Рекомендации подготовлены: С.В. Суматохиным, О.С. Габриеляном, Л.С. Гузеем, Р.Г. Ивановой, А.А. Кавериной, Е.В. Савинкиной

Химия

Обучение химии в классах гуманитарного профиля может осуществляться по курсу химии авторов Е.В. Савинкиной, Г.П. Логиновой. Этот курс базируется на идеях дифференцированного подхода к обучению, интеграции учебных дисциплин и гуманизации образования. Основой курса является система химических понятий, максимально приближенная к повседневной жизни каждого человека. Для усиления мотивации изучения предмета будущими гуманитариями логика изложения учебного материала строится на фундаментальных понятиях: экология, энергетика, химические материалы, жизнь человека.

В 11 классе изучаются разделы “Химия в быту и медицине”, “Химия и питание”, “Полимеры”. В раздел “Химия в быту и медицине” включены сведения о неорганических материалах (соединения кремния, соединения кальция), о химии в домашнем хозяйстве (неорганические вещества, органические вещества, препараты бытовой химии), о химии и медицине (лекарственные средства, принципы действия лекарств). В разделе “Химия и питание” рассматриваются жизненно важные вещества (жиры, углеводы и белки, витамины и минеральные вещества), а также проблемы питания (пища как источник жизненно важных веществ, пищевые ресурсы). Раздел “Полимеры” содержит материал, касающийся полимеров с углеродной цепью (синтетические полимеры, каучуки), полимерных углеводородов и волокон.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Учебник. 11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Примерное тематическое планирование 11 класс
(34 ч., из них 2 ч. резервного времени).

Химия в быту и медицине

Тема 1. Неорганические материалы
1. Соединения кремния.
2. Соединения кальция.
3. Лабораторная работа.
4. Практическая работа.
5. Контрольная работа.

Темы 2,3. Химия в домашнем хозяйстве. Химия и медицина
6-7. Неорганические вещества.
8-9. Органические вещества.
10. Препараты бытовой химии.
11. Лабораторная работа.
12. Лекарственные средства. Принципы действия лекарств.
13. Лабораторная работа.
14. Практическая работа.
15. Контрольная работа.
16. Обзорный урок-конференция “Химия в быту и медицине”.

Химия и питание

Темы 4, 5. Жизненно важные вещества. Проблемы питания
17-18. Жиры, углеводы и белки. Витамины и минеральные вещества.
19-20. Пища как источник жизненно важных веществ.
21. Пищевые ресурсы.
22. Лабораторная работа.
23. Практическая работа.
24. Контрольная работа.

Полимеры.

Темы 6, 7. Полимеры с углеродной цепью. Полимерные углероды и волокна
25. Синтетические полимеры.
26. Каучуки.
27. Полимерные углероды.
28. Волокна.
29. Лабораторная работа.
30. Практическая работа.
31. Контрольная работа.
32. Обзорный урок-конференция “Химия и питание. Полимеры”.

Курс реализован в учебно-методическом комплекте включающем:

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Учебник. 10 класс, М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Практикум. 10 класс, М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Методические рекомендации. 10 класс, М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Учебник. 11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Практикум. 11 класс, М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Методические рекомендации. 11 класс, М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Обучение химии в классах гуманитарного профиля также может осуществляться по курсу химии авторского коллектива под руководством Р.Г. Ивановой. Содержание курса включает инвариантное ядро (обязательный минимум) и вариативную часть направленную на осознанное и прочное усвоение знаний, отвечающих требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы.

При изучении химии основное внимание учащихся должно быть направлено на осознанное изучение основных положений теории химического строения А.М. Бутлерова, на исторические предпосылки создания этой теории. При изучении классов органических соединений важно делать акцент на причины многообразия веществ, влияние особенностей строения на свойства соединений. Важно отмечать нахождение веществ в природе, изменения, происходящие с ними в окружающей среде и организме человека. Целесообразно отмечать зависимость применения веществ от их свойств, раскрывать историю важнейших открытий в области органической химии, поиски и способы исследований ученых и т.д.

