Задачи, используемые при изучении темы
“Основные закономерности наследственности”.

К уроку 6. “Анализирующее скрещивание “.

    Задача 28. У куриц розовидный гребень является доминантным признаком, а простой - рецессивным. Каких потомков можно ожидать в следующих скрещиваниях:
    а/ ДД х дд (все Дд - с розовидным гребнем )
    б/ Дд х ДД (Дд + ДД - все с розовидным гребнем)
    в/ дд х дд (все дд - все с простым гребнем )
    г/ Дд х дд (Дд + дд - 50 : 50)

    Задача 30. Чтобы вы посоветовали сделать мистеру Смиту ( см. задачу 22, урок 5), чтобы после покупки скота ему больше не нужно было обращаться в суд?
   Ответ: скрестить животное с особью, гомозиготной по рецессивному признаку.

    Задача 31. Рядом с тетей Лизой поселилась молодая семья. Сарафанное радио тут же заработало: тетя Лиза побежала с докладом к тете Даше. Рассказала все, что смогла определить на глазок: “Муж темный, кареглазый, а жена светленькая и глазки у нее голубые, как незабудки.” - щебетала она - “Деток у них двое. Мальчик в папу - кареглазый и девочка тоже. Жалко, что не в маму. Даст бог, третьего родят голубоглазым”. Может ли молодая семья осчастливить тетю Лизу.
   Ответ: Скорее нет, чем да. (Дать конкретный ответ нельзя. Но решение этой задачи позволяет рассуждать, делать предположения. )

    Задача 32. При скрещивании дрозофилы с нормальными крыльями с короткокрылой особью среди гибридов первого поколения было 50% нормальных и 50% короткокрылых. Можно ли определить доминирующий признак? К какому виду относится это скрещивание. Каковы генотипы родителей и потомков?

    Задача 33.( для домашнего задания )Кровь большинства людей содержит антиген Rh, который наследуется как доминантный признак (Rh+). В крови других людей нет этого антигена (Rh-). Какие дети могут родиться от брака двух резус-отрицательных родителей? В случае, если один из родителей резеус-положительный, а другой резус-отрицательный? От брака двух резус-положительных родителей. Укажите задачу, решение которой соответствует схеме анализирующего скрещивания. ( Вторая задача в случае гетерозиготности резус-положительного родителя)

    Задача 34. Составить задачу по теме “анализирующее скрещивание”.

К уроку 7 - 8. “Дигибридное скрещивание”.

    Задача 35. Сколько типов гамет образуют организмы с генотипами: АА, Аа, Аа, ВВ, Вв, вв?

    Задача 36. Сколько типов гамет образуют организмы с генотипами: ААВВ, аавв, АаВв?

    Задача 37. Возможны ли другие генотипы, образованные аллелями А, В, а, в?

    Задача 38. Какие типы гамет образуют организмы с такими генотипами?

    Задача 39. Какой генотип дает наибольшее количество гамет? (дигетерозигота)

    Задача 40. Какие генотипы могут быть у гибридов от скрещивания двух дигетерозигот?

Решение:

   

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВа

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

Сколько образуется генотипов, доминантных по двум признакам? ( 9 )
Сколько образуется генотипов, доминантных по первому признаку? ( 3 )
Сколько образуется генотипов, доминантных по второму признаку? ( 3 )
Сколько образуется генотипов, рецессивных по двум признакам? ( 1 )

Алгоритмическое предписание
для решения задач на дигибридное скрещивание.

  1. Запишите известные данные о фенотипе родителей.
  2. Определите генотипы родителей, опираясь на данные условия задачи.
  3. Определите, сколько и каких типов гамет образует каждый родительский организм.
  4. Определите возможные генотипы гибридов первого поколения, пользуясь, если это необходимо решеткой Пеннета.
  5. Определите фенотипы гибридов.
  6. Определите формулу расщепления гибридного потомства.

Определите формулу расщепления фенотипов гибридного потомства по каждому признаку.

   Задача 41. Тетя Даша купила белого гладкого кролика Кузю в подарок внукам. Тетя Лиза тут же купила крольчиху Муську, черную и лохматую. Внуки долго не приезжали. Зато у крольчихи родились крольчата. “Ай, Муська! Знать она сильна!” - ликовала тетя Лиза. Что польстило ее самолюбию? Через год по двору тети Лизы бегали кролики, отличающиеся длиной и цветом шерсти. В какой шубе будет ходить тетя Лиза следующей зимой? ( 1. Все крольчата первого поколения были черными и лохматыми. 2. Такой же, вероятно, будет и шуба, так как кроликов с таким фенотипом будет больше других)

   Задача 42. У свиней черная окраска шерсти доминирует над рыжей, длинная щетина - над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания животных: а/ черного длиннощетинного, гетерозиготного по обоим аллелям, с рыжим короткощетинным. б/ гомозиготного черного длиннощетинного с рыжим короткощетинным. в/ Укажите скрещивание по типу анализирующего.

