ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тип урока: урок применения и закрепления полученных знаний.
Методы обучения: дидактическая игра "Морской бой", репродуктивный (беседа, групповая работа), частично-поисковый (лабораторная работа).
На доске прикреплен плакат, поделенный на 36 квадратов.
На плакате нанесен план расположения "кораблей". Квадраты поля закрыты квадратами из цветной бумаги.
а | б | в | г | д | е | |
6 | Х | Х | Х | |||
5 | Х | |||||
4 | Х | Х | Х | |||
3 | Х | Х | Х | |||
2 | Х | |||||
1 | Х | Х | Х |
3 - однопалубных
2 - двухпалубных
1 - трехпалубный
1 - четырехпалубный
Рядом с плакатом - экран показателей работы
команд.
Ход урока.
1. Беседа по вопросам.
2. Объяснение правил игры "Морской бой".
Ученики делятся на две разновозрастные группы. Разыгрывается право первого хода. Игроки по очереди называют координаты квадратов. При "попадании" команда получает право повторного хода. Если ход не результативен, учащиеся выполняют задание. За каждый результативный ход и правильно выполненное задание команде присуждается 1 балл.
3. Вопросы для учащихся. (заранее написаны на карточках)
Число вопросов равняется количеству пустых клеток (22 вопроса). Задания имеют сельскохозяйственную направленность. Практические работы помечены "*".
1) С поливной водой для улучшения структуры солонцовых почв вносят сульфат железа (II), получаемый взаимодействием железного лома с серной кислотой. Напишите уравнение реакции. Вычислите массу выделившегося водорода, если железный лом использовался с содержанием железа количеством вещества 6 моль.
2) При взаимодействии цинковой стружки с разбавленной серной кислотой образуется сульфат цинка, являющийся в малых дозах минеральной подкормкой плодово-ягодных культур. Рассчитайте массу выделившегося водорода при получении сульфата цинка количеством вещества 3 моль.
3) Даны вещества: медь, кислород, серная кислота. Получите сульфат меди (II), который применяют для дезинфекции механических повреждений плодово-ягодных культур. Назовите типы составленных вами уравнений химических реакций .
4) Дайте характеристику качественного и количественного состава хлорида калия (калийное удобрение).
5) Напишите формулы солей, используемых: а)в качестве минеральной подкормки животными (сульфат железа (II), дигидрофосфат кальция, карбонат кальция, иодид калия); б) для консервирования кормов при силосовании (хлорид натрия, гидросульфат натрия); в)для улучшения структуры почвы (сульфат натрия, карбонат магния, фосфат кальция).
6) Даны вещества: оксид железа (II), водород, раствор серной кислоты. Получите двумя способами сульфат железа(II), применяемый для уничтожения вредителей и болезней плодовоягодных культур. Назовите типы записанных вами химических реакций.
7) Почва, залитая кислотой, долгое время остается "мертвой". Частично восстановить ее плодородие можно при тщательном перемешивании с оксидом кальция. Напишите уравнения реакции взаимодействия оксида кальция с соляной, серной и азотной кислотами. Дайте названия образующимся солям.
8) Напишите уравнения реакций получения различных солей меди из оксида меди, используемых для протравливания посевного материала. Укажите тип каждой реакции и условия ее проведения.
9) Растения могут поглощать питательные вещества только из слабых почвенных растворов. Вычислите массовую долю (%) хлорида калия в растворе, если в 1 кг раствора содержится 1,5 г растворенного вещества.
10) Вычислите массы сульфата калия и воды, необходимые для приготовления 600 г раствора с массовой долей соли О,02, применяемого для подкормки комнатных растений.
11) двухдневное вымачивание семян свеклы в растворе бромида калия значительно повышает урожайность свеклы. Раствор готовят из расчета 3 г соли на 1000 г воды. Какова массовая доля (%) соли к Вг в данном растворе?
12)* Для подкормки капусты применяют раствор с массовой долей хлорида калия 0,04. Приготовьте такой раствор массой 120 г.
13) Полноценное питание растений соединениями цинка (микроудобрение) повышает засухоустойчивость сельскохозяйственных культур и иммунитет к болезням. Напишите уравнения реакций получения солей из гидроксида:а)взаимодействием с соляной и б)фосфорной кислотой.
14) Внекорневая подкормка плодовых деревьев осуществляется опрыскиванием верхней и нижней стороны листьев разбавленными растворами следующих солей: сульфата калия, фосфата калия, нитрата кальция. Напишите формулы этих веществ. Укажите, к солям каких кислот их можно отнести.
15) Нитрат магния - ценная подкормка для растений. Магний входит в состав хлорофила зеленых листьев, азот -необходимый элемент для образования белков в организме. Напишите уравнения реакций получения этой соли всеми возможными способами.
16) Карбонат кальция (известняк) вносят в почву с целью улучшения ее структуры (воздухо-влагопроницаемости), для лучшего усвоения растениями элементов питания из минеральных удобрений. Напишите возможные пути образования этой соли в толще зеленой коры.
17)* Используя имеющиеся на ваших столах реактивы, получите соль - сульфата цинка (микроудобрение) всеми возможными способами. Составьте уравнения химических реакций.
18)* Почему раствор сульфата меди (II), применяемый для опрыскивания плодово-ягодных культур против вредителей и болезней, нельзя хранить в оцинкованном ведре? Ответ обоснуйте, подтвердив его постановкой простейшего опыта.
19) Подкормка культур кремнием в виде раствора силиката натрия благотворно сказывается на урожае риса, сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы. Составьте генетический ряд для Na и Si, приводящий к образованию названной соли.
20) Экстренная внекорневая подкормка плодовых деревьев осуществляется опрыскиванием верхней и нижней сторон листьев разбавленными растворами следующих солей: сульфата калия, фосфата калия, нитрата кальция. Напишите формулы этих веществ. К какому генетическому ряду они относятся?
21) Недостаток какого элемента в почве задерживает цветение растений и созревание у них плодов?
22) Какое из минеральных удобрений - жидкий аммиак , нитрат аммония или карбамид - богаче азотом? Ответ подвердите расчетом массовой доли(%) азота в этих соединениях.
4. После проведения игры подводятся итоги и определяется команда-победитель.