КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(из опыта работы)

Орлова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ», лицей №2, г. Рыбинск

С 1992 года занимаюсь краеведением в школе, веду в 1 – 4 классах кружок «Начальное краеведение». Все эти годы учусь на семинарах у известных в городе краеведов, изучаю краеведческую литературу, являюсь активной участницей походов, экскурсий по родному краю.

Создала программу для работы краеведческого кружка «Я – рыбинец» для учащихся 1 – 4 классов, систематически даю открытые занятия по краеведению для педагогов, организаторов внеклассной работы. Один из таких уроков проводила в 2003 – 2004 году по теме: «Благородство и щедрость рыбинских купцов». От присутствующих на уроке получила высокую оценку за проведенное занятие.

Для директоров области в 2001 году проводила открытое занятие по теме: «Семейный музей», получила высокие отзывы.

Много накоплено богатого материала. Итогом моей десятилетней работы: создание сборника «Знатокам истории города Рыбинска, Ярославского края». На X научной конференции лицея №2 была презентация моего сборника, получила диплом.

С какой целью создан сборник?

§           Воспитать в детях стремление к познанию.

§           Пробудить у ребят интерес к родному городу.

Для кого?

§           Для учащихся начальных классов.

Учителям можно использовать сборник для подготовки учащихся к городской олимпиаде по краеведению, на занятиях по внеклассной работе.

Для того, чтобы научить учащихся начальных классов понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям, использую в работе такие методы:

-наблюдение во время экскурсий;

-беседа – обсуждение книги, спектакля;

-интервью с родителями. В III четверти на кружке ребята писали сочинение «Профессия родителей», самая распространенная профессия – инженер, я пригласила на встречу с учащимися Хохрину Г.Ф., по профессии инженер, ребята задавали вопросы, затем составили коллективно – творческую работу «Путь к профессии инженера»;

-метод коллекционирования (приносят коллекции значков, богатейшая коллекция марок есть у Ганева Артема, собирают газетные статьи о нашем городе);

-демонстрация материала (краеведческие находки, экспозиция семейного музея Светлова Стаса, Мазуровой Кристины);

-метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений, навыков по краеведению.

Относительно своей программы «Я – рыбинец» провожу анкетирование в начале года, итоговый контроль в конце года. Делаю выводы, какие разделы программы следует доработать, в этом мне помогают круговые диаграммы.

Сборник включает краеведческие игры, лабиринты, кроссворды. Выполняя задание, учащиеся вспоминают изученный материал или запоминают новый. Проверить себя могут, заглянув в ответы, ответы прилагаются.

В содержание сборника входит материал по архитектуре, топонимике, геральдике, рассматриваются исторические памятники нашего города.

Последнюю страницу назвала так «Путешествие по Ярославской области». На занятиях краеведческого кружка отправляемся в заочное путешествие по историческим местам области. Стало традицией в конце года совершать походы по изучению Ярославской земли.

Одной из тем краеведческой программы является «Моя семья».

Связь с родителями не теряется. С 1-ого класса родители мои помощники. Как лучше узнать родителей – на огоньке. Такие праздники провожу каждую четверть. «Огонек знакомств». В конце сентября – в начале октября ученики первых классов приходят с мамами, папами, такие встречи провожу с бабушками, дедушками (приглашение). На таких встречах зарождается новый коллектив детей, родителей, узнаем, какие родители, что они знают, что умеют. После этого приглашаю отдельных родителей для встреч с детским коллективом. Много родителей увлеченных. Познакомились с деятельностью бабушки Ивановой Лии Борисовны. Она закончила нашу школу с медалью, сейчас учатся два внука. Она сама краевед, вела в школе кружок «Фиалка», городской цветовод. На встрече с родителями Швецовой М.Н. ребята узнали о профессии следователя. Дедушка Ганева Артема – Олег Дмитриевич – филателист. Принес в класс свою коллекцию марок, много рассказал о своем увлечении. А Белоусов Виктор Юрьевич приходил в класс каждый год, ребята слушали его с «открытым ртом», он собирает и изготавливает модели самолетов. Родители Саши Злобиной музыканты. Папа – лучший балалаечник нашего города, лауреат международного конкурса, выступил перед ребятами с концертом.

Связь родителей и учеников необходима в воспитании детей. Ребенок тянется к лучшему, видя трудолюбие родителей, их творчество, сам хочет расти, набираться опыта.

Я обычно веду альбом с первого класса, в котором записываю все встречи с родителями учеников, вклеиваю фотографии встреч. В пятом классе передаю классному руководителю, чтобы он продолжал вести такой «дневник встреч».

Родители устраивают экскурсии на те предприятия, где они работают. В этом году посетили аптеку №151, Нащекина Светлана Николаевна по профессии фармацевт, рассказала и показала работу аптеки.

Итогом работы является постоянное I место за год в городской игре «С чего начинается Родина» среди учащихся начальной школы, призовые места в краеведческой олимпиаде, проводимой Центром Детского Юношеского краеведения и экскурсий города Рыбинска.