Для учащихся гуманитариев будет интересен материал, помещенный в приложение “Для любознательных”, например, о биографии А.М. Бутлерова, о характеристике Менделеева заслуг А.М. Бутлерова, о композиторе и химике А.П. Бородине, о мыле и моющих средствах, о “сладких углеводах” и др.

Чертков И.Н., Иванова Р.Г., Химия. Учебник. 11 класс. Органическая химия. М.: Просвещение 2002 г.

Цветков Л.А., Органическая химия. Учебник. 10-11 класс. М.: Владос, 2001 г.

Примерное тематическое планирование 11 класс
(34 ч., из них 2 ч. резервного времени).

Тема 1. Строение органических соединений

1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Тема 2. Углеводороды

2. Строение алканов, алкенов, алкинов.
3. Отличие свойств предельных и непредельных углеводородов в зависимости от строения.
4. Генетическая связь предельных и непредельных углеводородов.
5. Полиэтилен. Реакция полимеризации. Свойства полиэтилена.
6. Ароматические углеводороды. Бензол – представитель аренов.
7. Получение и применение ароматических углеводородов.
8. Природные источники углеводородов.
9. Природный газ. Переработка нефти и каменного угля.
10. Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
11. Решение задач. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массе продуктов сгорания.
12. Обобщение сведений об углеводородах.
13. Контрольная работа на тему “Углеводороды”.

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества

14. Спирты. Предельные одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Важнейшие свойства. Применение. Токсичность спиртов.
15. Многоатомный спирт – глицерин. Его строение, свойства и применение.
16. Фенол. Сравнительная характеристика фенола и предельных одноатомных спиртов.
17. Альдегиды. Формальдегид, его строение и свойства. Применение альдегидов, их токсичность.
18. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота, ее строение, свойства, применение.
19. Высшие карбоновые кислоты. Мыло.
20. Практическая работа. Получение и изучение свойств карбоновых кислот.
21. Сложные эфиры. Жиры. Гидролиз и гидрогенизация жиров. Практическое значение
этих реакций. Жиры в организме.
22. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме “Кислородсодержащие органические вещества”.
23. Углеводы. Глюкоза. Сахароза. Состав, применение. Свойства глюкозы.
24. Крахмал, целлюлоза. Состав и применение.
25. Обобщение сведений о кислородсодержащих органических соединениях.

Тема 4. Азотсодержащие органические вещества

26. Амины. Анилин – ароматический амин. Получение. Практическое значение анилина.
27. Аминокислоты. Их биологическая роль. Образование пептидов.
28. Белки. Их строение. Проблема синтеза белка. Белки в организме.
29. Полимеры. Важнейшие пластмассы, синтетические волокна и каучуки.
30. Обобщение знаний по органической химии. Выполнение экспериментальных и расчетных задач.
31. Повторение теорий и законов химии.
32. Причины многообразия неорганических и органических веществ.
33 – 34. Химия и общество. Роль химии в решении глобальных проблем: сырьевой, энергетической, экологической.

Курс химии авторского коллектива под руководством Р.Г. Ивановой может использоваться в классах физико-математического профиля.

Изучение химии в 11 классе начинается с рассмотрения классической теории химического строения веществ А.М. Бутлерова и путей ее развития. Для понимания электронного и пространственного строения органических соединений вводится материал о ковалентной связи и ее особенностях. На основе этих теорий освещаются важнейшие классы органических соединений по мере их усложнения: углеводороды, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки, полимерные материалы.

Вершиной курса являются сведения о наиболее сложных соединениях – природных и синтетических полимерах.

Стержнем курса органической химии 11 класса является теория химического строения дополненная представлениями об электронном и пространственном строении веществ. Электронное и пространственное строение представлено на основе ковалентной связи как образование связующих электронных пар. Рассмотрены особенности такой связи (длина и прочность, пространственная направленность, полярность), а также физические данные о геометрии молекул, связанные с расположением ядер атомов в пространстве, связей между ними, валентных углов.

