Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта задача сложна и решаться может последовательно; на первом этапе обучение должно сформировать у ребенка потребность к самоизменению; в последующие годы - развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации.
Такие задачи требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя с учениками. Если в традиционно сложившимся обучении главным является обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, то в условиях развивающего обучения главной задачей становится раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства научного исследования (так называемая квазиисследовательская деятельность). Организация и развертывание такой деятельности превращает ребенка в настоящего субъекта учения.
К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности и у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако у него нет потребности в самоизменении, ни тем более - способности к нему. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения. Другое дело- реализуется или не реализуется эта
возможность: ребенок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Учебная деятельность характеризует вполне определенный период психического развития ребенка - период, относящийся к его младшему школьному возрасту. Но даже при наличии соответствующих предпосылок УД возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. УД формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения - задачей не менее важной чем усвоение знаний и навыков. [../../../_private/navbar1.htm]