К уроку 6. “Анализирующее скрещивание “.
Задача 28. У куриц
розовидный гребень является доминантным
признаком, а простой - рецессивным. Каких
потомков можно ожидать в следующих скрещиваниях:
а/ ДД х дд (все Дд - с розовидным гребнем
)
б/ Дд х ДД (Дд + ДД - все с розовидным
гребнем)
в/ дд х дд (все дд - все с простым гребнем
)
г/ Дд х дд (Дд + дд - 50 : 50)
Задача 30.
Чтобы вы посоветовали сделать мистеру Смиту ( см.
задачу 22, урок 5), чтобы после покупки скота ему
больше не нужно было обращаться в суд?
Ответ: скрестить животное с особью,
гомозиготной по рецессивному признаку.
Задача 31. Рядом с тетей Лизой поселилась
молодая семья. Сарафанное радио тут же
заработало: тетя Лиза побежала с докладом к тете
Даше. Рассказала все, что смогла определить на
глазок: “Муж темный, кареглазый, а жена
светленькая и глазки у нее голубые, как
незабудки.” - щебетала она - “Деток у них двое.
Мальчик в папу - кареглазый и девочка тоже. Жалко,
что не в маму. Даст бог, третьего родят
голубоглазым”. Может ли молодая семья
осчастливить тетю Лизу.
Ответ: Скорее нет, чем да. (Дать
конкретный ответ нельзя. Но решение этой задачи
позволяет рассуждать, делать предположения. )
Задача 32. При скрещивании дрозофилы с нормальными крыльями с короткокрылой особью среди гибридов первого поколения было 50% нормальных и 50% короткокрылых. Можно ли определить доминирующий признак? К какому виду относится это скрещивание. Каковы генотипы родителей и потомков?
Задача 33.( для домашнего задания )Кровь большинства людей содержит антиген Rh, который наследуется как доминантный признак (Rh+). В крови других людей нет этого антигена (Rh-). Какие дети могут родиться от брака двух резус-отрицательных родителей? В случае, если один из родителей резеус-положительный, а другой резус-отрицательный? От брака двух резус-положительных родителей. Укажите задачу, решение которой соответствует схеме анализирующего скрещивания. ( Вторая задача в случае гетерозиготности резус-положительного родителя)
Задача 34. Составить задачу по теме “анализирующее скрещивание”.
К уроку 7 - 8. “Дигибридное скрещивание”.
Задача 35. Сколько типов гамет образуют организмы с генотипами: АА, Аа, Аа, ВВ, Вв, вв?
Задача 36. Сколько типов гамет образуют организмы с генотипами: ААВВ, аавв, АаВв?
Задача 37. Возможны ли другие генотипы, образованные аллелями А, В, а, в?
Задача 38. Какие типы гамет образуют организмы с такими генотипами?
Задача 39. Какой генотип дает наибольшее количество гамет? (дигетерозигота)
Задача 40. Какие генотипы могут быть у гибридов от скрещивания двух дигетерозигот?
Решение:
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
|
АВ |
ААВВ |
ААВа |
АаВВ |
АаВв |
Ав |
ААВв |
ААвв |
АаВв |
Аавв |
аВ |
АаВВ |
АаВв |
ааВВ |
ааВв |
ав |
АаВв |
Аавв |
ааВв |
аавв |
Сколько образуется генотипов,
доминантных по двум признакам? ( 9 )
Сколько образуется генотипов, доминантных по
первому признаку? ( 3 )
Сколько образуется генотипов, доминантных по
второму признаку? ( 3 )
Сколько образуется генотипов, рецессивных по
двум признакам? ( 1 )
Алгоритмическое предписание
для решения задач на дигибридное скрещивание.
Определите формулу расщепления фенотипов гибридного потомства по каждому признаку.
Задача 41. Тетя Даша купила белого гладкого кролика Кузю в подарок внукам. Тетя Лиза тут же купила крольчиху Муську, черную и лохматую. Внуки долго не приезжали. Зато у крольчихи родились крольчата. “Ай, Муська! Знать она сильна!” - ликовала тетя Лиза. Что польстило ее самолюбию? Через год по двору тети Лизы бегали кролики, отличающиеся длиной и цветом шерсти. В какой шубе будет ходить тетя Лиза следующей зимой? ( 1. Все крольчата первого поколения были черными и лохматыми. 2. Такой же, вероятно, будет и шуба, так как кроликов с таким фенотипом будет больше других)
Задача 42. У свиней черная окраска шерсти доминирует над рыжей, длинная щетина - над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания животных: а/ черного длиннощетинного, гетерозиготного по обоим аллелям, с рыжим короткощетинным. б/ гомозиготного черного длиннощетинного с рыжим короткощетинным. в/ Укажите скрещивание по типу анализирующего.
