О ходе
эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования в
начальных классах школ Ярославской области
В Федеральном эксперименте
по модернизации системы российского образования в Ярославской области принимают
участие 6 образовательных учреждений, 14 учителей начальной школы, стаж которых
варьируется от 6 до 35 лет.
В области апробируются
комплекты учебников по двум образовательным программам: «Школа 2000 - 2100» и
«Начальная школа XXI века».
Выбор данных моделей
начального образования педагогическими коллективами школ объясняется следующим:
-
до
начала эксперимента в области был накоплен определенный опыт работы по
отдельным учебным предметам: «Детская риторика» авт. Т.А. Ладыженская,
«Литературное чтение» авт. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бенеев,
«Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, «Информатика в
играх и задачах» авт. А.В. Горячев;
-
в
течение трех лет в нескольких школах области шло обучение учащихся по всем
предметам образовательной программы «Школа 2000» – «Школа 2100» и проводились
семинары – практикумы с участием авторов учебников;
-
данные
программы позволят использовать в учебном процессе технологию, направленную на
обучение детей самостоятельности в приобретении знаний, организовывать
поисково–исследовательскую, творческую деятельность учащихся, основанную на
инициативе и самостоятельности каждого ученика;
-
УМК
обеспечены методическими, дидактическими материалами, а также разными видами
контролей и текстов по отслеживанию динамики обученности.
Все экспериментальные школы
обеспечены необходимой учебно-методической литературой.
Инновационная деятельность
экспериментальных учреждений построена на дифференцированной основе, что
позволило выбрать каждой школе, интересующие их направления.
Так, в Каменниковской
средней школе Рыбинского МО и средней школе № 1 г. Гаврилов-Яма
выявляют условия, содействующие сохранению здоровья школьников. В гимназии
г. Ростова исследуют влияние изменений оценки учебных достижений
школьников на мотивацию их образовательной деятельности и на характер отношений
образовательного процесса, а в средней школе № 4 г. Переславля изучают
подходы к модернизации образовательного процесса на разных ступенях школьного
образования.
Для сопровождения
эксперимента в Ярославском областном ИРО методистами кафедры дошкольного и
начального образования проводится большая целенаправленная работа, которая
включает систему следующих мероприятий:
-
сбор
информации об образовательных учреждениях и педагогах, занятых в эксперименте;
-
проведение
целевых этапных курсов с целью подготовки учителей к работе в каждом классе по
обеим образовательным программам;
-
теоретические
семинары по наиболее важным направлениям экспериментальных исследований;
-
семинары-практикумы
на базе экспериментальных школ;
-
проектирование
уроков;
-
индивидуальные
консультации;
-
«круглые»
столы.
В проведении данных
мероприятий задействованы, кроме методистов ИРО, преподаватели ЯГПУ
(Симановский А.Э. декан факультета переподготовки и повышения квалификации
пед. кадров, кандидат психол. наук и др.), кураторы эксперимента
(Семенова О.Ю. Каменниковская сш Рыбинского МО, Быкова Н.А. сш
№ 1 г. Гаврилов-Яма), зав. отделом образования Гаврилов-Ямского МО
Резвецов Д.Б., кандидат пед. наук, а также опытные учителя школ
Ярославской области.
Остановимся на некоторых из
мероприятий.
Сбор информации об
образовательных учреждениях и педагогических кадрах,
занятых в эксперименте
На каждое образовательное
учреждение заведена картотека, где указан директор, куратор, адрес, телефоны,
направления экспериментальных исследований, а также данные о педагогах: Ф.И.О.
стаж работы, категория, домашний телефон, название модели начальной школы.
Во всех образовательных
учреждениях методисты 3-4 раза в учебном году бывают при подготовке к
проведению различных мероприятий, а также при оказании методической помощи.
Целевые
поэтапные курсы
«Подготовка
учителя и проведению эксперимента по программам «Школа 2000-2100», «Начальная
школа XXI века»
При подготовке учителей и
руководителей школ для работы в 1 классе кафедрой дошкольного и начального
образования была составлена программа повышения квалификации учителей экспериментальных
начальных классов «Подготовка учителей начальных классов к проведению
эксперимента в 1 классе» в объеме 72 часов, а для подготовки к работе учителей
во 2 классе воспользовались программой, подготовленной Академией повышения
квалификации и переподготовки работников образования (составитель
Клепинина З.А.), увеличив объем часов и немного изменив содержание.
Теоретические семинары
Теоретические семинары
планируются 4-5 раз в год и проходят как на базе ИРО, так и на базе Федеральных
экспериментальных площадок. Цель этих семинаров – глубже осознать те
инновационные направления, которые заложены в экспериментальных исследованиях.
Так, в течение 2001-2002
учебного года были проведены семинары по следующим темам:
1.
Проблема
индивидуальных различий детей и их компенсации.
2.
Современные
методы обучения.
3.
Проектная
деятельность младших школьников.
4.
Обучение
учащихся в условиях безотметочного обучения.
5.
Формы
организации учащихся на уроке.
Семинары-практикумы
Считаем, что они оказывают
неоценимую помощь в работе учителей. Часто они проводятся вслед за
теоретическими семинарами. Составной их частью являются уроки, которые проводят
учителя экспериментальных площадок.
На таких мероприятиях
присутствуют учителя всех экспериментальных школ и все желающие. Уроки готовятся
вместе с методистами ИРО.
В течение прошлого учебного
года проведены обучающие уроки по таким учебным предметам, как: «Грамота»,
«Литературное слушание», «Чтение и письмо», «Окружающий мир» в рамках модели
«Начальная школа XXI века» и «Математика», «Литературное чтение», «Технология»
в рамках модели «Школа 2000-2100». Кроме того, учителя-экспериментаторы
принимают участие в работе курсов, проводимых кафедрой дошкольного и начального
образования.
Проектирование уроков
Цель данного мероприятия - включение
педагогов в проектную деятельность - создание в совместной работе
предполагаемого образа будущего урока, тема которого вызывает затруднение у
учителя.
Так, в начале 2002-2003
учебного года были созданы проекты обобщающих уроков по литературному чтению
«Проверь себя» в рамках модели «Начальная школа XXI века», т.к. содержание
учебника и рабочих тетрадей не удовлетворяет ни учителя ни учеников для того,
чтобы в конце раздела дети могли провести рефлексию того, что они знают и умеют
по разделу.
Подобная работа в настоящее
время ведется по созданию проектов уроков русского языка (учебник
С.В. Иванова), литературного слушания (учебник Л.А. Ефросининой) и
информатики.
Считаем, что такая система
мер помогает учителям и руководителям базовых экспериментальных площадок в
грамотном ведении эксперимента.