В школах области активно используется новая азбука "АБВГДейка". В дополнение к имеющемуся планированию (1-4) авторами предлагается примерное поурочное планирование для учителей, работающих по системе обучения 1-3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ Л.Ф.КЛИМАНОВОЙ, С.Г.МАКЕЕВОЙ "АБВГДейка" (программа 1-3) 1 часть "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ" (3 недели. 18-20 уроков) -------------T---------------------------------------------------------------¬ ¦ 1 ¦ "Мир Общения". Мое имя. Практическое освоение понятия ¦ ¦ урок ¦ "общение".Зачем общаются люди? Имена собственные, литературных¦ ¦ ¦ героев, устные рассказы по картинкам. Класс - новая семья, ¦ ¦ ¦ правила общения. ¦ ¦ ¦ С.4,5,8,12,13.(Можно 2 урока). ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 2 ¦ Твои любимые книжки. Могут ли разговаривать предметы. Вспомни ¦ ¦ урок ¦ и расскажи сказки. Узнай сказку. ¦ ¦ ¦ ¦ С.6,7,24,25,26,27.(Можно 2 урока). ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 3 ¦ В каких случаях жесты помогают общению. Могут ли рисунки ¦ ¦ урок ¦ помочь в общении. ¦ ¦ ¦ С.11,32,33. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 4 ¦ Культура общения. Общение без слов. ¦ ¦ урок ¦ С.16,17,14,15. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 5 ¦ Умеешь ли ты понимать "язык" животных. Рассказы в картинках. ¦ ¦ урок ¦ С.18,19,20,21. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 6 ¦ Мы в театре. ¦ ¦ урок ¦ С.22,23. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 7 ¦ Учимся читать дорожные знаки. Путешествие по цветному городу. ¦ ¦ урок ¦ С.34-37. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 8 ¦ Условные знаки в городе и дома. Внимание! Знаки в природе. ¦ ¦ урок ¦ С.38-41. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 9 ¦ Составление рассказов. ¦ ¦ урок ¦ С.10,42,43. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 10 ¦ Слова и рисунки. Как найти дорогу. ¦ ¦ урок ¦ С.44,45,30,31. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 11 ¦ Читаем стихи и сказки с помощью схем. Обозначение звуков в ¦ ¦ урок ¦ схемах слов. ¦ ¦ ¦ С.46,47,56,57. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 12 ¦ Мир полон звуков. Слушаем звуки речи. ¦ ¦ урок ¦ С.48-51. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 13 ¦ Звуки музыки и звуки нашей речи.Звучание слова и его значение.¦ ¦ урок ¦ С.58,59. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 14 ¦ Слова и слоги. Ударение в слове. ¦ ¦ урок ¦ С.60-63. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 15 ¦ Слово и предложение. Читаем и записываем сказку. Составление ¦ ¦ урок ¦ предложений и рассказов. ¦ ¦ ¦ С.54,55,64,65. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 16 ¦ Записываем слова и предложения,схемы слов, обозначение звуков.¦ ¦ урок ¦ С.66,67. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 17 ¦ Повторение - мать учения (обобщение). Можно ли общаться без ¦ ¦ урок ¦ слов? Обобщение словом всего, что тебя окружает. Что помогает ¦ ¦ ¦ обобщению. С.68,69. ¦ L------------+---------------------------------------------------------------- Часть 2 "АБВГДейка" -------------T---------------------------------------------------------------¬ ¦ 18 ¦ Буквы Аа, Оо; звуки [a],[o]. Гласные. ¦ ¦ урок ¦ С.74,75. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 19 ¦ Буквы Уу, Ээ; звуки [у],[э]. ¦ ¦ ¦ урок ¦ С.76,77. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 20 ¦ Буквы Ии, ы; звуки [и],[ы]. ¦ ¦ урок ¦ С.78,79. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 21 ¦ Буквы Ее,Ёё; звуки их обозначающие. Йотированные гласные. ¦ ¦ урок ¦ С.100,101. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 22 ¦ Буква Яя; звуки ее обозначающие. Йотированные гласные. ¦ ¦ урок ¦ С.120,121. