Особенности межвозрастных уроков
(фрагмент)

В основной общеобразовательной школе химия изучается в 8-9 классах, где обучаются дети 13-15 лет. Их объединение и взаимодействие на межвозрастных уроках возможны, так как ученики обладают рядом сходных психологических особенностей, а разница в 3-4 года при создании разновозрастных групп (в случае использования коллективной познавательной деятельности школьников) является оптимальной.

Особенности межвозрастных уроков.

- Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении межвозоастных уроков. Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковой темы, но на разном уровне сложности в старших и младших классах.

- Взаимодействие школьников разного возраста выполняет компенсаторную функцию, реализация которой обеспечивает взаимообогащение школьников разных возрастов; овладение социальными ролями взрослого, ответственного за других; освоение учащимися опыта организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса. Межвозрастные связи создают благоприятные условия для реализации стимулирующей функции, то есть актуализации тех качеств личности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и не получили бы возможности для проявления и развития; а также обеспечивают гуманизацию отношений между детьми.

- Межвозрастные уроки имеют большой воспитательный и образовательный потенциал. В малочисленной школе они являются естественными и педагогически целесообразными, соответстуют потребностям детей в расширении контактов и разнообразии форм учебной деятельности, обеспечивают психологическую защищенность ребенка. Межвозрастные уроки повышают активность старших и младших учащихся, положительно изменяют мотивацию учения. В то же время возникает возможность для младших более глубоко освоить учебный материал, а старшим в активной позиции повторить и закрепить ранее изученный.

- Межвозрастные уроки обеспечивают преемственность обучения, повышают творческий потенциал учителя, стимулируют его профессиональный рост.

- При проведении разновозрастных уроков целесообразно использовать методику коллективной познавательной деятельности.    

- Успешность таких уроков зависит прежде всего от того, насколько школьники осознают цели совместной деятельности, понимают полезность взаимодействия старших и младших на уроке. Особенно важно подготовить к проведению подобных уроков старших учеников, поскольку они выполняют педагогические функции. Учитель вместе с учащимися может обсудить цель и результат предпологаемого урока, его структуру, определить функции, роль, позицию старшеклассников как помощников учителя, организаторов урока.

- На межвозрастных уроках возникает сотворчество детей как их совместная целенаправленная деятельность, отличительными признаками которой являются: со-субъективные взаимосвязи между школьниками разного возраста; неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта практического и умственного труда.

на предыдущую страницу