Сегодня в общественном сознании постепенно происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача прежде всего развития ребенка, поскольку считается, что именно оно, развитие, и позволяет сделать более эффективным процесс вооружения школьников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие учащихся и можно считать современной стратегией школьного обучения.
В настоящее время проблемами развивающего обучения интересуются не только психологи, педагоги, ученые, методисты. Все больше учителей в результате собственного осознанного выбора, переходят к работе по программам развивающего обучения.
Организация учебной деятельности учащихся - основная и наиболее сложная задача, с которой сталкивается учитель, осуществляющий развивающее обучение. Сложность этой задачи обусловлена тем, что она требует от учителя досконального знания особенностей учебной деятельности, закономерностей и условий ее формирования. При ее решении учитель в очень малой степени может опираться на первичную для него педагогическую технологию, т.е. на совокупность методов и форм организации учебного процесса, которая сложилась в рамках традиционного обучения. Многочисленные и разнообразные варианты иллюстративно-объяснительного метода обучения, рассчитанные на усвоение частных способов решения типовых задач, оказываются непригодными для усвоения общих принципов их решения и должны быть заменены методами организации учебного исследования. Основным методом преподавания в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является введение учителем в процессе обучения системы учебных задач и формирование у школьников учебных действий по их решению.
Очевиден тот факт, что учитель, работающий по данной программе должен ориентироваться в вопросах теории учебной деятельности, методики и практики ее организации.
В своей работе я попыталась осветить один из наиболее важных вопросов в организации учебной деятельности - это подготовка и проведение урока постановки учебной задачи. Актуальность данного вопроса заключается не только в его важности, но и в отсутствии методической литературы, способной помочь учителю в организации и проведении данного урока. Основываясь на работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.В. Репкина и других даются теоретические представления о формировании учебной деятельности, важнейшим компонентом которой является учебная задача. Рассмотрены методические основы постановки учебной задачи на уроке, а также практический материал по постановке учебной задачи на уроках русского языка в 3-ем классе.