Принцип смыслового отношения к миру и общественно-функциональная значимость знаний

    Как оживляется урок, когда среди биологических терминов и понятий учитель начинает рассказывать о жизни великих людей, читает стихи, рассказывает притчи...
    Это позволяет переключить внимание учеников, снять напряжение, поместить биологические знания в нишу общественной жизни, передать ребятам новую информацию из области философии, литературы, искусства.
    Тема "Наследственные болезни, связанные с полом", а рассказ о Ван Гоге - французском художнике-импрессионисте. О его трагичной судьбе, о его картинах (можно использовать репродукции), впечатлительный рассказ об отрезанном ухе. И все это для того, чтобы сказать, - мать художника болела шизофренией и передала эту болезнь Ван Гогу и его брату. Далее идет чистая генетика.
    В изучении темы "Физиология нервной деятельности", говоря о возбуждении и торможении, о снятии нервного напряжения, о смене физического и умственного труда, я рассказываю о своем земляке А. А. Ухтомском, о его книге "Заслуженный собеседник". Потом мы можем пойти в музей в гости к замечательной хозяйке музея Н. Н. Бекташевой. Она может много рассказать и о жизни А. А. Ухтомского, и о его трудах, об ученом - физиологе, философе, религиозном деятеле.
    Говоря об охране животных, рассказываю о писателе Хоменгуэйе, который написал трогательный, печальный, мудрый роман " Старик и море". И тут же рассказываю о том, как любил писатель корриду и охоту. Как однажды он описывал охоту на слонов (он лично убил 22 слона), тигров, гиен. "Раненая гиена начала кружиться на одном месте, затем изогнулась и стала рвать куски собственного мяса в том месте, куда попала пуля". Как можно объяснить, что в одном человеке умещается жестокость и нежность, жестокость и талант.
    Ребята любят философствовать.
    При открытых уроках, при посещении уроков администрацией одним из критериев оценки является - связь с жизнью. По Леонову - принцип картины мира, опора на культуру, формирование мировоззрения учащихся.
    Я поделюсь той работой в этом направлении, которая, по моему мнению, получается наиболее удачно, дает хорошие результаты. Для изучения биоценозов в работе использую Петровский парк, расположенный на левом берегу Волги, устье Шексны. Учащиеся имеют индивидуальные и групповые задания о видовом составе биоценоза, о трофических структурах, о возрастном вегетативном состоянии растений и т.д. Но вместе с биологическими знаниями учащиеся получают сведения об историческом возникновении и значении этого парка.
    Ну разве не интересно узнать, что парк - это часть усадьбы Михалковых. Михалковы - старинная дворянская семья, которая подарила России политиков, военных, деятелей искусства.
    Потомками этой семьи являются Сергей Владимирович Михалков- писатель, автор гимна СССР, деятели кино Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
    Ребята узнают о том, что дядя Никиты Михалкова стал основателем нашего Историко-Художественного музея. В начале века он подарил городу иконы, мебель, картины, прекрасную библиотеку. Все это стало первыми экспонатами музея.
    Мы встречались с самим Никитой Михалковым и подарили ему фотографии усадьбы (начало века) и его обитателей.
    В течение нескольких лет школа работа в практических исследованиях экологического состояния города. В школе вместе со мной работает старейший учитель школы Р. Ф. Клевцова. Она в сотрудничестве со Станцией Туризма провела много походов по малым рекам Рыбинского района и Ярославской области.
    Написаны характеристики на реки: Крутец, Коровка, Черемуха. Вместе с ребятами мы с удовольствием ходили в походы, где наблюдали за состоянием воды этих рек - брали пробы, тестировали с помощью ракообразных (дафний), пробовали объяснить причины загрязнения. Группа теоретиков собирала материал, подтверждающий гипотезы практиков, поднимала законодательные документы.
    Работа была завершена оформлением документов, составлением карт загрязнения и водосбросов, проведением информационно-экологического вестника "За чистоту планеты мы все в ответе". Это было большое городское мероприятие для завучей организаторов и учителей биологии школ города.
    Вот маленький отрывок из этого вестника. "Давайте рассмотрим только два воздействия окружающей Среды: состояние воздуха и воды.
    Ни одно общество, которое заботится о здоровье своих людей, не пустит предприятие, заведомо зная, что деятельность его приведет к экологическим нарушениям, а у нас так работает завод Рыбинские моторы. У них не построены дополнительные очистные сооружения. В результате отходы поступают в городские водоочистные сооружения, которые построены были более 30 лет назад. Город рос, а принимающие возможности этих сооружений оставалась прежними. В результате сейчас 1/4 часть всех сточных вод выходит в Волгу вовсе без очистки. Когда ребята побывали на очистных сооружениях и увидели сами ту грязь, которая поступает в Волгу, первое, что они сказали: "Это вредительство. О чем думают власти?" Правда, хороший вопрос?
    Любое общество, любая семья жива своими традициями. В нашей школе, которой 150 лет, есть свои замечательные традиции.
    В 20-30 годы в школе работал замечательный педагог, талантливый и умный. Это Иорданский Владимир Петрович. Любимец всех учеников. Вместе с ребятами он создал в школе агробиостанцию. В нее входили: зоопарк, лаборатории, выставочный зал. Весь город помогал ухаживать за животными. А были в зоопарке: медведь, лось, кабан, енотовидная собака, зайцы, гуси, муравейники и т. д. Это Иорданский со своими учениками организовали в городе Рыбинске юннатское движение.
    С какой любовью вспоминают те времена выпускники школы, оставшиеся в живых. Судьба же педагога трагична. Иорданский В. П. был репрессирован и расстрелян в 1937 году.
    К судьбе этого человека, к работе агробиостанции мы возвращаемся постоянно. Нам помогает в этом сын учителя Иорданский Н. В.
    Такая внеклассная работа не только пополняет знания учащихся, она меняет ребят по сути. Они в такой деятельности становятся добрее, мудрее.

на предыдущую страницу