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 23 ¦ Буква Юю; звуки ее обозначающие. ¦ ¦ урок ¦ С.132,133. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 24 ¦ Узелки на память. Повторение гласных. ¦ ¦ урок ¦ С.84,85. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 25 ¦ Буквы Сс, Зз; звуки [с],[c`],[з],[з`]. Согласные, парные, ¦ ¦ урок ¦ глухие, звонкие, твердые и мягкие. С.81,112,113. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 26 ¦ Буквы Тт, Дд; звуки [т],[т`],[д],[д`]. ¦ ¦ урок ¦ С.83,108. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 27 ¦ Узелки на память. Гласные, согласные (твердые, мягкие, глухие,¦ ¦ урок ¦ звонкие, парные). С.86,87. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 28 ¦ Буквы Вв, Фф; звуки [в],[в`],[ф],[ф`]. ¦ ¦ урок ¦ С.89,147. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 29 ¦ Буквы Пп, Бб; звуки [п],[п`],[б],[б`]. ¦ ¦ урок ¦ С.90,104,105. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 30 ¦ Узелки на память. Сопоставление гласных, указывающих на ¦ ¦ урок ¦ мягкость согласного перед ним. С.94,95. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 31 ¦ Повторение и обобщение. Слоги, ударение, предложение, текст. ¦ ¦ урок ¦ С.96,97. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 32 ¦ Буквы Гг, Кк; звуки [г],[г`],[к],[к`]. ¦ ¦ урок ¦ С.98,99,92,93. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 33 ¦ Логическое значение слов. Чтение текста, анализ содержания. ¦ ¦ урок ¦ Работа с родственными словами. Индивидуальная работа учащихся.¦ ¦ ¦ Подбор противоположных слов по смыслу. С.102,103; 114,115. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 34 ¦ Развитие речи учащихся. Работа с загадками, ребусами, ¦ ¦ урок ¦ скороговорками. Сочинение четверостиший и загадок. С.106,107. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 35 ¦ Буквы Жж, Шш; звуки [ж],[ш]. Знакомство с шипящими согласными.¦ ¦ урок ¦ С.109-111; 140,141. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 36 ¦ Буквы Чч,Щщ; звуки [ч`],[щ`]. ¦ ¦ урок ¦ C.142,143. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 37 ¦ Работа над сочетаниями ча-ща. ¦ ¦ урок ¦ С.144,145. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 38 ¦ Буква Цц, звук [ц]. Твердые и мягкие согласные. С.146. ¦ ¦ урок ¦ Повторение изученных букв, представленных в литературных ¦ ¦ ¦ образах. Упражнение в чтении. Выделение родственных слов. ¦ ¦ ¦ С.116,117. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 39 ¦ Развитие речи. Знакомство с детскими журналами. Составление ¦ ¦ урок ¦ рассказов. Словарная работа. ¦ ¦ ¦ С.118,119,122,123. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 40 ¦ Упражнение в чтении (книжки-малышки). Анализ значения слов. ¦ ¦ урок ¦ Объяснение значения фразеологизмов. ¦ ¦ ¦ С.124,125. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 41 ¦ Звуки [х],[х`];буква Хх. Буква Ь. ¦ ¦ урок ¦ С.126,127;130,131. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 42 ¦ Буква Йй; звук [й]. Сопоставление звуков [и],[й]. С.128,129. ¦ ¦ урок ¦ Наблюдения над изменением значения слова. ¦ ¦ ¦ Чтение и заучивание наизусть. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 43 ¦ Буква Мм, звуки [м],[м`]. Буква Лл, звуки [л],[л`]. ¦ ¦ урок ¦ Звонкие и глухие согласные. С.80;90. Логические упражнения. ¦ ¦ ¦ Классификация слов. С.136,137. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 44 ¦ Буква Рр; звуки [р],[р`]. Буква Нн; звуки [н],[н`]. ¦ ¦ урок ¦ Классификация изученных букв: гласные, обозначающие твердость ¦ ¦ ¦ и мягкость предшествующего согласного; согласные, парные и ¦ ¦ ¦ непарные по звонкости и глухости. ¦ ¦ ¦ С.88;134,135;82. