Терпение, любовь, понимание - с этим я начинаю процесс воспитания и обучения. Начинаю выбирать методы и приемы. Как это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д.
Но виноваты мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Понятие "заслуженный собеседник" предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика. Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, он должен быт психологом.
Начиная работать в детском коллективе любого возраста, необходимо составить представление:
- • о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;
- • о соотношении способности и обучаемости каждого;
- • о мотивации отношения к учебному процессу;
- • о взаимоотношениях между ребятами в классе;
- • о семье ученика и т. д.
Учитывая все объективные и субъективные трудности работы в этом направлении, надо сказать, что без психолого-педагогической характеристики работать в системе развивающего обучения невозможно.
Психологическая методика помогает лучше разобраться в себе, других, эффективно организовать свою работу, способствует успешному сотрудничеству с людьми.
Для этой работы можно использовать все формы диагностики: тесты, беседы, наблюдения, эксперименты.
Учитель должен знать, что ученик обладает, как любой человек, врожденными особенностями, определяющими характер его психики, - степень его уравновешенности, эмоциональной подвижности.
Так ученик 10 класса Овсянников Валентин по темпераменту - меланхолик, а это значит: нерешительный, неуверенный, у него трудность в выборе, пассивен, обидчив. Голос его тих, речь медленная. Значит не жди от него активности на уроке, он стесняется выходить к доске, ему трудно излагать учебный материал громко, четко, быстро. Меланхолики подчиняются правилам и авторитетам. Для меня это запрет в общении с ним на громкий приказной тон, на оскорбления, унижения. Достаточно фразы: "У тебя это плохо получается". Валя теряется, руки опускаются, ему нужна дополнительная помощь.
Это люди большой чувственности. " Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба".
Но создай спокойную, добрую обстановку в классе, - меланхолик прекрасный работник.
Не менее важно знать и другую наследственную особенность. "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей - художники и мыслители, - писал И.П. Павлов.
Одни - "художники" - писатели, музыканты - захватывают действие целиком, сплошь без всякого дробления.
Другие - "мыслители"- дробят действия, делая из него временный скелет, а затем постепенно как бы собирая его по частям.
Разделение на два типа идет на основе биологического различия в развитии полушарий. К примеру Кристина Авокян, ученица 10 класса относится к "художественному" типу (развито правое полушарие). Для нее характерны яркие образы, живое восприятие, излишние эмоции. Склонная к пессимизму, полагается на собственные чувства. Я знаю, что эта девочка быстро поймет суть темы, последовательность процесса, но ей трудно дается запоминание терминов. [12]
Для таких учащихся рассчитано эмоциональное изложение материала, живые красочные примеры, форма беседы, диспута. Необходимо обратить внимание на методику запоминания названий и терминов.
Еще одна характеристика. Это контактность. Кто твой ученик - экстроверт, интроверт, амбоверт?
Фролова Жанна - ученица 10 класса - экстроверт. Этим объясняется словоохотливость, общительность, все получается легко и непринужденно. Но несдержана, не считает нужным контролировать эмоции, не всегда исполнительна. По темпераменту - холерик.
Теперь тебе слово, учитель:
- Я - Жанна, мы с тобой составили набросок на твои личностные особенности. Теперь можно объяснить и твое бессистемное обучение, и то, что тебе трудно сидеть на уроке без разговоров, отвлечения.
- Жанна. Но я даже когда разговариваю, - все слышу.
- Я. Не обольщайся, слышать, это не значит понимать. А то, что ты запомнишь в таком состоянии - это кратковременная память. Через два урок, а потом все забудешь.
- Жанна. А можно изменить себя ?
- Я. В борьбе с собственными недостатками обращай больше внимание на воспитание у себя уравновешенности, исполнительности, сосредоточенности, внимания. (Учитель должен дать рекомендации, как это сделать).
Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые учителя, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.
Я начинаю урок с введения детей в науку биологию. Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, новости науки. Я часто использую сказки философского характера или притчи.
" К одному мыслителю пришел высокопоставленный чиновник и высокомерно спрашивает : " Ну, в чем же суть твоего учения ? ". Учитель в свою очередь предложил гостю чашку чая. Он наливает чай, чашка полна, а мудрец продолжает наливать. " Что ты делаешь, - возмутился гость, - ведь чашка полна ? " На что мудрец отвечает. " Вот ты пришел ко мне, как эта чаша полный уверенности в своих знаниях и величии, а хочешь, что бы я вложил в тебя новые знания".
