Одним из центральных лингвистических понятий в программе 3 класса является понятие о слове как части речи. Часть речи рассматривается как класс слов, характеризующийся общностью грамматических значений и в следствии этого способных одинаково соединяться с другими словами в процессе речи (т.е. в рамках предложения).
Конкретизация этого понятия обеспечивается в процессе содержательной классификации частей речи русского языка. При таком подходе неизбежны некоторые расхождения с описанием частей речи в традиционных учебниках.
Анализ грамматических значений слова и его функций в речи дает возможность содержательно охарактеризовать не только основные самостоятельные, но и служебные части речи, а также выделить в качестве особой части речи, не относящейся ни к самостоятельным, ни к служебным словам, междометие.
Итогом этой работы становится понимание детьми того факта, что устанавливаемая учащимся система частей речи является открытой, незавершенной, допускающей уточнения.
Цель урока:
1. Введение понятия “часть речи”.
2. Вывести способ действия для определения частей речи.
ХОД УРОКА
1. Вставить пропущенные орфограммы и объяснить
их написание.
- Какие слова из предложения соответствуют схемам:
(эту работу можно выполнить в парах.)
Цель данной работы: на хорошо знакомом детям
учебном материале создать ситуацию успеха и
подвести к постановке Уз.
- Из каких частей состоят слова?
- А из каких частей состоят морфемы?
Можем ли мы сказать, что записанное предложение тоже состоит
из частей? Из каких?- Так что же такое тогда часть речи?
Выслушивая ответы учащихся, учитель держит паузу, Дети должны осознать, что пока на этот вопрос ответить точно не могут. На данном этане надо ввести
языковой материал, отобранный учителем, чтобы организовать квазиисследовательскую деятельность учащихся. Поскольку, кто-нибудь из детей обязательно предположит, что части речи это группа слов: названия предметов, признаков, действий им предлагаются для анализа слова: КАРАНДАШ, СИНИЙ, РИСУЮ. Слова карандаш и синий - это совсем разные слова. У них разное лексическое значение.- А отличаются ли эти слова друг от друга своими грамматическими значениями?
Для этого придется построить грамматические
модели этих слов. Присоединим слово КАРАНДАШ к
словам пишу, рад, цена.
пишу карандашом
рад карандашу
цена карандаша
- Какое грамматическое значение тебе пришлось изменить? (падеж) Обозначим его на модели буквой (П). Вы обнаружили, что падежное значение в слове КАРАНДАШ - это тот “крючок”, с помощью которого оно присоединяется к другим словам, “цепляется” за них.
- Докажите, что у слова КАРАНДАШ есть и значение
числа.
карандаш - карандаши
- Попробуй доказать, что у слова КАРАНДАШ есть значение рода.
- Изменяется ли это значение или является постоянным?
Итак, мы построили грамматическую модель для слова карандаш.
- Как вы думаете, будет ли отличаться от этой модели грамматическая модель для слов, названий признаков?
- Постройте грамматическую модель к слову СИНИЙ. Дети работают в группах, В слабом классе
эту работу дети выполняют под руководством учителя. Итогом работы является модель.