К уроку 1. “Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости”.
Задача 1. Тетя Маша
выращивает помидорную рассаду. Ее покупают тетя
Даша и тетя Лиза. У тети Лизы есть цветной
телевизор, и она смотрит все сериалы. У тети Даши
тоже есть телевизор, но ее раздражает реклама, и
телевизор она включает редко.
а/ Каких урожаев можно ожидать на
соседских огородах и почему?
б/ Вырастет ли из семян, полученных из
помидор тети Лизы, закаленных в житейских
невзгодах, чертополох, а из холеных помидорных
семян тети Даши - ананас?
в/ Как с точки зрения биологии можно
объяснить фразы: “Рожденный ползать, летать не
может”, “От яблоньки - яблочко, от елочки -
шишка”.
В результате беседы делаются выводы:
Видовые признаки передаются по наследству через хромосомы половых клеток. | |
Хромосомы контролируют развитие признаков,” держа их в определенных рамках”. | |
Существуют механизмы, способные изменить признак. | |
Любой организм обладает двумя свойствами: наследственностью и изменчивостью. | |
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. |
К уроку 2 “Гибридологический метод исследования”.
Задача 2. Выбрать из
перечисленных признаков альтернативные: красные
цветки, красные плоды, желтые горошины, длинные
стебель, большие глаза, добрые глаза, трехгранный
стебель, трудолюбие тети Даши, округлый стебель,
злые глаза, любовь тети Лизы к телевизору,
маленькие глаза, белые цветки, короткий стебель,
желтые плоды.
Можно ли из данного признака выделить
доминантные и рецессивные признаки?
Задача 3. Даны а/ признаки:
красные цветки, серое тело, длинные стебли,
длинная шерсть, рогатость, коричневая шерсть,
белые цветки, безрогость, черная шерсть, красные
глаза, короткие стебли, желтые горошины, короткие
глаза, короткая шерсть, зеленые горошины, белые
глаза, черное тело, длинные крылья. б/ организмы:
корова, плодовая мушка дрозофила, горох, морская
свинка.
Составьте схемы возможных
моногибридных, дигибридных и тригибридных
скрещиваний.
Задача 4. Дан перечень условий для проведения научного эксперимента:
Выберите условия, которые стали бы использовать тетя Даша и тетя Лиза.
К уроку 3. “Закон единообразия”.
Задача 5. У тети Лизы в одном кармане конфета “Дубок” и в другом кармане конфета “Дубок”. Какое максимальное количество детей может осчастливить тетя Лиза? Будут ли дети счастливы одинаково или разнообразно? Сколько сортов конфет у тети Лизы? (Ответы: 2; одинаково; 1)
Задача 6. У тети Даши в одном кармане конфета “Дубок”, а в другом кармане конфета “Белочка”. Какое максимальное количество детей может осчастливить тетя Даша? Будут ли дети счастливы одинаково или разнообразно? Сколько сортов конфет у тети Даши? (Ответы: 2; разнообразно; 2)
Задача 7. Сколько конфет на складе кондитерской фабрики, выпускающей конфеты “Дубок”? Сколько сортов конфет на складе? Сколько сортов конфет будет складировано, если фабрика начнет выпускать кроме “Дубка” еще и “Белочку”? (Ответы: множество; 1; 2)
Задача 8. Сколько гамет
может образовать организм с генотипом АА по
данному признаку? Сколько типов гамет образует
этот организм? (Ответы: множество; 1)
Сколько гамет может образовать
организм с генотипом Аа по данному признаку?
Сколько типов гамет образует этот организм?
(Ответы: множество; 2)
Правило: Считаем не количество гамет, а количество типов гамет.
Задача 9. Определите рецессивные и доминантные гены: А, В, с, в, С, а.
Задача 10.Выберите из перечисленных генотипов те, которые дают 1 тип гамет по данному признаку, и те, которые дают 2 типа гамет: АА, Аа, аа, сс, Сс, Дд, ДД дд, СС,
Ff, ff, FF. Назовите эти генотипы.Задача 11.Аллель
F определяет коричневый цвет глаз, а аллель f - голубой. Какими будут фенотипы особей с генотипами FF, Ff , ff.АЛГОРИТМ
решения генетической задачи на определение
типа наследования признака.
Запись решения генетической задачи
Порядок действий Цитологическое обоснование Краткие пояснения
Фенотипы родителей
Генотипы родителей
Гаметы
Генотипы
F1Фенотипы
F1Формулы расщепления
Ответ:
Задача 12.Тетя Лиза решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что тетя Даша выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение тетя Лиза стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у тети Маши, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились. Почему тетя Лиза пила валерьянку?
Решение: Введем обозначения: А - белые плоды, а - желтые плоды
Фенотипы родителей |
белые плоды |
желтые плоды |
из условия |
|
Генотипы родителей |
АА |
х |
аа |
|
Гаметы |
х |
г. чистоты гамет |
||
Генотипы F1 |
Аа |
сл. оплодотворение |
||
Фенотипы F1 |
все плоды белые |
закон единообразия |
Ответ: вместо ожидаемых плодов желтого цвета появились белые плоды, т.к. белый цвет определяется доминантным аллелем. Результаты этого скрещивания объясняются действием закона единообразия гибридов первого поколения.
Задача 13. (самостоятельное
решение) Тетя Маша выращивала прекрасные
красноплодные помидоры, а тетя Даша гордилась
своими желтоплодными помидорами. Тетя Лиза
решила всех перещеголять и получить растения с
оранжевыми плодами. Взяв по одному растению у
своих соседок, она скрестила жертвы
селекционера-любителя. Почему, когда созрели
помидоры, тетя Лиза опять пила валерьянку.
(Перед решением задачи целесообразно
задать следующие вопросы: “Можно ли, не прибегая
к записи цитологических обоснований, ответить на
вопрос задачи? Почему вы пришли к такому выводу?)
Задача 14. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каковы возможные генотипы черных и коричневых животных? Можно ли ожидать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак? (Ответы: черные - АА, Аа; коричневый - аа; нет)
Задача 15. (для домашнего задания) У томатов нормальный рост растения доминирует над карликовым. Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? Дайте цитологическое объяснение своему ответу.
Задача 16. (для домашнего задания) Скрестили черного и белого кроликов. В потомстве были только черные кролики. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?