Ребята, я думаю сегодня не будем "самоуверенными чиновниками" и будем открыты для нового.
- Ничему меня не научит
- ТО, что тычет, талдычит и жучит...
А теперь ученик невнимателен, отвлекается. Ты не говори ему сразу нравоучения, а выполни маленькое упражнение. Попроси выйти за дверь двух учеников, в том числе и его. На доске изобрази следующее:
Задание вновь вошедшим ученикам (они заходят по очереди) такое :
Я быстро открою на доске геометрические фигуры, а ты попробуй запомнить их. ( Быстро открываются фигуры и вновь закрываются). Ученик без труда перечисляет фигуры. Но когда я попросила назвать, какие числа записаны в фигурах, он не вспомнит или вспомнит не точно и не все.
Теперь очередь другому ученику. Его задание - назвать числа, которые записаны на доске. И после быстрого открывания изображения этого же, он легко назовет. Но зато, назвать в каких фигурах эти числа были написаны не смог.
А вывод прост : важно на что сосредоточено твое внимание, заниматься одновременно несколькими делами очень сложно и т. д. На ребят это производит большее впечатление, чем занудство: будь внимательнее, не отвлекайся и прочие.
А почему во время объяснения не применить вопрос-стихотворение?
" Навозну кучу разрывая, Петух нашел жемчужное зерно. И ну хулить его: " Какая вещь пустая ! На что оно?"
И. Крылов " Петух и жемчужное зерно "
Задаю вопрос : прав ли петух? Дайте биологическое объяснение значимости жемчужного зерна для петуха. Ребята довольно легко связывают в своем ответе это зерно с закономерностями пищеварения у птиц.
Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика. " Садись, ты не прав." " Кто скажет лучше ". Учитель парит над учениками, его интересует только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив. Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает внутренние силы, дает им выход, а учителю возможность направить их.
Развитие личностных особенностей в процессе изучения биологии
Извечная человеческая проблема - несовпадение желаемого с возможным. Как поднять возможности до нужного уровня - это твоя обязанность, учитель.
Развивай те личностные особенности, которые имеет ученик: память, мышление, внимание и т. д.
Память - это основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина - мать девяти муз, покровительница всех известных наук и искусств. Человек лишенный памяти - по сути, перестает быть человеком. И наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти:
Александр Македонский, академик А. Ф. Иоффе (по памяти пользовался таблицей логарифмов. [6] [7]
- Выделяют три типа памяти:
- - наглядно-образная;
- - словесно-логическая;-
- - эмоциональная;
а) наглядно- образная
Биология - наука наглядности. Только не ленись, учитель. Таблицы, кинофильмы, диафильмы, схемы, рисунки и т. д.
Урок в 8 классе. Подготовка к обобщающему уроку по теме " Класс насекомые ".
1. Для повторения характеристики класса, на доске схема:Рисунок 1. Схема насекомого.
Задание: найдите недостающие детали на схеме насекомого.
Ученик. На схеме не хватает обозначений крыльев и дыхалец.
Учитель. Теперь на основе схемы дай характеристику класса. Для повторения внутреннего строения насекомых на доске схемы внутренних систем органов:
Рисунок 2. Опорный сигнал системы внутренних органов.
Задание: какие системы органов обозначены этими схемами? Ученик. На доске схемы кровеносной и нервной систем. Учитель. Расскажи подробнее о данных системах.
Ученик рассказывает о том, что кровеносная система не замкнута, сердце представлено пульсирующей трубкой, перечисляет сосуды.
Затем так же характеризуется нервная система.
Учитель в ходе обсуждения может задать вопросы на сравнение кровеносной системы насекомого с предыдущими изученными классами животных типа членистоногих, обращает внимание на функцию крови, рассказывает о гемолимфе т.е. проводит не только повторение по классу насекомые, но и проводит сравнительный анализ, дополняет материал новыми сведениями.
Можно вызвать к доске ученика с заданием нарисовать схемы остальных систем органов. (Ребята помнят эти схемы, т.к. я при -
объяснении темы " Внутреннее строение насекомых " составляла вместе с ребятами.
Просмотр диафильма "Отряды насекомые" позволят выполнить большую работу.
