Экологическое образование и
воспитание в курсе "Окружающий мир"
Мильто Н. Н.,
учитель начальных классов,
сш. № 4, г. Углич
I. Актуальность проблемы экологического образования.
Во второй половине XX века наблюдается обострение противоречий во
взаимоотношениях общества и природы. Экологическая проблема занимает ведущее
место среди глобальных проблем современности. Одной из причин, тормозящих
решение данной проблемы, является низкий уровень экологической культуры
населения. Об этом сейчас много говорят, пишут. Древние священные табу, так
или иначе регулировавшие общение наших далеких предков с матерью-природой,
естественно, остались в прошлом. Общество никогда не терпело вседозволенности
внутри себя, даже в мелочах, но вседозволенность по отношению к природе
прощалась и даже поощрялась.
По данным педагогических исследований у выпускников школы, как и у
населения страны в целом, преобладает потребительский подход к природе, не
развита потребность в ее изучении и сохранении, низок уровень восприятия
экологических проблем как лично значимых, поверхностны знания об объектах
охраны.
Важным средством формирования экологической культуры населения является
экологическое образование, которое имеет целью формирование ответственного
отношения школьников к природе, к окружающей среде и общения с нею. Это
предполагает решение комплекса задач:
- формирование системы экологических знаний, практических умений;
- формирование потребности экологически целесообразного поведения, здорового
образа жизни;
- развитие эмоционального отношения к природе как универсальной ценности.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека
практически на протяжении всей его жизни, но особенно в школьные годы. Успех
в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа
обучения - начальной школы, где закладываются основы формирования личности
человека.
II. Экологическое образование и воспитание в начальной школе на уроках
природоведения.
В настоящее время у учителя появилась возможность выбора программы и
средств обучения по различным предметам. Новые учебники "Природоведение"
А. А. Плешакова значительно отличаются от традиционных по содержанию и
методическому аппарату. Автор делает акцент не на изучение сезонных изменений
в природе, а на экологию. Достойно представлена идея экологии - идея
целостности: природы, природы и человека, природы и общества. В учебниках
раскрываются многосторонние ценности природы. Сначала показывается, как
красива и совершенна природа, как много она дает для жизни ума и сердца, а
затем - экологические проблемы, возникшие по вине человека.
Новым по отношению к "Ознакомлению с окружающим миром" (1 - 2 класс) и
"Природоведению" (3 - 4 класс) А. А. Плешакова является предмет "Окружающий
мир" (автор Виноградова Н. Ф.), изучаемый в 1 - 4 классах. Основной целью
этого предмета стало формирование социального опыта школьника, осознание
элементарного взаимодействия в системе человек - природа - общество,
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Большинство учителей, в связи с недостаточной обеспеченностью школ
новыми учебниками Плешакова А. А. и Виноградовой Н. Ф., работает по
традиционному учебнику природоведения (автор Клепинина З. А.). Даже используя
учебник, действующий в школах в течение многих лет и не имеющий ярко
выраженного "экологического лица", можно сформировать у школьников новый
взгляд на природу при условии целостного подхода к познанию окружающего мира
самим педагогом. Учитель должен подходить к изучению природоведения по
учебнику З. А. Клепининой, и это убеждена возможно, с точки зрения
экологической целостности природы, взаимоотношения природы и человека,
используя дополнительный материал.
III. Система работы по формированию экологических знаний у младших
школьников в курсе "Ознакомление с окружающим миром".
Курс "Ознакомление с окружающим миром", который преподается в 1 и
2 классах четырехлетней начальной школы, решает, как известно, весьма важные
задачи. Это - систематизация и расширение представлений детей о предметах и
явлениях природы и общественной жизни, разностороннее развитие младших
школьников, формирование бережного отношения к природе. Природа и общество
рассматриваются в данном курсе в их неразрывном единстве.
Уже в 1 классе дети знакомятся со значением воздуха и воды для
человека, животных и растений, обобщают свои небогатые еще знания о сезонных
изменениях в природе, наблюдают за этими изменениями во время прогулок,
прослушивания чтения учителем рассказов натуралистического содержания. На
доступном для понимания шестилеток уровне происходит разделение всех птиц на
зимующих и перелетных, растений сада и огорода, животных - на диких и
домашних.
Работая по тетради на печатной основе, рассматривая красочные
иллюстрации и наблюдая натуральные объекты в природе, шестилетние
первоклассники на доступном для них уровне усваивают и осознают связь живого
и неживого в природе. Нельзя сказать, что в 1 классе учитель на каждом уроке
дает экологические знания детям. Ребята еще слишком малы, чтобы понять
глубинные причины того или иного явления, вникнуть во все подробности, однако
на данных уроках идет подготовка к более серьезному изучению природы и своего
места в ней. Особое внимание обращается на эстетическое, оздоровительное,
познавательное значение природы.