Большое внимание уделяется гомологии и различным формам структурной изомерии. Эти два понятия используются при рассмотрении всех классов органических соединений и тесно связываются с сущностью теории химического строения, а именно с положениями о зависимости свойств веществ от их состава и строения, о взаимном влиянии атомов в молекулах.

Представление о геометрической изомерии дано на примере этиленовых углеводородов. Далее оно служит примером объяснения натурального и синтетического каучука.

Развиваются знания о водородной связи. Для многих низкомолекулярных и высокомолекулярных органических соединений такая связь характерна. Она обусловливает важные физические свойства: агрегатное состояние вещества, растворимость, температуру кипения, механическую прочность. Все это рассматривается на примерах свойств целлюлозы, капрона и других полимеров линейного строения. Водородная связь играет роль в обеспечении устойчивости вторичной структуры белковых молекул.

В курсе химии 11 класса отражены успехи органического синтеза, касающиеся синтеза ацетальдегида каталитическим окислением этилен, синтеза уксусной кислоты из метилового спирта. В целом структура содержания соответствует логике традиционного изучения органических веществ: от сравнительно простых по составу углеводородов до самых сложных – белков. Курс завершается обобщением сведений об органических веществах. В конце имеется раздел, позволяющий привести в систему знания по неорганической и органической химии, найти общее и особенное в свойствах веществ природы. Этот материал послужит основой для повторения химии перед выпускным экзаменом за курс средней полной школы.

Чертков И.Н., Иванова Р.Г., Химия. Учебник. 11 класс. Органическая химия. М.: Просвещение 2002 г.

Цветков Л.А., Органическая химия. Учебник. 10-11 класс. М.: Владос, 2001 г.

Примерное тематическое планирование 11 класс (68 ч.).

Тема 1. Строение органических соединений

1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Систематическая номенклатура (изучение вновь или повторение).

Тема 2. Предельные углеводороды

2. Строение и важнейшие химические свойства алканов: реакции горения, замещения (изучение вновь или повторение).
3. Циклоалканы – представители предельных циклических углеводородов. Применение предельных углеводородов.

Тема 3. Непредельные углеводороды

4. Строение этилена. Номенклатура и изомерия алкенов. Понятие о геометрической изомерии.
5. Химические свойства алкенов: реакции окисление и присоединения.
6. Полимеризация этилена. Понятие о полимерах. Применение полиэтилена, полипропилена.
7. Решение задач. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массе продуктов сгорания.
8. Повторение и закрепление изученного материала.
9. Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
10. Ацетилен. Его строение и получение.
11. Изомерия и номенклатура алкинов.
12. Химические свойства алкинов на примере ацетилена. Применение алкинов.
13. Генетическая связь предельных и непредельных углеводородов.

Тема 4. Ароматические углеводороды

14. Строение и химические свойства бензола.
15. Гомологи бензола. Изомерия аренов, их номенклатура.
16. Получение и применение ароматических углеводородов.
17. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов углеводородов.

Тема 5. Природные источники углеводородов

18. Природный газ. Нефть и нефтепродукты.
19. Каменный уголь и его переработка. Охрана окружающей среды при переработке природных источников углеводородов.
20. Обобщение знаний.
21. Контрольная работа по теме углеводороды.

Тема 6. Спирты. Фенолы

22. Понятие о спиртах. Гомология и изомерия предельных одноатомных спиртов. Физические свойства.
23. Химические свойства и получение метанола и этанола, их применение.
24. Многоатомные спирты: глицерин и этиленгликоль, их строение, свойства, применение.
25. Фенол. Его строение, свойства, получение, применение.
26
. Сравнительная характеристика спиртов и фенола. Обобщение знаний. Решение задач.
27. Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде, выяснение его гигроскопичности. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (II).

