[../../../_private/navbar1.htm]

1.4 Типы целеполагания, осуществляемого школьником при принятии учебной задачи.

Существенный элемент учебной задачи- ее цель, содержанием которой служит способ действия.

Практикующееся в традиционной школе указание цели урока в форме: “Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком и буквой” не приводит к выделению перед учащимися учебной цели. Выделение способа действия в качестве содержания цели учебной задачи предполагает:

- во-первых, выявление для данного раздела программы и связанных с ним практических задач подлежащего усвоению способа действий;

- во-вторых, нахождение специальных приемов репрезентации перед учащимися этого способа и необходимости овладения им, то есть постановки перед учащимися учебной цели (не словесно формулируемой цели, а того способа действий, который нужно усвоить).

Возникновение целей, их выделение, определение, осознование называется целеполаганием.

Важно отметить, что оно имеет, по крайней мере, две формы, самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности как один из этапов ее осуществления или определения цели на основе выдвигаемых кем-то требований, задач. В учебном процессе второй случай является едва ли не ведущим и ему уделяется особое внимание. Дело в том, что предъявляемое ученику со стороны учителя внешнее требование должно не всегда превращаться в ту цель, которую ставит себе ученик. Это требование должно быть целиком принято, но так бывает не всегда: внешне требование может в большей или меньшей степени искажаться, изменяться, это фактически приводит к переопределению цели.

Направление такого переопределения зависит от содержания мотивов ученика, в частности от степени сформированности у него учебно-познавательного интереса, от его прошлого опыта (какие вообще цели он достигал раньше), от доступных ему способов осуществления учебных действий (цель чаще всего переопределяется в направлении “подгонки” под хорошо сформированные, автоматизированные способы выполнения действий) и т. п. Целеполагание одного типа обеспечивает возможность принятия лишь частных задач на усвоение заданных кем-то образов действий, “готовых” знаний, когда главными промежуточными задачами становиться- понять, запомнить, воспроизвести. Целеполагание другого типа обеспечивает принятие и затем самостоятельную постановку новых учебных задач, в которых основным становится анализ условия, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его применения и т.д.

[../../../_private/navbar1.htm]