Начиная со 2 класса учителя нашей школы были вынуждены пересмотреть
планирование по "Ознакомлению с окружающим миром" в связи с тем, что в учебный
план произошло введение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).
Из-за недостатка времени, невозможности отведения на эти предметы по 1 часу в
неделю и, имея ряд сходных и одинаковых тем по этим предметам, учителям было
предложено составить план интегрированного курса "Ознакомление с окружающим
миром" с учетом тем по ОБЖ. Зная, что в 3 - 4 классах нам предстоит работать
по учебнику природоведения З. А. Клепининой, мы смогли исключить ряд тем из
"Ознакомления с окружающим миром" А. А. Плешакова, дабы не произошло их
дублирование их в будущем (например, все темы по ориентированию) и заменить
их вопросами из курса ОБЖ.
Тематическое планирование.
1. Дом и школа - 4 часа.
2. Народное хозяйство - 3 часа.
3. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки,
перекрестки и переходы - 8 часов.
4. Современное жилище, опасные и вредные факторы жилища - 2 часа.
5. Огонь - друг и враг человека - 2 часа.
6. Пожар в лесу. Меры противопожарной безопасности.
Изготовление условного знака "Осторожно, костер!" - 1 час.
7. Экстремальная ситуация для человека в природной среде - 1 час.
8. Наши озеро, пруд, река.
Меры безопасности при пользовании водной переправой - 1 час.
9. Ледоход. Беда на льду. Способы спасения - 1 час.
10. Действие в чрезвычайных ситуациях
(один дома, встреча с незнакомцем) - 1 час.
11. Природа вокруг нас - 11 часов:
----------------T-------------------------------T----------------------------¬
¦ Тема занятия ¦ Формируемые понятия ¦ Экологические знания ¦
+---------------+-------------------------------+----------------------------+
¦1. Неживая и ¦ Понятие о "живой" и "неживой" ¦ Раскрытие связей между жи- ¦
¦живая природа. ¦природе. ¦вой и неживой природой (на ¦
¦ ¦ ¦примере солнца, воздуха). ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Какие бывают¦Многообразие растений (деревья,¦ Знакомство с кузненчиком, ¦
¦ растения и ¦кустарники, травы) и животных ¦окунем, рысью, воробьем и ¦
¦ животные. ¦(рыбы, насекомые, звери, птицы)¦условиями их жизни: окраска,¦
¦ ¦ ¦питание и т.д. Правила пове-¦
¦ ¦ ¦дения в природе. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Что где рас-¦ Животные и растения различных ¦ Приспособленность отдельных¦
¦ тет и кто где ¦мест обитания ( лес, луг, ¦организмов к условиям обита-¦
¦ живет. ¦водоем). ¦ния (дятел, клоп-водомерка, ¦
¦ ¦ ¦бабочка-голубянка). Правила ¦
¦ ¦ ¦поведения в природе. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Красная ¦ Знакомство с зубром, лотосом, ¦ Причины сокращения числен- ¦
¦ книга. ¦женьшенем. ¦ности организмов. ¦
¦ ¦Представление о Красной книге. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Дикорастущие¦ Понятие "дикорастущие" и ¦ Значение растений для ¦
¦и культурные ¦"культурные растения" (овощи, ¦человека. ¦
¦растения. ¦фрукты, хлебные злаки, декора- ¦ ¦
¦ ¦тивные растения). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Дикие и ¦ Понятие "дикие" и "домашние ¦ Хозяйственное, эстетическое¦
¦домашние живот-¦животные". Разнообразие домаш- ¦значение домашних животных ¦
¦ные. ¦них животных: рыбы, насекомые, ¦для человека. ¦
¦ ¦птицы, звери. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦7. Охрана рас- ¦ Знакомство с некоторыми растениями и животными, ¦
¦тений и живот- ¦ нуждающимися в охране. ¦
¦ных родного ¦ ¦
¦края. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦8. Природа ¦ Изменения в неживой и живой природе в разные ¦
¦ осенью. ¦ времена года; взаимосвязь этих изменений ¦
¦9. Природа ¦ (опора на опыт и знания детей). ¦
¦ зимой. ¦ ¦
¦10. Природа ¦ ¦
¦ весной. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Впереди ¦ Праздник лета. ¦ Места отдыха в природе, ¦
¦ лето. ¦ ¦необходимость бережного ¦
¦ ¦ ¦отношения к природе. ¦
L---------------+--------------------------------+----------------------------
Как видно из вышесказанного, в программе по "Ознакомлению с окружающим
миром" заложены вопросы для рассматривания экологических связей в природе,
которые готовят учеников к более серьезному изучению природоведения и
получению экологических знаний.