Как определить спряжение глагола?
Цель: конструирование способа действий по определению спряжения глаголов.
ХОД УРОКА
Чтение учеником стихотворения Воскобойникова “Я учу глаголы”.
- Сегодня на уроке мы тоже будем изучать глаголы. Методы изучения вы предложите сами. Но сначала повторим ранее изученные орфограммы.
На доске:
- Какая орфограмма пропущена в словах?
- Каким способом можем проверить?
- Может быть этот способ годится для проверки
безударной гласной в окончании глагола? (нет, т.к.
может быть две проверки: летит, поет )
- Как же нам быть? Ведь слово (свет_т) нужно
правильно написать.
- Может посмотреть в словаре? (мы должны знать, к
какому спряжению относится этот глагол)
- Сможем ли мы тогда написать его правильно? Что
мы знаем о правописании окончаний глаголов 1 и 2
спряжения?
- Может есть какие-то предложения по планированию
нашей работы? (нужно поискать признаки, по
которым можно узнать спряжение глагола)
- Как вы думаете, в каких глагольных формах
(личных или инфинитиве) мы будем искать признаки,
по которым можно определить спряжение? (в
инфинитиве)
- Почему?
- Перед вами две группы глаголов в инфинитиве 1 и 2
спряжения. По каким признакам их можно сравнить?
1. Суффиксы
2. основа (усекаемая или неусекаемая)
(работа в группах)
1 2
сказать слышать
плавать держать
свежеть любить
чернеть давить
колоть грузить
гаснуть сушить
сеять видеть
кашлять терпеть
- Укажи, какая основа инфинитива у каждого
глагола - усекаемая или неусекаемая?
- Какие основы у глаголов 2 спряжения? (усекаемые)
- Можно ли утверждать, что все глаголы с
неусекаемой основой - глаголы спряжения? (нет)
- Почему? (у глаголов 1 спряжения есть и усекаемая
и неусекаемая основа)
- Достаточно ли знать, какой является основа
инфинитива, чтобы определить спряжение глагола?
(нет)
- Выдели в записанных глаголах суффиксы.
- Какой суффикс встречается только у глаголов
На доске:
замерзать, сверкать, слушать, слышать (работая в парах, ученики определяют спряжение данных глаголов)Итак, ко второму спряжению относятся глаголы
только тех групп, которые выделены у вас в списке.
- Сколько таких групп?
1) -ить
2) -еть - у, о.
3) шип. + -ать-у.о.
- Нужно ли специально выделять признаки
глаголов 1 спряжения? Нарисуйте модель, которая
будет рассказывать о глаголах 2 спряжения.
- Напиши несколько предложений о знании,
полученном на уроке, свои впечатления.