   Задача 43. Сколько и какие сорта гамет образуются у темноволосого кареглазого человека, если у него родились темноволосый голубоглазый сын и светловолосая кареглазая дочь?
   Ответ: генотип гетерозиготный, гаметы - АВ, Ав, аВ, Аа.

   Задача 44. ( для домашнего задания ) При скрещивании растений томатов появились гибриды с различными генотипами в соотношении 1:1:1:1. Составьте задачу, пользуясь данными о менделирующих признаках.

   Задача 45. ( для домашнего задания ) У человека карий цвет глаз и способность лучше владеть правой рукой наследуются как доминантные признаки. Гены, определяющие эти признаки, находятся в разных парах хромосом.
    а/ Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
    б/ Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
    Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях.

К уроку 9. Решение задач.

    Задача 46. При скрещивании обычной серой самки гуппи с золотистым самцом появились 43 малька, из которых 22 были серыми и 21 - золотистыми. Какие нужно провести скрещивания, чтобы выяснить, какой из признаков доминирует?
   Решение: - расщепление в соотношении 1:1 (примерно) свидетельствует об анализирующем скрещивании, т.е. о том, что один организм гетерозиготен, а другой гомозиготен по рецессивному признаку.
    -необходимо скрестить рыб одной окраски между собой. Отсутствие расщепления будет свидетельствовать о том, что скрещиваемые особи были рецессивными гомозиготами. А расщепление будет свидетельствовать о гетерозиготности особей с доминантным фенотипом.

    Задача 47. Скрестили растения томатов с красными грушевидными плодами с растением с желтыми круглыми плодами. В F1 получили 50% красных круглых и 50% желтых круглых. От скрещивания растений с желтыми круглыми плодами из F1 получили 75% желтых круглых и 25% желтых грушевидных. Какой признак, определяющий, форму доминирует? Каковы генотипы родителей, гибридов F1 и F2, если красная окраска плодов доминирует?
    Решение: введем обозначения: А - красные плоды, В - круглая форма
    а - желтые плоды, в - грушевидная форма

Фенотипы родителей

кр., гр.

ж., круг.

из условия

Генотипы родителей

Аавв

х

ааВВ

вывод из условия

Гаметы

Image10.gif (989 bytes)Image11.gif (970 bytes) х Image12.gif (981 bytes)

г. чистоты гамет

Генотипы потомков

АаВв + ааВв

сл. оплодотворение

Фенотипы потомков

кр.кр.          ж.кр.

закон расщепления

Генотипы родителей

ааВв    х    ааВв

из условия

Гаметы

Image12.gif (981 bytes)Image11.gif (970 bytes) х Image12.gif (981 bytes)Image11.gif (970 bytes)

г. чистоты гамет

Генотипы потомков

ааВВ + ааВв + ааВв + аавв
желтые круглые 75%, ж.гр. 25%

сл. оплодотворение

    Задача 48. Имеются черные длинношерстные кошки и сиамские короткошерстные. И те и другие гомозиготны по длине шерсти и окраске. Известно, что черный цвет и короткошерстность - доминантные признаки. Предложите систему скрещиваний для выведения породы длинношерстных кошек с окраской шерсти, характерной для сиамских кошек. Определите вероятность появления кошек с таким фенотипом.
   Решение: введем обозначения: А - черный окрас, В - короткая шерсть
    а - сиамский окрас, в - длинная шерсть

Фенотипы родителей

черные дл-ш

сиамские к-ш

Генотипы родителей

ААвв

х

ааВВ

Гаметы

Image10.gif (989 bytes)


х

Image12.gif (981 bytes)

Генотипы потомков

АаВв

Фенотипы потомков

черные короткошерстные

Чтобы получить рецессивную дигомозиготу можно скрестить две дигетерозиготы из F1. Вероятность появления котенка с нужным генотипом мала, всего 1/16. При малом количестве потомков такой генотип может не появиться.

Задачи для проверочной работы.

1 уровень (на оценку “хорошо”)

2 уровень (на оценку“отлично”)

1. Сколько и какие сорта гамет образуются у темноволосого кареглазого мужчины?

1. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился ребенок с кудрявыми светлыми волосами. Запишите генотипы родителей и ребенка.

2.При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось бурым и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными?
   Вопрос для повышения оценки:
Какой % бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов F1?

2. Скрестили два сорта арбузов, один с длинными зелеными плодами, второй с круглыми полосатыми. В первом поколении плоды получились круглыми зелеными. Каким будет второе поколение и оба поколения от скрещивания с родительскими формами (возвратное скрещивание)?

    Задача 49. (для домашнего задания) У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра (отложение солей в суставах и их деформация) - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, не страдающей подагрой, и отца с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

на предыдущую страницу