Задачи, используемые при изучении темы
“Основные закономерности наследственности”.

К уроку 11. “Сцепленное наследование”.

Задача 50. Рассмотрите рисунок и определите, сколько типов гамет может образоваться в каждом случае:

Image5.gif (2991 bytes)

Ответ: 1. 4: АВ, Ав, аВ, ав
              2. 2: А//В, а//в
              3. 4: А//В, а//в, А//в, а//В

    Задача 51. В тете Лизе проснулась любовь к кроликам и она приобрела еще двух породистых: пятнистого с короткой шерстью и гладкоокрашенного ангорского. Через некоторое время выяснилось, что это были самка и самец: у самки родились крольчата - все гладкоокрашенные ангорские. Пока тетя Лиза смотрела телевизор, пятнистого самца покусала собака, и он умер. Но поголовье ее длинноухого стада росло: появились на свет 4 сплошь окрашенных ангорских, 5 пятнистых с короткой шерстью. Были еще два не похожих ни на родителей, ни друг на друга. И тетя Лиза решила, что их подкинули. Права ли тетя Лиза, и откуда могли взяться эти два крольчонка?

    Задача 52. (для домашнего задания) Гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов - над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с растением с рецессивными признаками?

К уроку 12. “Хромосомная теория наследственности”.

    Задача 53. А,В,С - три генных локуса, расположенных в одной хромосоме. Определите, между какими генами вероятность кроссинговера выше и почему?

Image6.gif (1092 bytes)

    Задача 54. При анализирующем скрещивании мух дрозофил получены следующие результаты: потомков с родительскими фенотипами оказалось 965 и 944, с рекомбинантными фенотипами - 206 и 185. Определить частоту рекомбинаций и расстояние между генами.

Решение:


Частота рекомбинаций =

число рекомбинантов
_________________________

общее число потомков х 100%

Частота рекомбинаций = (206+185): (965+ 944+206+185) х100% =17%
Гены расположены на расстоянии 17 морганид друг от друга.

    Задача 55. Частота рекомбинаций между генами А и В - 4%, а между генами А и С - 9%. Определите возможное положение генов в хромосоме.
    Ответ:

Image7.gif (1185 bytes)

Ответ:

    Задача 56. У томатов высокий стебель доминирует над карликовым, а круглая форма плодов - над грушевидной. Гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, находятся в одной хромосоме, а частота рекомбинаций равна 20%. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать в этом скрещивании?
   Ответ: процентное соотношение потомков: 40%, 40%, 10%, 10%.

    Задача 57. Если допустить, что гены А и В сцеплены и перекрест между ними составляет 20%, то какие гаметы и в каком количественном соотношении будет образовывать гетерозигота?

    Задача 58.Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Гены, определяющие эти признаки сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: окрашенных гладких 4152, окрашенных морщинистых 149, неокрашенных гладких 152, неокрашенных морщинистых 4163. Определите расстояние между генами.

К уроку 13. “Генетика пола”.

    Задача 59. Заполни таблицу “Типы соотношения половых хромосом”.

 

Генотип

Гаметы

Гетерогаметный пол

Организмы

Самки

самца

самки

самца

самки

самца

Человек

ХХ

ХУ

Х

Х и У

 

+

Дрозофила

ХХ

ХУ

       

Моль

ХО

ХХ

       

Птицы

ХУ

ХХ

       

Бабочки

ХУ

ХХ

       

Кузнечики

ХХ

ХО

       

    Задача 60. Даны генотипы животных. Составьте схемы определения пола. Подчеркните гетерогаметный пол.

  1. Кузнечик 22 + ХО и 22 + ХХ (самка)
  2. Шелкопряд 54 + ХХ и 54 + ХУ (самка)
  3. Моль 60 + ХХ и 60 + ХО (самка)
  4. Человек 44 + ХУ и 44 + ХХ (самка)

К уроку 14. “Наследование, сцепленное с полом”

    Задача 61. Аквариумисты-любители организовали выставку, на которую пошли тетя Даша, любительница всех животных, и тетя Лиза, сидевшая без дела, так как у нее сломался телевизор. Тетя Даша задержалась у аквариума с гуппи. Ее заинтересовала различная окраска рыбок. Одни из них были серенькими, а другие - пестренькими. “Одни, наверное, самки, а другие самцы. А вот какие?” - бормотала тетя Даша. “Да чего гадать - то. Которые разукрашенные - это самцы. Петухи гамбургские с жабрами,”- сказала тетя Лиза через плечо и ушла смотреть золотых рыбок. Как это ни странно, Тетя Лиза оказалась права. Что бы вы могли рассказать тете Даше о наследовании окраски у гуппи.

    Задача 62. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный ген - коричневую. Зеленого гомозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, гибридов от возвратного скрещивания ( возвратное скрещивание - скрещивание с родительскими особями).

    Задача 63. Гемофилия наследуется как рецессивный признак, сцепленный с полом. У собаки в помете 8 щенков, половина из них самцы. У одного из них очень рано обнаружилась гемофилия. Будут ли болеть другие щенки.
   Ответ: все самки будут здоровыми, 50% их - носители гемофилии, как и мать. Среди самцов вероятность появления гемофилика 50%. Другие щенки также могут заболеть гемофилией.

    Задача 64. (для домашнего задания) У канареек ген окраски оперенья сцеплен с полом. Зеленая окраска - доминантный признак. Коричневая окраска -рецессивный признак. Наличие хохолка зависит от аутосомного гена С, его отсутствие - от гена с. Гомозиготного зеленого хохлатого самца скрещивают с коричневой самкой без хохолка. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения.
    Решение: введем обозначения: В - зеленая окраска, С - наличие хохолка,
    (ген окраски сцеплен с полом), в - коричневая окраска, с - отсутствие хохолка

Фенотипы родителей

зеленый
с хохолком

коричневая
без хохолка

из условия

Генотипы родителей

ХВХВСС

х

ХвУсс

Гаметы

Image13.gif (1017 bytes)


х

Image14.gif (1012 bytes)Image15.gif (992 bytes)

Г. чистоты гамет

Генотипы F1

ХВХвСс + ХВУСс

Случайное скрещивание

Фенотипы F1

зел. с х-м
самец

зел. с х-м
самка

а. скрещивание

Генотипы родителей ХВХвСс х  ХВУСс из условия
Гаметы, генотипы и фенотипы F2:

 

ХВС

ХВс

УС

Ус

ХВС

ХВХВСС
з.х.

ХВХВСс
з.х.

ХВYСC
з.х.

ХВYСс
з.х.

ХВс

ХВХВСс
з.х.

ХВХВ
з.

ХВYСс
з.х.

ХВYcс
з.

ХвС

ХВХвСC
з.х.

ХВХвСс
з.х.

ХвУСC
к.х.

ХвУСc
к.х.

Хвс

ХВХвСс
з.х.

ХВХв
з.

ХвУСc
к.х.

ХвУcc
к.

    Ответ: среди F1 самцы зеленые с хохолком и такие же самки; среди F2 могут появиться 6 самцов зеленых с хохолком и 2самца зеленых без хохолка, № зеленых с хохолком самки, 1самка зеленая без хохолка, 3 коричневых самки с хохолком и 1 коричневая самка без хохолка.

на предыдущую страницу