ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тема. Вода в природе. Понятие о
растворах. Свойства воды. Применение, очистка
воды.
Цель урока. Знакомство учащихся с
особенностями воды как ценного природного
вещества.
Тип урока: получение новых знаний.
Доминирующий метод: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Оборудование: глобус, схема "Вода", растворы и оборудование для проведения опытов, рельефные таблицы "Овраг", "Пещера", динамическое пособие "Круговорот воды в природе", Дистиллятор, схема городской водоочистной станции.
Ход урока.
Люди издавна уделяли большое
внимание воде, поскольку было хорошо известно,
что там, где нет воды, нет и жизни.
Посмотрите на глобус, и вы увидите, что
поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой - это
океаны, моря, озера, ледники. Общие запасы
свободной воды на Земле составляют 1,4 млр.км.
По таблице рассмотреть
распределение воды на Земле.
2. Круговорот воды в природе.
Вопрос: Почему количество воды на Земле остается неизменным?
Вода находится в постоянном и
активном кругообороте. Его движущей силой
является Солнце, а основным источником воды -
Мировой океан. Почти четверть всей падающей на
Землю солнечной энергии расходуется на
испарение воды с поверхности водоемов. Примерно
2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков
обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Эта вода
пополняет ледники, реки и озера. В свою очередь
материковые поверхностные воды снова стекают в
моря и океаны, растворяя встречающиеся им на пути
породы (демонстрация рельефной таблицы
"Пещера", "Овраг").
Увлажняющая почву вода всасывается
корнями растений. Вместе с водой растения
получают растворенные питательные вещества. В
растениях она поднимается по стеблям и
возвращается в виде пара в атмосферу через
листья. Важным регулятором воды на суше являются
горные ледники. Они отдают воду в основном в
летние месяцы.
С круговоротом воды происходит
перемещение тепла.
Объяснение ведется одновременно с
построением этапов круговорота воды с
использованием динамического пособия
"Круговорот воды в природе".
Демонстрация: Испарение воды и конденсации пара (см.рис. 1)
Обороудование: колба с водой, химический стакан, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, стекло, 2 металлических штатива.
3. Физические свойства воды.
Работа по схеме "Вода".
Вода - жидкость без вкуса, цвета,
запаха, t кип.=100С, Тпл=0 С. р=1г/см .
Вопрос: В каких состояниях может
находиться вода? Приведите примеры.
Единственное вещество в природе,
которое в земных условиях существует во всех
трех агрегатных состояниях: жидком (вода),
твердом (лед), газообразном (пар).
4. Вода - растворитель.
Вода в природе всегда раствор. В воде
рек солей мало, поэтому она пресная, а в воде
морей и океанов солей много, поэтому она
горько-соленая. Растворы - прозрачны.
В природной воде, кроме солей, могут
быть даже различные нерастворимые частицы,
которые делают ее мутной. Мутная вода - это взвесь
(смесь чистой воды и примесей).
В народе говорят: "Вода камень
точит". Она разрушает даже гранит. Ручьи, реки,
потоки дождевой воды постоянно растворяют соли и
другие вещества минералов и горных пород. Эти
растворы попадают в моря и океаны.
Многие явления природы происходят
благодаря тому, что вода - хороший растворитель. В
живых организмах постоянно передвигаются
растворы. Сок растений, кровь животных - это и
растворы и взвеси одновременно. Они разносят
необходимые для жизни вещества по всему телу.
В воде хорошо растворяются многие
газы, жидкости и твердые вещества.
Процесс растворения сочетает в себе
физический процесс (дробление до молекул) и
химическое взаимодействие компонентов.
Вопрос: Какие растворы встречаются вам
в повседневной жизни? Каково применение этих
растворов?
Демонстрация занимательных опытов с комментариями.
Занимательные опыты. (необычные растворы)
Опыт 1. Минеральный хамелеон.
Как известно, хамелеоном называют
ящерицу, быстро изменяющую свою окраску под
влиянием окружающей среды. Сходным внешним
свойством обладают некоторые растворы. Нагреть
перманганат калия
Затем растворить полученную соль в воде, и
образуется раствор, который тут же переходит в
сине-фиолетовый, фиолетовый, малиновый.
Оборудование: спиртовка, спички, тв. ., стакан, вода.
Опыт 2. Превращение "молока" в
воду.
К белому осадку, полученному сливанием
раствора хлорида кальция и карбоната натрия,
добавляют избыток раствора соляной кислоты.
Жидкость вскипает и становится бесцветной и
прозрачной.
Оборудование: р-ры
Опыт 3. Изменение окраски раствора.
Кусочек натрия бросают в широкий
цилиндр, заполненный до половины водой. Натрий
активно взаимодействует с водой, движется по
поверхности, шипит, достигая стенки сосуда,
искрит и полностью сгорает. Добавляют в цилиндр
несколько капель раствора фенолфталеина и
размешивают стеклянной палочкой. Жидкость
приобретает яркий малиновый цвет. Затем
приливают к жидкости немного любой кислоты.
Снова размешивают, раствор становится
прозрачным и бесцветным.
Оборудование: Na, цилиндр с водой, стекл.палочка, р-р фенолфталеина, р-р НСL.
Опыт 4. Дым без огня.
Стеклянные палочки смачивают одну в
конц. растворе НСL, а другую - в конц.р-ре NН ОН. При
сближении палочек появляется дым.
Оборудование:
5. Применение воды и ее очистка.
В быту, в различных промышленных
производствах, сельском хозяйстве широко
используется вода и водные растворы.
В засушливых районах планеты на
человека приходится 20 л воды в день, а больших
промышленных городах дневной расход превышает 200
л на каждого жителя (в Ярославле, например - 350 л).
В то же время отдельные производства
загрязняют реки и другие водоемы, делая
находящуюся там воду непригодной для жизни в ней
животных и для использования ее человеком. На
предприятиях строят специальные очистные
сооружения, предотвращающие попадание ядовитых
веществ в реки и озера. На некоторых заводах
использованную воду очищают и вновь направляют в
цеха. Так удается не только сократить расходы
пресной воды, но и сохранить чистыми близлежащие
от завода водоемы.
Для всех разнооборазных
потребностей человека нужна только пресная вода,
освобожденная от посторонних примесей.
Чтобы приготовить растворы в аптеках,
лабораториях, применяют дистиллированную воду,
получаемую при конденсации пара в специальных
аппаратах (демонстрация дистиллятора).
Вам хорошо известно, как и где
используют воду. К нам она поступает из
артезианской скважины из-под земли. Подземная
вода не нуждается в очистке.
В городах в водопровод вода поступает
из водохранилищ. Но предварительно эту воду
тщательно очищают. Сначала освобождают от песка
и глины в специальных отстойниках. Затем воду
обеззараживают хлором, озоном, чтобы убить в ней
болезнетворные микробы (см.рис.3).
6. Обобщение.