Как определить спряжение глагола?

Цель: конструирование способа действий по определению спряжения глаголов.

ХОД УРОКА

Чтение учеником стихотворения Воскобойникова “Я учу глаголы”.

- Сегодня на уроке мы тоже будем изучать глаголы. Методы изучения вы предложите сами. Но сначала повторим ранее изученные орфограммы.

На доске:
по широк_й площад_, оранжев_й краск_й, ранн_м утр_м, спел_ми яблок_ми, ярко свет_т.

- Какая орфограмма пропущена в словах?
- Каким способом можем проверить?
- Может быть этот способ годится для проверки безударной гласной в окончании глагола? (нет, т.к. может быть две проверки: летит, поет )
- Как же нам быть? Ведь слово (свет_т) нужно правильно написать.
- Может посмотреть в словаре? (мы должны знать, к какому спряжению относится этот глагол)
- Сможем ли мы тогда написать его правильно? Что мы знаем о правописании окончаний глаголов 1 и 2 спряжения?
- Может есть какие-то предложения по планированию нашей работы? (нужно поискать признаки, по которым можно узнать спряжение глагола)
- Как вы думаете, в каких глагольных формах (личных или инфинитиве) мы будем искать признаки, по которым можно определить спряжение? (в инфинитиве)
- Почему?
- Перед вами две группы глаголов в инфинитиве 1 и 2 спряжения. По каким признакам их можно сравнить?
1. Суффиксы
2. основа (усекаемая или неусекаемая)
(работа в группах)

1 2
сказать слышать
плавать держать
свежеть любить
чернеть давить
колоть грузить
гаснуть сушить
сеять видеть
кашлять терпеть

- Укажи, какая основа инфинитива у каждого глагола - усекаемая или неусекаемая?
- Какие основы у глаголов 2 спряжения? (усекаемые)
- Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемой основой - глаголы спряжения? (нет)
- Почему? (у глаголов 1 спряжения есть и усекаемая и неусекаемая основа)
- Достаточно ли знать, какой является основа инфинитива, чтобы определить спряжение глагола? (нет)
- Выдели в записанных глаголах суффиксы.
- Какой суффикс встречается только у глаголов
2 спряжения? (суффикс и )
- Глаголы с каким суффиксом есть и в 1 и во 2 спряжении?
- Сравни глаголы на -еть. Чем они отличаются? (У глаголов 1 спряжения с суффиксом е - неусекаемая основа. У глаголов 2 спряжения с суффиксом е -усекаемая основа.) Можно ли утверждать, что ко второму спряжению относятся все глаголы на -ать с усекаемой основой? Как же быть
? Может есть какое-то другое различие у этих глаголов?
- Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом А в глаголах 2 спряжения? (шипящие)
- А у глаголов 1 спряжения?
- Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -ать?

На доске: замерзать, сверкать, слушать, слышать (работая в парах, ученики определяют спряжение данных глаголов)

Итак, ко второму спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены у вас в списке.
- Сколько таких групп?
1) -ить
2) -еть - у, о.
3) шип. + -ать-у.о.

- Нужно ли специально выделять признаки глаголов 1 спряжения? Нарисуйте модель, которая будет рассказывать о глаголах 2 спряжения.
- Напиши несколько предложений о знании, полученном на уроке, свои впечатления.