[../../_private/navbar1.htm]

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС (1 - 4)

Машкова Елена Валентиновна,
учитель начальных класса сш. 77,
г
. Ярославль

 Тема: Обобщение знаний об имени существительном

Цели урока:

  1. Обобщение знаний о грамматических и лексических особенностях имен существительных.
  2. Совершенствование умения обозначать безударные гласные в различных частях слова.
  3. Знакомство учащихся с языковой культурой русского народа (устаревшие и диалектные слова, народные выражения, поговорки).
  4. Расширение знаний об истории родного края.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели урока.

- К какой части речи относятся эти строки?

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Сегодня на уроке мы обобщим все, что знаем об имени существительном, а имя существительное поможет нам узнать что-то интересное о родном крае.

II. Обобщение знаний об имени существительном.

1) Работа со схемой (по ходу ответов детей схема открывается).

- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?

- Какие постоянные признаки имеет?
- Как изменяется имя существительное?
- Каким членом предложения бывает?

2) Работа на компьютере.

Вставь пропущенные буквы.

В..кзал, ул..ца, Яр..славль, в..зде, Р..ссия, г..рой, н..род, ст..лица, М..сква,, м..тро, тр..мвай, д..рога, с..годня, с..лют, сам..лет, вч..ра.

Итог: отметка.

- Перемены в нашей жизни происходят постоянно. Изменяется наша жизнь - изменяется и наш язык. - Подумайте, какие из слов вошли в наш язык сравнительно недавно? (самолет, метро, трамвай).
- Какие слова существуют давно?

3) Работа в тетради.

Прочти эти строки (на кодоскопе).

Стоит град белокаменный с садами, со старинными церквями, башнями и воротами.

- Когда были написаны эти строки? Какие слова доказывают, что эти строки были написаны давно?

Эти строки взяты из летописи и описывают они Ярославль в прошлом веке (изображение района стрелки в 19 веке). И сейчас наш город считается красивейшим городом в России.

- Прочтем и запишем предложение, четко проговаривая каждое слово.

- Назовите имена существительные. В каком числе употреблены? Образуйте единственное число. (“ВоротА” - так говорили раньше, сейчас - “ворОта”. Существительное употребляется всегда во множественном числе.)

- Разберите это предложение. (характеристика предложения, главные члены, группа второстепенных членов)

3) Работа на компьютере. Упражнение в определении падежей.

Определите падежи. Соберите картинку (картинка с изображением медведя).

в городе_

около реки_

под стенами_

князь_

 

через Волгу _

перед оврагом _

к зверю _

из башни _

 

на корабле_

 

о битве_

под небом_

река_

со страхом_

 

на медведицу_

из клетки_

селением_

 И Р Д Т В П

 

- Какое отношение имеет медведь к нашему городу?
- Сможете ли Вы объяснить происхождение нашего герба?
- Где можно увидеть герб города?

Справка.

На месте слияния двух рек Волги и Которосли существовало селение. Князь Ярослав Мудрый проплывал на корабле со своей дружиной по реке Волге. Он высадился на берег. На него из клетки выпустили медведя, который считался священным. Поединок закончился победой князя; память об этом событии нашла отражение в гербе города Ярославля: “В серебряном щите медведь, стоячи на задних лапах, держит в левой лапе золотую секиру” (показ герба). Секира - старинное оружие в виде топорика на длинной рукояти.

5) Работа в тетради. Грамматический разбор существительного.

1) с башнями - сущ. (с чем?)
2) н.ф. башня
3) ж.р., 1 скл.
4) в Т.п., во мн.ч.
5) вт. член

6) Работа на компьютере. Морфологический разбор.

Из ельника вышел на берег бурый медведь.
Зверь повел носом и фыркнул.
Любит мишка полакомиться рыбкой, медком.
Медведь может повалить лося, лошадь.
Устраивает берлогу мишка в чаще леса.

Итог работы: отметка

7) Словарная работа.

Медведь в древности считался священным зверем. Народ уважительно, с почтением относился к этому лесному жителю. Прочтите как еще называли медведя в народе. Попробуй объяснить, почему именно так? (Например: костоправ - лучше с медведем не встречаться, а то заломает.)

медоед
космач
хозяин
костоправ

- Этот зверь стал сам знаменитым, частым героем сказок, рассказов. Приведите примеры таких произведений. Как называют медведя в сказках?

Потапыч, Миша, Мишутка, Михайло Иваныч Топтыгин

- Что произошло с нарицательным существительным медведь? ( Оно перешло в имя собственное.) Попробуйте объяснить отчество и фамилию. (Иван - распространенное, русское имя, Топтыгин - идет шумно по лесу, “топает”.) В ярославском крае медведя называли “боровик”. (иллюстрация с изображением гриба) Чем можно объяснить такое сравнение? (крепкий, коричнево-бурый цвет, царь зверей, живет в чаще леса)

 III. Совершенствование умения правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

1). Работа в тетради.

- Запиши словосочетания.

Спешили с поездкой, плыли по Волге, причалили к пристани, по аллее рощи, под большим кедром, на родной сторонке.

- В какой части слова могут быть безударные гласные? Как проверить? Приведи примеры.

- Выдели окончания существительных. Докажи их написание.

2) Работа на компьютере.

- Вставь пропущенные буквы.

Русский лес.

Х_рош русский лес ранней в_ сной. Ги_кие ве_ки берез густо покрыты см_листыми почками. М_лоденькие осинки выстр_ились на опушк_ леса. Они ждут тепла. В_терок вес_ло б_жит от березк_ к осинк_. В высоком неб_ купаются в_ршины сосен. К старой ели подл_тели птицы. Ветки зак_чались. Из ш_шек пол_тели ле_кие с_мена. В воздух_ пахнет см_лой. У ручья кр_суется ива. Над ее з_л_тистым пушком жужжат пчелы. Мя_ким мхом порос старый пень. На полянк_ разм_стился дуб. Скоро все заз_ленеет, зацв_тет!

3) Дополнительное задание.

- Объясни смысл выражений:

“Медведь на ухо наступил”,
“Оказать медвежью услугу”.

IV. Итог урока.

- О какой части речи говорили? Что повторяли?
- Что нового о Ярославском крае вы узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?

[../../_private/navbar1.htm]