В настоящее время в лингвистике определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая.
Первой и важнейшей предпосылкой выявления и усвоения принципа письма в его морфологической интерпретации является усвоение понятия морфемы и овладение способами морфологического анализа слова. Затем необходимо ознакомиться с основными типами орфограмм и способами их определения в разных морфемах. Только на этой основе может быть сделан вывод о том, что буквенное обозначение разных морфем подчиняется общему принципу. Иными словами, содержание морфологического принципа может раскрыто лишь как итог усвоения некоторых частных орфографических и грамматических сведений, но не как предпосылка такого усвоения.
Оценивая возможности обучения орфографии, опирающегося на фонематическую теорию письма, следует отметить, что последняя, в отличие от морфологической теории письма, рассматривает орфографически единообразные написания не как узко орфографическое явление, а вскрывает его генетические основания в свойствах самого языка.
Усвоение фонематического принципа письма и опирающегося на него универсального способа осуществления орфографического действия предполагает выделение, анализ и обобщение ряда важнейших отношении в языке: отношения между значением языковой единицы и ее звуковой формой, отношения между звуковой формой и фонемной структурой и буквенной формой. Конкретизация этих отношений не только допускает, но и предполагает развертывание системы лингвистических понятий отражающих важнейшие свойства слова как языкового знака.
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения их родному языку создаются в том случае, если в качестве содержания такого обучения выделена система понятий, раскрывающая сущность фонематического принципа письма и опирающихся на него способов осуществления орфографического действия.
Формирование орфографического действии,
опирающегося на фонематический принцип письма,
предполагает последовательное решение
следующих основных задач:
1) анализ буквенной записи как особой модели,
отражающей связь между значением слова и его
фонемной структурой;
2) выделение, анализ и обобщение отношения между
фонемной структурой слова и его буквенной
записью, определяющего содержание
фонематического принципа письма;
3) выделение орфографической задачи и способов ее
решения; вытекающих из фонематического принципа
письма;
4) конкретизация способов орфографического
действия с учетом морфосемантической структуры
слова. Указанными задачами определяются
содержание и логика развертывания материала, в
процессе изучения которого у детей должны быть
сформированы основные компоненты и механизмы
учебной деятельности.
Как бы ни важна была задача формирования учебной деятельности, она не является единственной задачей начального обучения родному языку. Начальная школа обязана обеспечить овладение навыками чтения и письма, развития речи. Одной из задач начального обучения родному языку является подготовка учащихся к овладению другими языками. Программа обучения родному языку должна обеспечивать решение всех перечисленных задач. Проблема, однако, состоит не в том; чтобы “учесть” все задачи обучения родному языку, а в том, чтобы соотнести их между собой, выделив ту “доминанту”, которая способна превратить эту совокупность в целостную систему задач. Попытки строить программу обучения, рассматривая его задачи как рядоположенные, заведомо обречены на неудачу. Так в педагогической практике стихийно осуществляется субординация этих задач, в ходе которой одни из них оказываются приоритетными, а другие отодвигаются на второй план. Именно в результате такой субординации задача изучения грамматики оказалась полностью подчиненной задаче формирования навыков письма, а задача развития речи (при формальном признании ее важности) - отодвинутой на второй план.
Принципиально иные предпосылки для решения всего комплекса задач начального обучения родному языку возникают при его ориентации на формирование учебной деятельности.
Задача формирования учебной деятельности в процессе обучения языку не только органически включает в себя задачу формирования навыков письма и чтения, но и создает для ее решения значительно более благоприятные условия, чем те которые могут быть созданы при автономном ее решении. Реализации задач развивающего обучения языку в начальной школе предполагает построение курса, содержание которого составляет система лингвистических понятий (и опирающихся на них умении), отражающая основные особенности лексики, фонетики, морфологического и синтаксического строя современного русского литературного языка, а также некоторые важнейшие свойства речи.