Задача 43. Сколько и какие
сорта гамет образуются у темноволосого
кареглазого человека, если у него родились
темноволосый голубоглазый сын и светловолосая
кареглазая дочь?
Ответ: генотип гетерозиготный, гаметы
- АВ, Ав, аВ, Аа.
Задача 44. ( для домашнего задания ) При скрещивании растений томатов появились гибриды с различными генотипами в соотношении 1:1:1:1. Составьте задачу, пользуясь данными о менделирующих признаках.
Задача 45. ( для домашнего
задания ) У человека карий цвет глаз и
способность лучше владеть правой рукой
наследуются как доминантные признаки. Гены,
определяющие эти признаки, находятся в разных
парах хромосом.
а/ Кареглазый юноша, лучше владеющий
правой рукой, гомозиготный по обоим признакам,
женится на голубоглазой левше.
б/ Кареглазый юноша, лучше владеющий
правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам,
женится на голубоглазой левше.
Определите в каждом случае, каких
детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях.
К уроку 9. Решение задач.
Задача 46. При скрещивании
обычной серой самки гуппи с золотистым самцом
появились 43 малька, из которых 22 были серыми и 21 -
золотистыми. Какие нужно провести скрещивания,
чтобы выяснить, какой из признаков доминирует?
Решение: - расщепление в соотношении 1:1
(примерно) свидетельствует об анализирующем
скрещивании, т.е. о том, что один организм
гетерозиготен, а другой гомозиготен по
рецессивному признаку.
-необходимо скрестить рыб одной
окраски между собой. Отсутствие расщепления
будет свидетельствовать о том, что скрещиваемые
особи были рецессивными гомозиготами. А
расщепление будет свидетельствовать о
гетерозиготности особей с доминантным
фенотипом.
Задача 47. Скрестили
растения томатов с красными грушевидными
плодами с растением с желтыми круглыми плодами. В
F1 получили 50% красных круглых
и 50% желтых круглых. От скрещивания растений с
желтыми круглыми плодами из F1
получили 75% желтых круглых и 25% желтых
грушевидных. Какой признак, определяющий, форму
доминирует? Каковы генотипы родителей, гибридов F1 и F2, если красная
окраска плодов доминирует?
Решение: введем обозначения: А -
красные плоды, В - круглая форма
а - желтые плоды, в - грушевидная форма
Фенотипы родителей |
кр., гр. |
ж., круг. |
из условия |
|
Генотипы родителей |
Аавв |
х |
ааВВ |
вывод из условия |
Гаметы |
х |
г. чистоты гамет |
||
Генотипы потомков |
АаВв + ааВв |
сл. оплодотворение |
||
Фенотипы потомков |
кр.кр. ж.кр. |
закон расщепления |
||
Генотипы родителей |
ааВв х ааВв |
из условия |
||
Гаметы |
х | г. чистоты гамет |
||
Генотипы потомков |
ааВВ
+ ааВв + ааВв + аавв |
сл. оплодотворение |
Задача 48. Имеются черные
длинношерстные кошки и сиамские
короткошерстные. И те и другие гомозиготны по
длине шерсти и окраске. Известно, что черный цвет
и короткошерстность - доминантные признаки.
Предложите систему скрещиваний для выведения
породы длинношерстных кошек с окраской шерсти,
характерной для сиамских кошек. Определите
вероятность появления кошек с таким фенотипом.
Решение: введем обозначения: А - черный
окрас, В - короткая шерсть
а - сиамский окрас, в - длинная шерсть
Фенотипы родителей |
черные дл-ш |
сиамские к-ш |
|
Генотипы родителей |
ААвв |
х |
ааВВ |
Гаметы |
|
||
Генотипы потомков |
АаВв |
||
Фенотипы потомков |
черные короткошерстные |
Чтобы получить рецессивную дигомозиготу можно скрестить две дигетерозиготы из
F1. Вероятность появления котенка с нужным генотипом мала, всего 1/16. При малом количестве потомков такой генотип может не появиться.Задачи для проверочной работы.
1 уровень (на оценку “хорошо”) |
2 уровень (на оценку“отлично”) |
1. Сколько и какие сорта гамет образуются у темноволосого кареглазого мужчины? |
1. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился ребенок с кудрявыми светлыми волосами. Запишите генотипы родителей и ребенка. |
2.При
скрещивании черного петуха без хохла с бурой
хохлатой курицей все потомство оказалось бурым и
хохлатым. Определите генотипы родителей и
потомства. Какие признаки являются доминантными?
|
2. Скрестили два сорта арбузов, один с длинными зелеными плодами, второй с круглыми полосатыми. В первом поколении плоды получились круглыми зелеными. Каким будет второе поколение и оба поколения от скрещивания с родительскими формами (возвратное скрещивание)? |
Задача 49. (для домашнего задания) У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра (отложение солей в суставах и их деформация) - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, не страдающей подагрой, и отца с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.