Мои ученики в средней и старшей школе продолжают заниматься изучением родного края. Знания по краеведению, полученные в начальной школе, дают ребятам первые навыки в исследовательской работе. Мои ребята принимают участие в городских научных чтениях. Например, в 2003 – 2004 учебном году четверо ребят из 7б класса лицея №2, занимались у меня в начальных классах, заняли I и II места в двух секциях краеведения в малых Золотаревских чтениях, проводимых в ЦДЮКЭ города Рыбинска; они заняли призовые места на X научной конференции лицея №2 в этом году. Среди моих учеников есть призеры областных научных чтений в городе Ярославле.

Кристина Мазурова, став ученицей 5-ого класса, заняла I место в областных краеведческих чтениях по теме «Семейный музей». Неоднократный победитель областных олимпиад по истории, победитель научных областных чтений по краеведению Становой Андрей, который является студентом Демидовского университета.

Считаю самым главным итогом 10 – летней работы, ребята растут не равнодушными к судьбе своего города. Уверена, что в будущем они приложат все силы, чтобы Рыбинск стал красивым, чистым городом, известным в стране своими предприятиями, городскими парками, памятниками архитектуры.

В процессе работы у меня появилась мечта: создать документальный фильм о Рыбинске, которую я непременно попытаюсь воплотить в жизнь.

 

Открытое занятие кружка «Начальное краеведение»

Тема: «Семейный музей»

Цель занятия:

1.         Проверить знания учащихся о городском музее.

2.         Познакомить ребят с семейным музеем семьи Мазуровых и семейным музеем семьи Светловых.

3.         Развивать и передавать духовную память и традиции.

4.         Приобщать детей к творческому поиску.

5.         Познакомить ребят с музеем Третьяковская галерея, с Эрмитажем.

Оборудование:

1.         Плакат с названием темы урока.

2.         Раздаточный материал. Кроссворд для каждого ученика.

3.         Энциклопедия семейного музея Мазуровых. Генеалогическое дерево. Фотоальбом (130 – 150 лет).

4.         Энциклопедия семейного музея Светловых.

5.         Фотовыставка, сочинения ребят о посещении музея полиграфзавода, музея дорожных машин.

6.         ТСО «Этюд», слайды картин Третьяковской галереи, Эрмитажа.

7.         Иллюстрация: Третьяковская галерея

8.         Иллюстрация: Эрмитаж

9.         Лото «Герб Москвы»

 

  1. Беседа

-Наш город имеет статус исторического города. Нам нужно создать рекламу нашего города как города исторического.

-Что бы вы показали в рекламе?

2. Городской музей нашего города

Составление кроссворда

-Одной из достопримечательностей нашего города является городской историко-архитектурный музей.

-Что вы знаете о городском музее Рыбинска?

Используйте свои знания при разгадывании кроссворда (раздаю каждому уч-ся кроссворд). Приложение 1.

3. Музеи на предприятиях

-Были ли вы в другом музее нашего города? (В музее полиграфзавода, в музее дорожных машин, где собран интересный материал по истории предприятия). Фотовыставка, ваши сочинения напоминают нам о посещении этих музеев.

4. Семейные музеи

-Кроме музеев городских, музеев на предприятиях, есть семейные музеи.

А) Сегодня представлена здесь выездная экспедиция семейного музея Светловых. Проведет экскурсию Светлов Стас (в течение многих лет отец Стаса, Светлов Эдуард Юрьевич, по профессии инженер, собирает предметы старины, имеющие ценность для своей семьи – семейные реликвии, для других – коллекцию камней, коллекцию бытовых предметов).

Б) Несколько экспонатов семейного музея представит Мазурова Кристина, она расскажет о генеалогическом дереве своего рода, известного в нашем городе (семья Кристины сохранили много предметов постельного белья, полотенец, приготовленных Кристининой прапрабабушкой для замужества; фотоальбом, которому 130 – 150 лет).

6.      Знакомство с картинами музея Третьяковская галерея.

Познакомимся с известным во всем мире музеем Третьяковская галерея. Основатель: Третьяков Павел Михайлович. Дата основания: 1856г. Здание по проекту художника Васнецова, фасад здания. На фасаде герб г. Москвы (лото). Просмотр слайдов «Картины Третьяковской галереи».

7.      Эрмитаж

-Что означает слово «Эрмитаж»?

-Это уединенный уголок. Собрания Екатерина II послужили основу Эрмитажа.

В 1862 году Эрмитаж открыт для публичного обозрения.

Визитная карточка музея две картины:

«Мадонна с цветком» (Мадонна Бенца) Леонардо да Винчи.

«Мадонна ита» (Мадонна с младенцем) Леонардо да Винчи.

8.      Задача занятия

-На следующем занятии кружка мы продолжим знакомство с известными во всем мире музеями г. Москвы и г. Санкт – Петербурга.

 

 

Открытое занятие кружка «Начальное краеведение»

Тема: «Из истории города. Благородство и щедрость рыбинских купцов»

Цель занятия:

1.         Познакомить ребят с деятельностью рыбинских купцов: Фёдора Ильича и Николая Ионовича Тюменевых.

