантные гены
заглавными буквами.
а/ аа х АА = Аа (все кареглазые)
б/ аа х Аа = Аа + аа (есть расщепление
признака)
в/ АА х аа = Аа (все полидактилики) или Аа х
аа = Аа + аа (но все зиготы оказались Аа)
г/ Аа х Аа = АА + 2Аа + аа (есть расщепление
признака; фактическое расщепление признаков у
потомков может совпадать с теоретически
ожидаемым расщеплением только при большом
количестве потомства).
Задача 27. Составить задачу на моногибридное скрещивание.