Задание: заполнить таблицу:
ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОТОВОЙ АППАРАТ РАЗВИТИЕ Жесткокрылые жуки грызущий полное (яйцо- личинка-куколка- взрослое насекомое) . майский . . . колорадский . . . могильщик . . . и т.д. . . После просмотра набрать сведения о группах насекомых по их значению в природе и жизни человека:
- • назвать вредителей сада, леса, огорода;
- • назвать насекомых - возбудителей болезней;
- • назвать помощников человека в борьбе с вредителями и возбудителями;
- • какие насекомые стали объектами отрасли животноводства;
- • какие насекомые имеют большое значение в медицине и легкой промышленности ;
В диафильме не было насекомых группы вредителей поля и зерновых запасов, поэтому дополнительно выдается коллекция насекомых. Ученики в тетрадь записывают новые названия и наносимый вред этих животных.
Наглядно-образная память повысила эффективность работы.
б) Словесно-логическая помять
Здесь преимущество у абстрактного понятия, схем и терминов. Для холериков, меланхоликов, учащихся со слабой развитостью этой памяти при изучении нового материала особое внимание обращаю на изучение терминов, названий.
Наука симиотика - наука о словах, законах словообразования. Использую прием разбора слова, его ассоциативное понимание, привязываю слово к истории его происхождения и т. д.
При изучении класса паукообразных, латинское слово Арахнидовые, рассказываю древнегреческую легенду о девушке Арахне, которая могла выполнять чудесные кружева. За это из-за ревности к ее мастерству, богиня Афродита превратила девушку в паука.
После многократного повторения во время рассказа данного слова, учащиеся без особого труда запоминают термин.
В разделе "Нервная система" учащиеся 9 классов изучают тему " Строение головного мозга ". Я предлагаю закрепить за каждым отделом головного мозга ассоциативное слово. Так получается у нас, что мозжечек - " пьяница ", а ребята легко вспоминают функции мозжечка (отвечает за координацию движений, равновесие...), средний мозг - "покойник", т.к. средний мозг среди прочих функций отвечает за тонус мышц, напряжение с мышц снимается только после смерти, продолговатый мозг - "хищник", опять ребятам подсказка, т.к. в продолговатом мозге находятся центры регуляции прежде всего дыхательной и пищеварительной систем.
В психологии есть такое упражнение на ассоциативную память. Я использую это упражнение применительно к биологии. Читаю пары слов:
- белок - жизнь
- глюкоза - батарейка
- ДНК - формочка
- лизосома - головастик
- и т.д.
Использую это в теме " Цитология "(II кл.)
Задание заключается в следующем: читаю один раз пары слов, затем прошу записать парами, когда я буду называть одно слово из пары.
Задание выполняется легко, чаще всего 100% правильность. После выполнения при проверке просить ребят объяснить ту или иную ассоциативную связь.
Учащиеся без труда объясняют, что ДНК - матрица для синтеза белка, выполняет роль формочки при игре в "пирожки", а лизосома играет большую роль в расщеплении ненужных включений клетки, а также уничтожении органоидов и целой клетки. Именно благодаря лизосомам исчезает хвост головастика.
А такие маленькие развлекательные упражнения с новыми словами без напряжения запоминаются и далее используются учащимися в работе.
- Решение анаграмм
ЖАБА - АБАЖ
КВАКША - АШВАКК
- Выделение общих существенных признаков:
Какое животное в данном списке является лишним:
АКУЛА - СКАТ - ОСЕТР
Ну а теперь учитель может перейти к характеристике класса хрещевых и костных рыб, т.к. акула и скат - хрящевые рыбы, а осетр -костные.
При изучении темы " Синтез белка " перед началом получения появляются слова: ТРАНСКРИПЦИЯ, РНК, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, ДНК, ТРИПЛЕТ, ТРАНГСЛЯЦИЯ.
Задание: Выберите слова, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке. Ребята легко узнают все слова, но должны назвать только - генетический код, триплет, транскрипция. (Они ранее знали ДНК и РНК). Следующий вопрос - Какие слова в перечне - новые? Ребята отвечают, это слово трансляция. Вот вам и повторения новых слов к рассказу пройденного, а также мостик к новой теме.
В сфере словесно-логической памяти находится такой раздел урока как объяснение нового материала повышенной сложности, или когда учащиеся не готовы к самостоятельному получению знаний.
Так или иначе или идет монолог учителя, или учащиеся изучают научный материал с текста.
Как оживить работу, как заинтересовать учащихся, как удержать их в состоянии длительного внимания?
Варианты работы.
1. Вопрос- ответ.