Тема 7. Альдегиды. Карбоновые кислоты

28. Альдегиды. Строение функциональной карбонильной группы. Гомология и изомерия предельных альдегидов.
29. Химические свойства альдегидов, их получение и применение. Токсичность альдегидов.
30. Карбоновые кислоты. Строение функциональной карбоксильной группы. Гомология и изомерия одноосновных карбоновых кислот.
31. Муравьиная и уксусная кислоты, их строение, химические свойства. Реакция этерификации.
32. Высшие предельные и непредельные кислоты. Понятие о мылах.
33. Получение и применение карбоновых кислот.
34. Практическая работа. Получение и изучение свойств карбоновых кислот.

Тема 8. Сложные эфиры. Жиры

35. Сложные эфиры карбоновых кислот, их строение, получение, применение.
36. Жиры, их строение и свойства.
37. Биологическая роль жиров. Переработка жиров и их применение.
38. Обобщение сведений о спиртах, альдегидах, кислотах, эфирах. Генетическая связь углеводородов и их кислородсодержащих производных.
39. Практическая работа. Решение экспериментальных задач.
40. Контрольная работа по изученным
темам.

Тема 9. Углеводы

41. Понятие об углеводах, их классификация. Глюкоза, ее строение, нахождение в природе. Биологическая роль глюкозы.
42. Химические свойства глюкозы, ее применение.
43. Фруктоза – изомер глюкозы. Нахождение фруктозы в природе и применение.
44. Сахароза, ее состав, получение, применение.
45. Крахмал и целлюлоза, их состав и применение.
46. Понятие об искусственных волокнах. Ацетатное волокно.
47. Сравнительная характеристика углеводов (моно-, ди-, полисахаридов).
48. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по распознаванию изученных соединений, их получению и исследованию свойств.

Тема 10. Амины. Аминокислоты. Белки

49. Амины предельного ряда, их строение и свойства.
50. Анилин, его получение, химические свойства и применение.
51. Аминокислоты, их строение, нахождение в природе, физические свойства. Биологическая роль аминокислот.
52. Химические свойства аминокислот. Образование пептидной связи.
53. Получение и применение аминокислот. Полиамидное волокно – капрон.
54. Белки, их строение, биологическая роль. Проблемы синтеза белков.
55. Генетическая связь кислород- и азотсодержащих органических соединений.
56. Общие представления о синтетических полимерах: пластмассы, синтетические волокна и каучуки.

Тема 11. Обобщение знаний по органической и неорганической химии

57. Классификация, состав и строение органических веществ. Гомология и изомерия.
58. Важнейшие химические реакции: замещения, присоединения.
59. Промышленные синтезы на основе углеводородного сырья.
60. Биологически важные органические вещества.
61. Теория и законы химии, изученные в школьном курсе.
62 – 63. Периодический закон, периодическая система и строение атомов химических элементов.
64. Учение о химической связи. Химическая связь в органических и неорганических соединениях.
65. Свойства важнейших классов неорганических веществ.
66. Химические реакции в неорганической и органической химии.
67 – 68. Химия и общество. Роль химии в решении сырьевой и энергетической проблем. Химия и экология.

Курс реализован в учебно-методическом комплекте включающем:
Иванова Р.Г., Каверина А.А., Химия. Учебник. 10 класс, М.: Просвещение, 1999.

Чертков И.Н., Иванова Р.Г., Химия. Учебник. 11 класс. Органическая химия. М.: Просвещение 2002 г.

*Цветков Л.А., Органическая химия. Учебник. 10-11 класс. М.: Владос, 2001 г.

Иванова Р.Г. и др., Уроки химии в 10-11 кл. Метод. пособие, М., Просвещение, 2000 г.

Корощенко А.С., Контроль знаний по органической химии, М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

Иванова Р.Г. и др., Вопросы, упражнения и задания по химии для 10-11 классов, М., Просвещение, 2002 г.

Вивюрский В.Я., Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями, М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

Корощенко А.С., Изучение общеобразовательного курса органической химии, М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.

Корощенко А.С. и др., Дидактические материалы 10-11. Общее среднее (полное) образование.

Комплект транспарантов: “Сера и ее соединения. Производство серной кислоты”, Р.Г. Иванова, А.А. Каверина. М.: ЦНСО МО РФ, 2001.

