Выполнение принципа по развитию всех учащихся, как сильных, так и слабых, через дифференцированное обучение

    После долгой работы в школе и при внимательном отношении к учащимся, определенной подготовке в психологии, учитель без особых трудностей может поделить учеников в классе на четыре группы по способности и обучаемости. [2]

1 группа Обучаемость высокая способности высокие
2 Группа обучаемость низкая способности высокие
3 Группа обучаемость высокая способности низкие
4 Группа обучаемость низкая способности низкие

    Для работы учителя сложность возникает с группами 2,3,4. При этом с каждой группой свои сложности.
    2 Группа и 4 Группа. Причина низкой обучаемости не одна. Это: не интересно излагается учебный материал, конфликт с учителем, интерес смещен на другие предметы, дискомфорт в семье или классе и т. д.
    Учитель выявляет субъективные и объективные причины отсутствия должного обучения и находит средства поднять уровень обучаемости. Мастерство и опыт учителя позволит использовать тот довод и те доказательства, которые окажут воздействие.
    Более сложная ситуация для меня в работе с группами 3 и 4. Ведь в этих группах ребята со слабыми способностями. Имея в каждом классе такие группы, учитель строит работу в классе так, чтобы дифференцировать как объяснительную часть урока, так и контролируемую. Да эти дети не могут мобильно мыслить, быстро ориентироваться в новом материале, запомнить новые слова и термины, использовать новые понятия в решении заданий.
    Для этой группы я использую все то, о чем говорила в разделе "Развития личностных особенностей". Это повышенное требование к наглядности, работа на словесно-логическую память, на развитие мыслительной техники.
    Дифференцированность проявляется при обратной связи, когда контролируется учет знаний.
    По теме изучения устройства микроскопа в 6 классе, я вызываю ученика (4 гр.) и он получает задание только показать детали микроскопа, когда ученик из 1 или 2 группы (у которых хорошая память на термины) будет называть детали.
    Только после этого я говорю этому же ученику из 4 группы: "Теперь я буду показывать тебе детали микроскопа, а ты будешь их называть". После нескольких повторений ученики этой группы и группы 3 быстрее запоминают научные термины.
    Тема "Кровь" (обобщающий урок). Выполнение заданий из книжки "Самостоятельные работы по анатомии, физиологии и гигиене человека" под редакцией В. С. Бруновт и Л. В. Реброва. Для учащихся 2, 3 групп задание выглядит так:
    Ответить на вопрос, используя условный код. а-кровь,б-плазма, в-лимфа, г-эритроциты и т.д.

    Вопросы:
    • Чем образована внутренняя Среда организма?
    • Что выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек?
    • Где образуются эритроциты?
    • Что вводят в организм лошади для выработки лечебной сыворотки?
    • и т. д.
Для учащихся 4 группы задание другое:
Заполнить таблицу:

Название клеток крови

Количество в 1 мм

Строение клеток

Место образования

Выполняемая функция.

         

    Для учащихся 1 группы задание:
    В одном популярном физиологическом тексте было образно сказано: в каждую секунду в красное море корабли терпят крушения и опускаются на дно. Но миллион новых кораблей выходят из гавани вновь в плавание". Что имел в виду автор под словами "гавань" и "корабли"?
    При дифференцированном обучении требуется четко представлять о методах репродуктивного и поискового характера. При каких условиях они применяются.

Педагогические условия Репродуктивный метод Поисковый метод.
При решении задач Для формирования З.У.Н. Развитие самостоятельного мышления, творческий подход к делу.
При каком содержании Когда содержание слишком сложное. Когда содержание имеет средний уровень сложности.
При каких особенностях учащихся Когда не готовы к проблеме. Когда есть подготовленность к проблемному изучению.
Какие возможности должны иметь учащиеся для использования данного метода Когда нет времени для проблемного изучения. Когда есть время и готовность учащихся.

    Как сделать так, чтобы учащиеся 1 и 2 групп при хороших способностях, даже высоких способностях не потеряли интерес, когда класс в трудной теме или сложном блоке новой темы не устали от "топтания на месте"?
    Учитель решил проверить знание по строению клетки в теме "Строение клетки" 11 класс, индивидуальным ответом у доски, чтобы ребята могли сверить свои знания, еще раз прослушать, то, было не понято при домашней подготовке. (Полезная работа для учащихся 3 и 4 групп). В это время учащиеся 1 и 2 групп получают индивидуальные задания. Это может быть тестовая работа или проблемный вопрос.
   Например. Почему некоторые ученые называют митохондрии и пластиды симбиотами клетки?
    Ребята должны догадаться, что эти органоиды имеют в своем строении и двойную мембрану, и РНК, ДНК, и рибосомы, т.е. синтез белка, и ферменты. Это значит, все необходимое для самостоятельной жизнедеятельности.
    Подобные задания посильны для этих групп, более того, они интересны.
    Люблю использовать опорные сигналы и при объяснении новой темы, и для опроса. Какое это подспорье для учащихся 3 и 4 группы, у которых слабая память на терминологию и логическое объяснение их необходимости в данном тексте учебного материала.
    Все эти методические приемы способны снять разницу в развитии и способностях учащихся этих групп.

на предыдущую страницу