Содержанием РО является система теоретических понятий, которые должны быть определены внутри самого предмета. При этом не только выбраны сами понятия, но и логика введения этих понятий. Для того, чтобы ребенок овладел понятием, строится система учебных задач, где стратегической учебной задачей является непосредственное овладение этим понятием. Таким образом, процесс овладения каким-либо понятием, представляющий собой систему учебных задач и действий, и составляет учебную деятельность (Уде) (схема 1).
Чтобы перед ребенком встала учебная задача, он
должен:
- оценить свои знания;
- в рамках изменившихся условий вычленить свое
незнание;
- предпринять учебные действия, позволяющие от
незнания перейти к знанию (схема 2).
Конец одной учебной задачи является началом новой, т.е. этот процесс идет как бы по спирали.
Схема 1.
УЗ => уз => УЗ = П ( понятие )
СУЗ ( смысл УЗ )
Схема 2.
УЗ=> Знание ? => Незнание => УД ==> .…….УД => УЗ
а) моделирование и преобразование
модели
б) контроль
в) оценка соответствия способа условиям
Схема 3.
Для того, чтобы у ребенка возникла учебная задача необходимо его столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит имеющихся способов действия. Можно схематично изобразить постановку учебной задачи ( схема 3 ).
Для того, чтобы ученик пошел по 3 варианту необходимо, чтобы задача была принята учеником, т.е. стала его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика.
Как же сделать, чтобы ребенок ощутил необходимость узнать то, что он еще не знает. Вариант ответа на этот вопрос предлагает Г.А. Цукерман. Тема “ ь и ъ разделительные знаки”. Еще в букварный период обучения дети могут поставить (но не могут решить ) следующую орфографическую задачу: какой из двух разделительных знаков нужно писать, когда после согласного слышится звук [и], а за ним гласный. Выбор одного из двух знаков на слух невозможен ). Эту проблему дети фиксируют в схеме, где квадратом обозначен согласный, а кружком- гласный звук.
O
я, ю, е
Встречаясь со словами, в которых есть такое сочетание звуков, первоклассники вынуждены либо обращаться с вопросом к учителю, либо записывать слова с пропуском этих знаков: в_ехал, в_юга ... Во втором классе, научившись выделять корни слов, дети в состоянии самостоятельно ответить на этот вопрос. Урок может начинаться с диктанта слов с разделительными знаками, во время которого восстанавливается сама проблема выбора между двумя разделительными знаками и схема, фиксирующая эту проблему . Долго длящаяся ситуация неполноты знания, незавершенности записи создает достаточное мотивационное напряжение для того, чтобы класс принял поставленную задачу. Теперь детям предоставляется возможность провести небольшое исследование: выделить в словах, записанных на карточках корни слов, а в предложенной схеме обозначить место ь и ъ: до корня, в корне, за корнем. Каждая группа, закончившая работу, записывает свой результат на доске.
Выводы групп получаются поразительно однообразными:
Ъ----- ------Ь
Ь
Если какая-то группа детей предлагает иное, особое решение, класс выслушивает полное доказательство. После того, как класс принимает общее решение, зафиксированное в схеме, выводится, т.е. как бы считывается со схемы, формулировка правила: “Разделительный Ъ пишется только перед корнем, разделительный Ь - в корне и за корнем.” ( Позднее, познакомившись с полным составом слова, дети сформулируют это правило более лаконично). Для того, чтобы можно было выстраивать на уроках “квазиисследовательскую деятельность”, учителю необходимо иметь ясное представление о всех составных компонентах учебной деятельности. Целесообразно делать разворот всего учебного материала в трех плоскостях:
1 - система учебных задач, пронизывающих всю
программу предмета от начала до конца;
2 - разворачивание учебного материала внутри
каждой учебной задачи согласно этапам ее
решения;
3 - разработка каждого конкретного урока,
соответствующего определенному этапу решения
учебной задачи.