Комплект транспарантов: “Азот и его соединения. Промышленный синтез аммиака”, Р.Г. Иванова, А.А. Каверина. М.: ЦНСО МО РФ, 2001.

* (Наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ, школ и классов гуманитарного и физико-математического профилей, содержание учебника И.Н. Черткова, Р.Г. Ивановой.)

Обучение химии в классах физико-математического и естественного профилей может осуществляться по курсу химии авторов Л.С. Гузея, Р.П. Суровцевой. При этом содержание курса химии 10-11 классов опирается на материал по общей химии, химии элементов и органической химии, содержащийся в учебниках для основной школы этих же авторов.

В старшей школе закрепляются и развиваются понятия о закономерностях протекания реакций и строении вещества, конкретные химические знания о веществах полученные в основной школе.

Учебники для старшей школы трехуровневые. Первый уровень — базовый, рассчитан на 2 часа и предназначен для классов физико-математического профиля.

Второй и третий уровни — расширенные, предназначенные для классов естественнонаучного профиля и рассчитаны на 3 – 4 часа в неделю. Третий уровень может использоваться школьниками, планирующими связать с химией свою будущую профессиональную деятельность.

Содержание курса строится на основе системы вводимых и выводимых понятий, которые подлежат усвоению, и их четкого разделения. Вводимые — это понятия, которые предлагаются учащемуся как постулат. Фактически это какие-то знания о рассматриваемом явлении или объекте, которые даются в готовом виде. При этом они опираются на имеющиеся знания, хотя и не могут быть из них выведены. Каждое вводимое понятие исчерпывается (в пределах программы) с помощью выводимых понятий и обобщается. Вводимые понятия должны быть фундаментальными. Понятия, нужные для объяснения частного факта, которые потом окажутся невостребованными, просто не вводятся.

В учебниках минимальное число вводимых специфических химических понятий и терминов. При этом новое понятие вводится тогда, когда дальнейшее изложение предмета без него становится невозможным, когда мы не можем объяснить описываемое явление на основе имеющегося знания. Новое понятие вводится лишь в том объеме, в котором будет немедленно использоваться; его расширение происходит по мере возникновения необходимости в этом.

Изложение материала построено таким образом, чтобы уменьшить необходимость запоминания нового, так как это “новое” представлено как новое применение введенного понятия и, после указания на последнее, становится очевидным для учащегося.

Ученику предоставляется возможность самостоятельного приобретения нового знания в процессе собственной деятельности, главным образом в процессе выполнения заданий к каждой теме. Задания в конце каждого параграфа исчерпывают тему. Поэтому на их основе может проводиться контроль усвоения материала. При этом задания не ограничиваются исключительно материалом этого параграфа, а опираются на весь предыдущий материал, требуют его использования. Такой подход направлен на активизацию работы учащихся с учебником. Задания, отмеченные звездочками, рассчитаны на учителя. К ним имеются ответы или указания.

Гузей Л.С. и др., Органическая химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 1999-2002 г. (физико-математический профиль)

Примерное тематическое планирование 11 класс
(68 ч. из них 4 ч. резервного времени).

Тема 1. Введение в органическую химию

1. Введение. Особенности органической химии.
2. Классификация органических соединений.
3. Химическая связь в органических соединениях. (Образование связи).
4–5. Химическая связь в органических соединениях (Геометрия молекулы).
6. Теория строения органических соединений.

Тема 2. Предельные углеводороды

7. Строение алканов.
8. Физические и химические свойства алканов.
9. Циклоалканы. Получение алканов и циклоалканов.

Тема 3. Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены, алкины. Арены

10. Строение алкенов.
11. Физические и химические свойства алкенов.
12. Получение алкенов.
13. Получение дибромэтана из этилена.
14. Алкадиены.
15. Алкины.
16. Арены. Строение, свойства, получение.

Тема. 4. Газ, нефть, уголь

17. Углеводороды в природе. Применение.
18. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, навыков учащихся по темам 1-4.
19. Контрольная работа №1 по темам 1–4.

