Из опыта создания системы оценивания в начальной школе
в условиях безотметочного обучения

Вантеева Лидия Дмитриевна, Чижова Ирина Николаевна

методисты кафедры дошкольного и начального обучения
Ярославского Института развития образования

 

В эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования принимают участие 6 школ Ярославской области.

Одним из направлений в организации учебного процесса в начальной школе является создание условий для оценивания младших школьников в режиме безотметочного обучения. В течение двух лет учителями-экспериментаторами совместно с администрацией школ и родителями учащихся создается единая оценочная политика на уровне каждой школы. С этой целью на базе экспериментальных школ были организованы теоретико-практические семинары по проблеме «Безотметочное обучение: возможности и пути реализации».

На первом этапе, который занял весь 1 класс, через все учебные предметы шло обучение учащихся самооцениванию, где выбирались такие задания, в которых был объективный однозначный критерий оценивания. Так, например, на уроках обучения грамоте для самооценки использовались такие задания, в которых критерием оценивания были правильность выполнения задания (сверка написанного с образцом, со звуковой или буквенной моделью слова). На уроках окружающего мира и математики дети оценивали выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность. Для этого использовались цветные фишки, шкалы, предметные картинки и др.

При этом каждый педагог стремился к тому, чтобы самооценка учащихся предшествовала учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществлялось по тем же критериям, который выбрал ребенок.

На этом этапе осуществлялся дифференцированный подход при самооценке выполняемых заданий, где каждое умение оценивалось по одному или нескольким критериям.

Следует отметить, что в ходе учебного процесса учителя используют правила оценочной безопасности, разработанные Г.А. Цукерман. На втором этапе, который, на наш взгляд, должен занять второй и третий классы, необходимо соблюдать следующие принципы:

-         градация трудности учебного материала;

-         свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий;

-         постепенное накопление достижений (освоение западной технологии «учебное портфолио»);

-         принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.

Принцип градации учебного материала

означает, что на основе любого учебного материала предусмотрены должны быть различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки.

Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.

Принцип постепенного накопления достижений означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

Принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения.

Соблюдение вышеуказанных принципов осуществляется в ходе проведения тематического и итогового контроля по усвоению предметных знаний и умений по всем учебным предметам. В ходе формирования контрольно-оценочной самостоятельности используются знаки: «плюс, минус», а также количественная оценка в баллах.

В течение учебного года на каждого ученика оформляется «Лист учебных достижений» по учебным предметам, который является основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года.