Наибольшие, трудности испытывает учитель при
подготовке, и проведении урока постановки
учебной задачи. Здесь следует выделить несколько
этапов:
1 этап - осознание цели, задач и
ориентировка в условиях методической
деятельности.
а) Ориентировка в предметном содержании урока.
- Что именно предстоит изучать?
- Зачем?
- Какова роль этого материала в предмете?
- Что я сама об атом материале знаю?
- С какими другими понятиями связано изучаемое?
Почему это понятие вводится именно в данный
момент обучения?
6) Ориентировка в конкретных условиях обучения.
- Что учащиеся уже могут (знают) знать об этом
понятии?
- Какие признаки понятия должны быть в центре,
внимания?
- На какие смежные, знания и умения в ходе работы
следует опереться?
- Какие учебные действия необходимы для освоения
материала?
- Какие конкретные, трудности должны быть
преодолены?
в) Ориентировка в методическом арсенале способов
и средств обучения
- Какие способы организации учебной работы, вида
заданий, средств обучения, отвечающие замыслу, я
знаю, как учитель?
- Какой материал предлагает учебник? Какова цель
каждого из заданий, логика
их расположения?
- Как, по каким критериям оценить, была ли перед
детьми учебная задача, и была ли она ими понята и
принята?
II этап - составление модели будущего урока.
а) Какова цель урока, т.е.. каким должен быть
конечный результат.
6) Как прийти к достижению цели урока, через
решение каких промежуточных задач?
в) Как организовать урок?
- Как поставить перед детьми учебную задачу,
чтобы включить их в активную деятельность по
принятию задачи?
- Что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили,
что какого-то знания или умения им не достаёт?
- Как сделать, чтобы это знание или умение
оказалось им “нужным”, чтобы возникло желание
узнать, научиться, преодолеть “барьер”.
- Как обеспечить усвоение на уроке, необходимой
информации?
- Как добиться освоения детьми необходимых
действий и в целом осознанного овладения
материалом.
Т.о. на этапе, планирования учитель должен
решить следующие задачи три задачи:
- Поставить основную цель, промежуточные задачи и
задать последовательность их решения;
- Определить основные, виды деятельности детей на
каждом этапе, урока;
- Выбрать средства и способы организации
деятельности детей.
Оценка плана урока:
- Все ли лингвистически правильно и грамотно в
плане урока, правильно ли отражена сущность
излагаемого явления.
- Удалось ли органично соединить обучение детей с
развитием у них личностных качеств.
- Получился ли урок целостным, завершенным, ясна
ли логика движения мысли ученика, логика его
действий.
- Удалось ли учителю отвести себе в уроке роль
человека, активно участвующего в коллективном
познавательном процессе, интересно ли будет
ученикам на уроке.
Точный анализ составленного плана - необходимый
элемент самоконтроля, который должен
присутствовать на всех этапах работа над уроком.
III этап - реализация на практике
намеченного плана (проведение урока).
Здесь от учителя требуется ряд умений:
- умение организовать деятельность учащихся на
каждом из этапов урока;
- умение общаться с учащимися, обеспечивая
желаемую атмосферу урока;
- умение контролировать ход работы, т.е.,
сопоставлять замысел с его реализацией и при
необходимости по ходу урока вносить возможные
коррективы.
IV этап - рефлексия (итоговая самооценка)
урока.
Этап включает:
- решение, вопроса, о том, удалось ли осуществить
намеченную программу;
- анализ конкретных результатов обучения,
выявление достижений, удач, недостатков,
просчетов;
- внесение необходимых уточнений, изменений в
план дальнейшей работы по теме.