Тема 5. Галогено- и азотсодержащие производные углеводородов

20. Введение.
21. Галогенопроизводные углеводородов.
22. Нитросоединения.
23. Аминогруппа NH
2. Амины.

Тема 6. Спирты, фенолы, простые эфиры, оксиды

24. Строение и классификация спиртов.
25. Физические свойства спиртов, фенолов.
26. Химические свойства, применение спиртов и фенолов
27. Получение бромэтана из этанола.
28. Простые эфиры и оксиды.

Тема 7. Альдегиды и кетоны

29–30. Карбонильные соединения (состав, физические и химические свойства, получение, применение).

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры

31. Карбоновые кислоты.
32. Химические свойства и применение карбоновых кислот.
33. Получение карбоновых кислот и изучение их свойств.
34. Получение карбоновых кислот.
35. Мыла.
36. Получение мыла из жиров.
37-38. Гидролиз мыла.
39. Сложные эфиры.
40. Получение этилового эфира уксусной кислоты.
41. Жиры.
42. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по темам 5-8.
43. Контрольная работа №2 по темам 5–8.

Тема 9. Полифункциональные соединения

44. Галогенозамещенные кислоты.
45. Оксикислоты.
46. Аминокислоты.
47. Белки. Состав, свойства, применение.

Тема 10. Гетероциклические соединения

48. Углеводы. Состав, свойства, применение.
49. Полисахариды. Состав, распространение в природе, свойства, применение.
50. Анализ пищевых продуктов.
51. Азотистые основания.
52. Исследование свойств органических веществ.
53. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по темам 9–10.

Тема 11. Высокомолекулярные вещества

54. ВМС (состав, получение, классификация).
55. Строение ВМС.
56. Физические свойства ВМС.
57. Исследование свойств пластмасс.
58. Исследование свойств синтетических волокон.
59. Распознавание пластмасс и волокон.

60. Срез знаний, умений, навыков учащихся по темам 9, 10, 11.
61. Экспериментальное решение задач по курсу органической химии.
62. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по курсу химии 11 класса.
63. Срез знаний, умений, навыков учащихся по курсу химии 11 класса.
64. Итоговая конференция.

Гузей Л.С. и др., Органическая химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 1999-2002 г. (естественный профиль)

Примерное тематическое планирование 11 класс
(136 ч. из них 7 ч. резервного времени).

Тема 1. Введение в органическую химию

1-2. Введение. Особенности органической химии.
3-4. Классификация органических соединений.
5-8. Химическая связь в органических соединениях. (Образование связи).
9-10. Химическая связь в органических соединениях (Геометрия молекулы).
11-12. Теория строения органических соединений.

Тема 2. Предельные углеводороды

13-14. Строение алканов.
15-16. Физические и химические свойства алканов.
17-18. Циклоалканы. Получение алканов и циклоалканов.

Тема 3. Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены, алкины. Арены

19-20. Строение алкенов.
21-22. Физические и химические свойства алкенов.
22-23. Получение алкенов.
24-25. Получение дибромэтана из этилена.
26-27. Алкадиены.
28-29. Алкины.
30-31. Арены. Строение, свойства, получение.

Тема. 4. Газ, нефть, уголь

32-33. Углеводороды в природе. Применение.
34-35. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, навыков учащихся по темам 1-4.
36-37. Контрольная работа №1 по темам 1–4.

Тема 5. Галогено- и азотсодержащие производные углеводородов

38-39. Введение.
40-41. Галогенопроизводные углеводородов.
42-43. Нитросоединения.
44-45. Аминогруппа NH
2. Амины.

Тема 6. Спирты, фенолы, простые эфиры, оксиды

46-47. Строение и классификация спиртов.
48-49. Физические свойства спиртов, фенолов.
50-51. Химические свойства, применение спиртов и фенолов
52-53. Получение бромэтана из этанола.
54-55. Простые эфиры и оксиды.

Тема 7. Альдегиды и кетоны

56-59. Карбонильные соединения (состав, физические и химические свойства, получение, применение).