2.         Воспитывать в детях стремление к познанию.

3.         Пробудить у ребят интерес к родному городу, его формированию в разные исторические периоды.

4.         Научить детей понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям.

Оборудование:

1.                 Плакат с названием темы урока.

2.                 Иллюстрация портрета Ф. И. Тюменева.

3.                 Плакат с толкованием исторических слов: «городской голова», «богадельня», «благотворительность».

4.                 Видеофильм “Карякинский сад”.

5.                 Газета «Анфас» №36, 9.09.1999 г.

6.                 Карта Ярославской области.

7.                 Рисунки ребят.

8.                 Плакат “Парк будущего”.

9.                 Книги о Рыбинске.

 

Ход занятия

1.    Сегодня мы продолжим говорить об истории нашего города.

Раздаю слова каждой группе (УГЛИЧ, РЫБНЫЙ, 1-ый ДРАМ. ТЕАТР им. ВОЛКОВА, ПЁТР I, РЫБНАЯ СЛОБОДА, ТУТАЕВ, ЕКАТЕРИНА II, КУПЕЧЕСКИЙ, РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ, СТОЛИЦА БУРЛАКОВ.).
- Посовещайтесь, решите, какие слова относятся к истории нашего города, а какие - лишние?

- Проверка выполненной работы. На доске появляются слова: РЫБНАЯ СЛОБОДА, РЫБНЫЙ, СТОЛИЦА БУРЛАКОВ, КУПЕЧЕСКИЙ, ЕКАТЕРИНА II.

2.    Одно из слов, которые вы отнесли к истории города - КУПЕЧЕСКИЙ. Сегодня я познакомлю вас с одним из известных купцов города –Тюменевым Фёдором Ильичом. Он – ровесник нашего города, значит, родился в ? (1777 г.).

 На портрете мы видим пожилого человека с выцветшими голубыми глазами, с седой бородой, одетого в парадный кафтан с шитым серебром воротником и такими же  серебряными пуговицами. Это портрет известного шведского художника Карла Петера Мазера. Художник создал галерею портретов известных жителей Петербурга. Работал в России 16 лет. Предполагают, что встреча Тюменева Ф.И. с художником произошла в Санкт-Петербурге. Федор Ильич часто ездил в этот город, занимался там торговлей хлеба, у него были свои дома, лавки, амбары. С 1829 года жил в Рыбинске, в особняке, построенном по проекту архитектора Росси (ул. Чкалова, 25)(иллюстрация особняка).

В первой половине 19 века Ф.И. Тюменев пользовался большим уважением среди рыбинского купечества. Объявлял капитал 1-й и 2-й гильдиям. Награды говорят о его делах, заслугах. На четыре срока Тюменев избирался городским Головой.

(На доске: ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА – руководитель, начальник, глава города)

Тюменеву Фёдору Ильичу присвоено звание потомственного  Почетного гражданина города. В 1838 году он основал первую в Рыбинске богадельню для бедных людей, оставил капитал на ее содержание.

(На доске: БОГАДЕЛЬНЯ – 1. До революции приют для инвалидов. 2. Учреждение, где люди бездеятельны и неспособны к производительному труду) Жертвовал деньги на строительство Спасо-Преображенского  собора.

-           Я вам рассказала о благотворительности этого человека. А как вы понимаете слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

(На доске: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ-это оказание частными лицами материальной помощи)

 - Для русского человека характерно благородство и щедрость.

3.                 Наши краеведы нашли и подготовили материалы о внуках Фёдора Ильича Тюменева, расскажут о них. Ребята привели примеры благотворительности внука Фёдора Ильича – Николая Ионовича.

4.                  Какой пример благотворительности купцов вы можете еще привести? (Карякин Василий Александрович подарил городу сад и училище).

5.                 Посмотрим фильм о Карякинском саде. 

6.                 Каким вы представляете городской парк в будущем? Вы много потрудились, составляя коллективно-творческую работу-плакат “Парк будущего”. Расскажите о ней.

7.                 Мы рассказали  не обо всех купцах нашего города. Следующая экскурсия в городской музей – посещение купеческого зала, где находится портрет Ф.И. Тюменева. Вы узнаете о других рыбинских купцах.

 

Список литературы

1.   Рыбинский филиал Государственного архива Ярославской области. Посемейные списки купцов. Ф 1-1-639, 1776 г.

2.   Гомилевский М. И. Описание города Рыбинска. 1837 г.

3.   Истомина Э. Г. Старый Рыбинск.  «Михайлов Посад», 1993 г.

4.   Сабурова Т. Г. Карл Петер Мазер. Труды Государственного Исторического музея. 1997 г., выпуск 98.

5.   Иванова Л. Б. Сады и парки Рыбинска. «Русский голос», спецвыпуск №5.

6.   Петухова Н. А. Николай Ионович Тюменев. // «Анфас» №36, 09.09.1999г.

7.   Петухова Н. А. Рыбинску - 225. Ровесник города. // « Рыбинские  известия» от 25.07.2002 г.