После долгой работы в школе и при внимательном отношении к учащимся, определенной подготовке в психологии, учитель без особых трудностей может поделить учеников в классе на четыре группы по способности и обучаемости. [2]
- 1 группа Обучаемость высокая способности высокие
- 2 Группа обучаемость низкая способности высокие
- 3 Группа обучаемость высокая способности низкие
- 4 Группа обучаемость низкая способности низкие
Для работы учителя сложность возникает с группами 2,3,4. При этом с каждой группой свои сложности.
2 Группа и 4 Группа. Причина низкой обучаемости не одна. Это: не интересно излагается учебный материал, конфликт с учителем, интерес смещен на другие предметы, дискомфорт в семье или классе и т. д.
Учитель выявляет субъективные и объективные причины отсутствия должного обучения и находит средства поднять уровень обучаемости. Мастерство и опыт учителя позволит использовать тот довод и те доказательства, которые окажут воздействие.
Более сложная ситуация для меня в работе с группами 3 и 4. Ведь в этих группах ребята со слабыми способностями. Имея в каждом классе такие группы, учитель строит работу в классе так, чтобы дифференцировать как объяснительную часть урока, так и контролируемую. Да эти дети не могут мобильно мыслить, быстро ориентироваться в новом материале, запомнить новые слова и термины, использовать новые понятия в решении заданий.
Для этой группы я использую все то, о чем говорила в разделе "Развития личностных особенностей". Это повышенное требование к наглядности, работа на словесно-логическую память, на развитие мыслительной техники.
Дифференцированность проявляется при обратной связи, когда контролируется учет знаний.
По теме изучения устройства микроскопа в 6 классе, я вызываю ученика (4 гр.) и он получает задание только показать детали микроскопа, когда ученик из 1 или 2 группы (у которых хорошая память на термины) будет называть детали.
Только после этого я говорю этому же ученику из 4 группы: "Теперь я буду показывать тебе детали микроскопа, а ты будешь их называть". После нескольких повторений ученики этой группы и группы 3 быстрее запоминают научные термины.
Тема "Кровь" (обобщающий урок). Выполнение заданий из книжки "Самостоятельные работы по анатомии, физиологии и гигиене человека" под редакцией В. С. Бруновт и Л. В. Реброва. Для учащихся 2, 3 групп задание выглядит так:
Ответить на вопрос, используя условный код. а-кровь,б-плазма, в-лимфа, г-эритроциты и т.д.
- Вопросы:
- • Чем образована внутренняя Среда организма?
- • Что выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек?
- • Где образуются эритроциты?
- • Что вводят в организм лошади для выработки лечебной сыворотки?
- • и т. д.
- Для учащихся 4 группы задание другое:
- Заполнить таблицу:
Название клеток крови |
Количество в 1 мм |
Строение клеток |
Место образования |
Выполняемая функция. |
Для учащихся 1 группы задание:
В одном популярном физиологическом
тексте было образно сказано: в каждую секунду в
красное море корабли терпят крушения и
опускаются на дно. Но миллион новых кораблей
выходят из гавани вновь в плавание". Что имел в
виду автор под словами "гавань" и
"корабли"?
При дифференцированном обучении
требуется четко представлять о методах
репродуктивного и поискового характера. При
каких условиях они применяются.
Педагогические условия | Репродуктивный метод | Поисковый метод. |
При решении задач | Для формирования З.У.Н. | Развитие самостоятельного мышления, творческий подход к делу. |
При каком содержании | Когда содержание слишком сложное. | Когда содержание имеет средний уровень сложности. |
При каких особенностях учащихся | Когда не готовы к проблеме. | Когда есть подготовленность к проблемному изучению. |
Какие возможности должны иметь учащиеся для использования данного метода | Когда нет времени для проблемного изучения. | Когда есть время и готовность учащихся. |
Как сделать так, чтобы учащиеся 1 и 2 групп при
хороших способностях, даже высоких способностях
не потеряли интерес, когда класс в трудной теме
или сложном блоке новой темы не устали от
"топтания на месте"?
Учитель решил проверить знание по
строению клетки в теме "Строение клетки" 11
класс, индивидуальным ответом у доски, чтобы
ребята могли сверить свои знания, еще раз
прослушать, то, было не понято при домашней
подготовке. (Полезная работа для учащихся 3 и 4
групп). В это время учащиеся 1 и 2 групп получают
индивидуальные задания. Это может быть тестовая
работа или проблемный вопрос.
Например. Почему некоторые ученые
называют митохондрии и пластиды симбиотами
клетки?
Ребята должны догадаться, что эти
органоиды имеют в своем строении и двойную
мембрану, и РНК, ДНК, и рибосомы, т.е. синтез белка,
и ферменты. Это значит, все необходимое для
самостоятельной жизнедеятельности.
Подобные задания посильны для этих
групп, более того, они интересны.
Люблю использовать опорные сигналы и
при объяснении новой темы, и для опроса. Какое это
подспорье для учащихся 3 и 4 группы, у которых
слабая память на терминологию и логическое
объяснение их необходимости в данном тексте
учебного материала.
Все эти методические приемы способны
снять разницу в развитии и способностях учащихся
этих групп.