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры

60-61. Карбоновые кислоты.
62-63. Химические свойства и применение карбоновых кислот.
64-65. Получение карбоновых кислот и изучение их свойств.
66-67. Получение карбоновых кислот.
68-69. Мыла.
70-71. Получение мыла из жиров.
72-75. Гидролиз мыла.
76-77. Сложные эфиры.
78-79. Получение этилового эфира уксусной кислоты.
80-81. Жиры.
82-83. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по темам 5-8.
84-85. Контрольная работа №2 по темам 5–8.

Тема 9. Полифункциональные соединения

86-87. Галогенозамещенные кислоты.
88-89. Оксикислоты.
90-91. Аминокислоты.
92-93. Белки. Состав, свойства, применение.

Тема 10. Гетероциклические соединения

94-95. Углеводы. Состав, свойства, применение.
96-97. Полисахариды. Состав, распространение в природе, свойства, применение.
98-99. Анализ пищевых продуктов.
100-101. Азотистые основания.
102-103. Исследование свойств органических веществ.
104-105. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по темам 9–10.

Тема 11. Высокомолекулярные вещества

106-107. ВМС (состав, получение, классификация).
108-109. Строение ВМС.
110-111. Физические свойства ВМС.
112-113. Исследование свойств пластмасс.
114-115. Исследование свойств синтетических волокон.
116-117. Распознавание пластмасс и волокон.
118-119. Срез знаний, умений, навыков учащихся по темам 9, 10, 11.
120-121. Экспериментальное решение задач по курсу органической химии.
122-123. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по курсу химии 11 класса.
124-125. Срез знаний, умений, навыков учащихся по курсу химии 11 класса.
126-127. Итоговая конференция.

Курс реализован в учебно-методическом комплекте включающем:

Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Химия. Учебник. 10 класс, М.: Дрофа, 1998-2002 г.

Гузей Л.С. и др., Органическая химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 1999-2002 г.

Суровцева Р.П. и др., Химия. 10-11 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000 г.

Тесты: Химия. 10-11 кл., /Р.П. Суровцева и др., М.: Дрофа, 1999-2002 г.

Курс химии, подготовленный авторским коллективом под руководством О.С. Габриеляна, предназначен для изучения предмета в классах естественного и физико-математического профилей. Для этого в структуре учебников предусмотрена возможность разноуровневого изучения химии (из расчета – 2 ч. или 4 ч. в неделю).

Курс химии для старших профильных классов базируется на материале изучавшемся в основной школе. При этом некоторые, преимущественно теоретические темы рассматриваются в старшей школе на более высоком, расширенном и углубленном уровне с целью формирования единой целостной картины мира, для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения. Профильный курс делится на две части. Первый год обучения в старшей (профильной) школе посвящен органической химии, второй год – общей химии.

Курс органической химии начинается с рассмотрения теоретических основ предмета, которые затем закрепляются и развиваются на обширном фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. Изучение классов органических соединений строится в порядке усложнения: от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Завершает курс органической химии тема “Биологически активные вещества. Витамины, ферменты, гормоны, лекарства”. Практико-ориентированная логика курса позволяет раскрыть его прикладное значение и обеспечивает положительную мотивацию учащихся.

Заключительный курс общей химии (последний год обучения) решает задачу интеграции знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общих законов, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических соединений и закономерностей протекания химических реакций между ними. Такая логика позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений, к восприятию не только химической, но и целостной естественнонаучной картины мира. Курс общей химии завершается изучением практико-ориентированного раздела “Химия в жизни общества: химия и производство, химия и сельское хозяйство, химия и экология, химия и повседневная жизнь человека”.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 2001-2002 г. (физико-математический профиль)

Примерное тематическое планирование 11 класс
(68 ч. из них 2 ч. резервного времени)

Тема 1. Строение атома

1. Атом – сложная частичка.
2. Состояние электронов в атоме.
3. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
4. Валентные возможности атомов химических элементов.
5-6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
7. Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе №1.
8. Контрольная работа №1.

