О ходе эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования в
начальных классах школ Ярославской области

 

Вантеева Л.Д., методист кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования

Чижова И.Н., методист кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования

 

В Федеральном эксперименте по модернизации системы российского образования в Ярославской области принимают участие 6 образовательных учреждений, 14 учителей начальной школы, стаж которых варьируется от 6 до 35 лет.

В области апробируются комплекты учебников по двум образовательным программам: «Школа 2000 - 2100» и «Начальная школа XXI века».

Выбор данных моделей начального образования педагогическими коллективами школ объясняется следующим:

-         до начала эксперимента в области был накоплен определенный опыт работы по отдельным учебным предметам: «Детская риторика» авт. Т.А. Ладыженская, «Литературное чтение» авт. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бенеев, «Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, «Информатика в играх и задачах» авт. А.В. Горячев;

-         в течение трех лет в нескольких школах области шло обучение учащихся по всем предметам образовательной программы «Школа 2000» – «Школа 2100» и проводились семинары – практикумы с участием авторов учебников;

-         данные программы позволят использовать в учебном процессе технологию, направленную на обучение детей самостоятельности в приобретении знаний, организовывать поисково–исследовательскую, творческую деятельность учащихся, основанную на инициативе и самостоятельности каждого ученика;

-         УМК обеспечены методическими, дидактическими материалами, а также разными видами контролей и текстов по отслеживанию динамики обученности.

Все экспериментальные школы обеспечены необходимой учебно-методической литературой.

Инновационная деятельность экспериментальных учреждений построена на дифференцированной основе, что позволило выбрать каждой школе, интересующие их направления.

Так, в Каменниковской средней школе Рыбинского МО и средней школе № 1 г. Гаврилов-Яма выявляют условия, содействующие сохранению здоровья школьников. В гимназии г. Ростова исследуют влияние изменений оценки учебных достижений школьников на мотивацию их образовательной деятельности и на характер отношений образовательного процесса, а в средней школе № 4 г. Переславля изучают подходы к модернизации образовательного процесса на разных ступенях школьного образования.

Для сопровождения эксперимента в Ярославском областном ИРО методистами кафедры дошкольного и начального образования проводится большая целенаправленная работа, которая включает систему следующих мероприятий:

-         сбор информации об образовательных учреждениях и педагогах, занятых в эксперименте;

-         проведение целевых этапных курсов с целью подготовки учителей к работе в каждом классе по обеим образовательным программам;

-         теоретические семинары по наиболее важным направлениям экспериментальных исследований;

-         семинары-практикумы на базе экспериментальных школ;

-         проектирование уроков;

-         индивидуальные консультации;

-         «круглые» столы.

В проведении данных мероприятий задействованы, кроме методистов ИРО, преподаватели ЯГПУ (Симановский А.Э. декан факультета переподготовки и повышения квалификации пед. кадров, кандидат психол. наук и др.), кураторы эксперимента (Семенова О.Ю. Каменниковская сш Рыбинского МО, Быкова Н.А. сш № 1 г. Гаврилов-Яма), зав. отделом образования Гаврилов-Ямского МО Резвецов Д.Б., кандидат пед. наук, а также опытные учителя школ Ярославской области.

Остановимся на некоторых из мероприятий.

 

Сбор информации об образовательных учреждениях и педагогических кадрах,
занятых в эксперименте

На каждое образовательное учреждение заведена картотека, где указан директор, куратор, адрес, телефоны, направления экспериментальных исследований, а также данные о педагогах: Ф.И.О. стаж работы, категория, домашний телефон, название модели начальной школы.

Во всех образовательных учреждениях методисты 3-4 раза в учебном году бывают при подготовке к проведению различных мероприятий, а также при оказании методической помощи.

 

Целевые поэтапные курсы

«Подготовка учителя и проведению эксперимента по программам «Школа 2000-2100», «Начальная школа XXI века»

При подготовке учителей и руководителей школ для работы в 1 классе кафедрой дошкольного и начального образования была составлена программа повышения квалификации учителей экспериментальных начальных классов «Подготовка учителей начальных классов к проведению эксперимента в 1 классе» в объеме 72 часов, а для подготовки к работе учителей во 2 классе воспользовались программой, подготовленной Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (составитель Клепинина З.А.), увеличив объем часов и немного изменив содержание.

 

Теоретические семинары

Теоретические семинары планируются 4-5 раз в год и проходят как на базе ИРО, так и на базе Федеральных экспериментальных площадок. Цель этих семинаров – глубже осознать те инновационные направления, которые заложены в экспериментальных исследованиях.

Так, в течение 2001-2002 учебного года были проведены семинары по следующим темам:

1.      Проблема индивидуальных различий детей и их компенсации.

2.      Современные методы обучения.

3.      Проектная деятельность младших школьников.

4.      Обучение учащихся в условиях безотметочного обучения.

5.      Формы организации учащихся на уроке.

 

Семинары-практикумы

Считаем, что они оказывают неоценимую помощь в работе учителей. Часто они проводятся вслед за теоретическими семинарами. Составной их частью являются уроки, которые проводят учителя экспериментальных площадок.

На таких мероприятиях присутствуют учителя всех экспериментальных школ и все желающие. Уроки готовятся вместе с методистами ИРО.

В течение прошлого учебного года проведены обучающие уроки по таким учебным предметам, как: «Грамота», «Литературное слушание», «Чтение и письмо», «Окружающий мир» в рамках модели «Начальная школа XXI века» и «Математика», «Литературное чтение», «Технология» в рамках модели «Школа 2000-2100». Кроме того, учителя-экспериментаторы принимают участие в работе курсов, проводимых кафедрой дошкольного и начального образования.

 

Проектирование уроков

Цель данного мероприятия - включение педагогов в проектную деятельность - создание в совместной работе предполагаемого образа будущего урока, тема которого вызывает затруднение у учителя.

Так, в начале 2002-2003 учебного года были созданы проекты обобщающих уроков по литературному чтению «Проверь себя» в рамках модели «Начальная школа XXI века», т.к. содержание учебника и рабочих тетрадей не удовлетворяет ни учителя ни учеников для того, чтобы в конце раздела дети могли провести рефлексию того, что они знают и умеют по разделу.

Подобная работа в настоящее время ведется по созданию проектов уроков русского языка (учебник С.В. Иванова), литературного слушания (учебник Л.А. Ефросининой) и информатики.

Считаем, что такая система мер помогает учителям и руководителям базовых экспериментальных площадок в грамотном ведении эксперимента.