У Мантейни есть высказывание:
"Прежде всех знаний и наук лежит школа добра, а иначе все во зло"
Чему я должна научить своего ученика? Физике, химии, биологии? Нет. "Самого себя совершенствовать, самого себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанность человека". И. Кант. Продвигаясь от первичного кирпичика мироздания к еще более простейшему кирпичику жизни, аналитическое знание подошло в конечном счете к неожиданной бездне - к человеку.
В. А. Сухомлинский писал: "Каждый человек должен достигнуть той вершины, где он поступая так, как велит долг, делая возможным то, что кажется с первого взгляда немыслимым и недоступным, проявляет величие духа".
Не говори, что ты несовершенен, говори, что будешь еще совершеннее. На это должен опираться учитель, который будет входить в класс. Найти в каждом ученике ту изюминку, опираясь на которую, ты выделишь его из всех, сделаешь значимым в его глазах и в своих.
Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень, является индивидуально-личностный подход в обучении.
Это взаимосвязанный комплекс организационно-педагогических и методических мероприятий, направленных на создание условий для оптимального обучения и развития каждого учащегося с учетом его учебных возможностей, индивидуальных склонностей и интересов.
Развивающее обучение - это та система образования, которая в полной мере позволяет успешно проводить перечисленные мероприятия.
Критерии эффективности обучения
Одним из весьма распространенных критериев является степень полноты и прочности усвоения школьных знаний, возможность их самостоятельно использовать в новых условиях. Усвоение осуществляется не автоматически, оно обеспечивается сложной познавательной деятельностью, в основе которой лежит особым образом образованная интеллектуальная активность.
Критерии эффективного обучения связаны с пониманием психологической природы усвоения, где ученик не только объект, но субъект обучения. Он не только ассимилирует требования учителя, а внутренне адаптирует, реагирует, усваивает, перерабатывает с учетом личного опыта и интеллектуального развития. Знания - личное достижение. В психологии хорошо известны факты, свидетельствующие о несовпадении предъявленного и фактически усвоенного учащимися содержания знаний. Требуется специальная организация их психологической деятельности, чтобы ликвидировать это несовпадение.
Отбор учебного материала, движущие средства усвоения, т.е. использование приемов и методов, которые позволили бы овладеть знаниями - это еще не все. Необходимо видеть внутренние условия усвоения. " Внешние причины, - по выражению С. А. Рубинштейна, действуют только через внутренние условия".
Критерием служит - общая результативность, усвоение, выраженное в оценках. Но ведь один и тот же результат может быть достигнут за счет различной познавательной деятельности: в одном случае - усвоение обеспечивается воспроизводящей деятельностью (запоминание, решение подобных задач, повторение сказанного), но усвоение той же программы можно построить и по другому. Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно добывают знания, перестраивают ранее полученные, т.е. выполняют преобразовательную деятельность. Энергия учителя направлена на поиск таких методов, приемов, которые заставили бы учащегося быть более активным, внимательным, заинтересованным.[ 19]
Обучение или воспитание. Что впереди?
Обучение рассматривается, как писал Л. С. Выготский
" как чисто внешний процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом детского развития, но само по себе не участвовать активно в детском развитии, ничего в нем не менять и скорее использовать достижения развития, чем... изменять его направление". Согласно данной теории школа может приступить к обучению определенных знаний и навыков ребенка тогда, когда у этого ребенка уже созрели определенные функции. "Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Обучение подстраивается под развитие, ничего не меняя в нем по сути." [3]А вот другая точка зрения. Обучение и есть развитие, что обучение полностью сливается с развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Сторонником этих взглядов является, например такой крупный американский психолог как Джеме В. Можно преодолеть крайность этих двух взглядов путем простого их совмещения. С одной стороны развитие личностных особенностей как процесс, от обучения независящий. С другой стороны, само обучение, в процессе которого ребенок приобретает новые формы поведения, тождественны с обучением. [3]
Процесс обучение как бы стимулирует продвижение вперед, процесс развития. Выготский Л. С. ввел в психологию важный термин "зоны ближайшего развития". Смысл его состоит в следующем: деятельность ребенка совместно со сверстниками и взрослыми, т. е. в коллективной деятельности может сделать больше того, что входит в пределы его способностей, возможностей, - и при том сделать с пониманием то, что ребенок сделает сегодня с помощью других, завтра он сделает самостоятельно.
- Сущность гипотезы Л. С. Выготского об источниках и психологических законах развития ребенка:
- • источник развития - обучение ребенка как сотрудничество со взрослыми и товарищами;
- • основной закон - правильная организация обучения и сотрудничества, т.е. создание "зон ближайшего развития" и перевод каких-либо коллективно выполненных психологических функций в план, инициативу самостоятельного осуществления. [16]
Достаточно накопленный теоретический материал теперь начали проверять, обосновывать и вводит в практику с конца 80-годов два научно-исследовательских коллектива: коллектив Л. В. Занкова и коллектив Д. Б. Эльконина.
- Эти системы включают следующие взаимосвязанные принципы:
- 1. Обучение на высоком уровне трудности.
- 2. Ведущая роль теоретических знаний.
- 3. В изучении материала идти высокими темпами.
- 4. Осознание школьного процесса обучения.
- 5. Системная работа над развитием всех учащихся.
Методы данного обучения были направлены на то, чтобы возбуждать у детей самостоятельную мысль, живые эмоции, развитие волевых качеств, а так же развивать мыслительную деятельность и все мыслительные операции.
Репкин В. В. пишет: "Развивающее обучение - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на развитие. Развитие, которое подводит школьников к потребности в самоизменении".
Амоношвили Ш.А. говорит о большой роли духовной близости учителя с учащимися, об общении учащихся между собой. Споры, умение ставить вопросы, умение оценивать результаты друг у друга ("социально - зависимая самостоятельность").
Г. К. Селевко целью и средством в педагогическом процессе ставит динамику самосовершенствования личности, включающую в себя установку на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, саморегуляцию, самоактуализацию. [11]