Тема 2. Строение вещества

9-10. Химическая связь. Единая природа химической связи (урок–семинар).
11. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.
12. Дисперсные системы.
13-14. Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ).
15. Диалектические основы общности 2-х ведущих теорий химии (семинар).
16-17. Полимеры органические и неорганические.
18. Контрольная работа №2.

Тема 3. Химические реакции

19-20. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
21-22. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
23. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
24. Электролитическая диссоциация (ЭД).
25. Водородный показатель.
26-27. Гидролиз.
28. Повторение и обобщение пройденного.
29. Контрольная работа №3.

Тема 4. Вещества и их свойства

30. Классификация неорганических веществ.
31. Классификация органических веществ.
32-33. Металлы.
34. Коррозия металлов.
35-36. Общие свойства получения металлов.
37-38. Урок-упражнение по классу “Металлы”.
39-40. Неметаллы.
41. Урок-упражнение по классу “Неметаллы”.
42-43. Кислоты органические и неорганические.
44-45. Основания органические и
неорганические.
46-47. Амфотерные органические и неорганические соединения.
48-49. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
50. Урок-упражнение.
51. Контрольная работа №4.

Тема 5. Химический практикум

52-58. Химический практикум.

Тема 6. Химия в жизни общества

59-60. Химия и производство.
61-62. Химия и сельское хозяйство.
63-64. Химия и экология.
65-66. Химия и повседневная жизнь человека.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 2001-2002 г. (естественный профиль)

Примерное тематическое планирование 11 класс
(134 ч. из них 8 ч. резервного времени).

Тема 1. Строение атома

1-2. Атом – сложная частичка.
3-4. Состояние электронов в атоме.
5-6. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
7-8. Валентные возможности атомов химических элементов.
9-12. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
13-14. Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе №1.
15-16. Контрольная работа №
1.

Тема 2. Строение вещества

17-20. Химическая связь. Единая природа химической связи (урок–семинар).
21. Свойства ковалентной химической связи.

22-23. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.
24-25. Дисперсные системы.
26-29. Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ).
30-31. Диалектические основы общности 2-х ведущих теорий химии (семинар).
32-33. Полимеры органические и неорганические.
34. Контрольная работа №2.

Тема 3. Химические реакции

35-38. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
39. Почему идут химические реакции.
40-43. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
44-45. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
46-47. Электролитическая диссоциация (ЭД).
48-49. Водородный показатель.
50-53. Гидролиз.
54-55. Повторение и обобщение пройденного.
56. Контрольная работа №3.

Тема 4. Вещества и их свойства

57-58. Классификация неорганических веществ.
59-60. Классификация органических веществ.
61-64. Металлы.
65-66. Коррозия металлов.
67-70. Общие свойства получения металлов.
71-73. Урок-упражнение по классу “Металлы”.
74-77. Неметаллы.
78-79. Урок-упражнение по классу “Неметаллы”.
80-83. Кислоты органические и неорганические.
84-87. Основания органические и неорганические.
88-91. Амфотерные органические и неорганические соединения.
92-95. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
96-97. Урок-упражнение.
98. Контрольная работа №4.

Тема 5. Химический практикум

99-110. Химический практикум

Тема 6. Химия в жизни общества

111-114. Химия и производство.
115-118. Химия и сельское хозяйство.
119-122. Химия и экология.
123-126. Химия и повседневная жизнь человека.

Курс реализован в учебно-методическом комплекте включающем:

Габриелян О.С. и др. Химия. Учебник. 10 класс, М.: Дрофа, 2000-2002 г.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия. Учебник. 11 класс, М.: Дрофа, 2001-2002 г.

Габриелян О.С. и др., Химия 11. Методическое пособие, М., Дрофа 2002 г.

Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя химии. 10 класс, М., Блик и К0, 2001 г.

Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя химии. 11 класс, М., Дрофа, 2002 г.

Рекомендации подготовлены: С.В. Суматохиным, О.С. Габриеляном, Л.С. Гузеем, Р.Г. Ивановой, А.А. Кавериной, Е.В. Савинкиной.