[../../../_private/navbar1.htm]

1.2 Учебная деятельность как освоение основ теоретического мышления.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Это связано с преобразованием усваимого материала и тем самым с получением нового духовного продукта, т.е. знания об этом материале.

Учебные потребности и мотивы нацеливают детей на получение ими знаний как результатов преобразования заданного материала. Такое преобразование вскрывает в материале внутренние или существенные отношения, рассмотрение которых позволяет школьнику проследить происхождение внешних проявлений усваимого материала. Учебная потребность - это потребность школьника в реальном или мысленном экспериментировании с тем или иным материалом с целью расчленения в нем существенно - общего и частного, с целью прослеживания их взаимосвязи. Знания о взаимосвязи существенно - общего и частного в логике называются теоретическими.

Потребность ребенка в учении как раз и состоит в его стремлении получить знание об общем в предмете, т.е. теоретические знания о чем-либо посредством экспериментирования с предметом. Усвоить теоретические знания можно только воспроизводя сам процесс их происхождения, получения и оформления, т.е. вновь преобразуя некоторый материал. Этот материал имеет учебное назначение, поскольку он теперь предназначен лишь для повторного прохождения тех путей, которые когда-то реально привели людей к открытию и формулированию теоретических знаний.

В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них на раду с усвоением теоретических знаний развиваются теоретическое сознание и мышление.

[../../../_private/navbar1.htm]