Быстро и внимательно прочитайте текст. Две команды. Поставьте вопросы противнику. Оценка по лучшему вопросу и ответу. Учитывается активность участников команд, глубина знаний, юмор, оригинальность.
2. Найди ошибку.
Я прочитаю текст, надеюсь, что главные мысли и ключевые моменты вы поймете и запомните. Теперь этот же текст, но с некоторыми изменениями содержания (биологические ошибки). Ваша задача - найти и исправить (можно устно, можно письменно).
3. Биологическая сказка.
Этот прием хорошо идет у учащихся 6-8 классов (хорошая фантазия, меньше стеснения за собственные мысли, по-прежнему высока заинтересованность учебным процессом и т. д.)
"Гриб и дерево". Сказка ученика 7 б класса Митягова Сергея.
"Жили были рядышком гриб и дерево, было большое, с громадной кроной и мощными корнями.
А гриб распространил свои тоненькие ниточки гифы под землей, и земля щедро кормила гриб влагой с минеральными веществами. Но так уж устроена жизнь, что все живое должно состоять из "живых" веществ. " Вот бы был я как дерево - зеленое, наградил бы меня бог зеленой краской, своим удивительным даром - хлорофиллом, не надо было бы мне переживать о пище. Дайте только свет солнца, углекислый газ да воду, " - так думал гриб.
Решил тогда гриб попросить дерево поделиться органическими веществами. Ответило дерево: " А что я буду иметь взамен ? ".
Гриб предложил воду, ведь гриб легко добывает ее грибницей. " Мало "- ответило дерево. Расстроился гриб. А рядом стояло еще одно дерево. Было оно и поменьше, и не такое красивое, величественное. Говорит это дерево: " Милый гриб, возьми у меня органику, ты такой маленький - много не возьмешь, а я с радостью приму от тебя воду.
Так они и стали жить поживать. Только наступили иные времена. Сухо стало, дождей - нет. Стали угнетаться все растения. И только наша парочка живет припеваючи. Пригодилась помощь гриба..
Долго терпело могучее дерево, которое отказало в помощи грибу, да не выдержало: " помоги мне гриб ".
Тогда сказал гриб: " Пожалуйста, мне не жалко. Да я и не злопамятный ". Наверно так появилось содружество гриба и дерева-симбиоз( микориза) ".
Когда мы обсуждали эту сказку, то все невольно пришли к мысли о сосуществовании людей, о том как важно жить во взаимопомощи, что не всегда красивое - значит доброе, а еще о том что добро порождать должно добро, что иногда надо отвечать добром на зло.
4. Мозговой штурм.
Широко используется для решения разного рода задач. Процедура проста. Собирается группа людей для решения определенных задач, и каждый участник предлагает то, что приходит ему на ум. Иногда кажется даже не относящееся к проблеме, теме.
Критика запрещена.
ЦЕЛЬ - получить как можно больше новых идей, т.к. чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хороших идей. Можно использовать групповые ситуации, что позволяет:
- • вдвое больше придумать решений, когда он работает в группе;
- • вызывается соревновательность между группами и членами групп;
- • повышается качество идей.
Тема в 11 классе "Прокариоты"
Для изучения трех представителей этой группы - бактерий, сине-зеленых водорослей, а также вирусов (хотя они не относятся к прокариотам, но материал изложен в этом же блоке) мы с ребятами разбирали следующие разделы:
- • строение организма;
- • жизнедеятельность (питание, энергетитческий обмен, обмен веществ, размножение);
- • значение организмов;
- • дополнительные сведения.
На основе полученных знаний, ребята переходят к этапу применения этих знаний для решения заданий. Между группами задания распределяются такие:
1 группа.
Почему некоторые ученые считали вирусы не живыми?
Вот наиболее интересные версии ответов:
- • нет мембраны;
- • не могут делиться сами;
- • не имеют органоидов свойственных клетке;
- • превращаются в кристалл в отсутствии живой клетки;
- • имеет упрощенное строение, низкий уровень развития;
- • нет обмена веществ, не образует белки, не синтезирует АТФ.) 2 Группа.
Почему ученые отнесли вирусы к живым организмам ?
Ответы этой группы:
- • несет наследственную информацию в виде ДНК и РНК;
- • состоит из белковой оболочки;
- • в борьбе с любой клеткой часто выигрывает сражение и заменяет "родную " ДНК клетки на собственную;
- • по гипотезе вирусы являются началом жизни в космосе;
- • вступает во взаимоотношения с живой клеткой, значит и сам вирус -живой.