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 45 ¦ Повторение и закрепление. Чтение текстов и анализ содержания ¦ ¦ урок ¦ языка через соотнесение с иллюстрациями. Выразительность ¦ ¦ ¦ чтения: напевность, ритмичность. Работа над развитием речи. ¦ ¦ ¦ Сочинение веселых прибауток, припевок, поговорок. ¦ ¦ ¦ С.138,139. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 46 ¦ Буква Ъ. Разделительные Ь и Ъ. Анализ значения слов. ¦ ¦ урок ¦ Наблюдение над различием в значении форм множественного числа ¦ ¦ ¦ существительных и упражнения в правильном использовании этих ¦ ¦ ¦ форм. Наблюдение над значением приставок. С.148,149. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 47 ¦ Повторение и закрепление. Определение буквы как знака звука. ¦ ¦ урок ¦ Обобщение представлений о выразительных возможностях речи. ¦ ¦ ¦ Роль слова как знака. Алфавит. С.150-155. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 48 ¦ Старинные азбуки. Смысл фразеологических выражений и пословиц.¦ ¦ урок ¦ Повторение и обобщение о буквах и звуках. ¦ ¦ ¦ С.156-161. ¦ L------------+---------------------------------------------------------------- Часть 3 "ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ" -------------T---------------------------------------------------------------¬ ¦ 49 ¦ Знакомство с третьей частью учебника.Цели и задачи этой части.¦ ¦ урок ¦ Чему еще должны научиться. Чтение и заучивание наизусть ¦ ¦ ¦ стихотворения Маршака "Про все на свете". С.164,165. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 50 ¦ Устное народное творчество. Потешки, прибаутки, песенки. ¦ ¦ урок ¦ Заучивание наизусть. Сочинение детьми произведений малых ¦ ¦ ¦ жанров: потешек, прибауток, песенок. ¦ ¦ ¦ С.192,193; 224-227. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 51 ¦ Развитие умения извлекать и понимать информацию из текстов. ¦ ¦ урок ¦ Заходер "Почему?" С.166. Мазнин "Почему киты молчат?" ¦ ¦ ¦ Мориц "Это интересно". С.166-168. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 52 ¦ Ответы на вопрос "Почему?" мы находим в книге. ¦ ¦ урок ¦ Сладков "Почему год круглый?" С.169. ¦ ¦ ¦ "Странные названия". С.177. ¦ ¦ ¦ Соловьева "Коралловый риф". С.176. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 53 ¦ Времена года. Развитие монологической речи. Совершенствование ¦ ¦ урок ¦ умения создания собственных речевых произведений на заданную ¦ ¦ ¦ тему. Плешаков "Почему лето сменяется осенью?" С.171. ¦ ¦ ¦ Суриков "Зима". С.173. Заучивание ¦ ¦ ¦ Плещеев "Весна". С.174. наизусть ¦ ¦ ¦ Бальмонт "Осень". С.174. любого ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 54 ¦ Знакомство с понятиями: год, месяц, неделя. С.174 (загадки). ¦ ¦ урок ¦ Составление загадок с понятиями: год, месяц, неделя. ¦ ¦ ¦ В.Даль "Старик-годовик". ¦ ¦ ¦ "Русский месяцеслов" Беляков, М.1990 г. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 55 ¦ "Времена года" в рассказах писателей, картинах художников, ¦ ¦ урок ¦ произведениях музыкантов. ¦ ¦ ¦ Чайковский "Времена года". ¦ ¦ ¦ Об одном и том же по-разному. ¦ ¦ ¦ С.170,171 (ученый),172,173. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 56 ¦ Книга природы. Обобщение элементарных представлений о природе.¦ ¦ урок ¦ Составление устных рассказов на заданную тему. ¦ ¦ ¦ Токмакова "Разговор старой ивы с дождем", "Ива". ¦ ¦ ¦ Берестов "О чем поют воробушки". С.214,215. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 57 ¦ Чтение стихов русских поэтов о природе. Заучивание наизусть. ¦ ¦ урок ¦ Фет "Уж верба". Майков "Подснежниик". С.220. ¦ ¦ ¦ Токмакова "Береза". С.216. ¦ ¦ ¦ Жуковский "Золотой колосок". С.221. ¦ ¦ ¦ Толстой "Колокольчики мои". С.221. ¦ ¦ ¦ Матвеева "Птичьи наряды". С.248. ¦ ¦ ¦ Есенин "Черемуха". С.246. Толстой "Осень". С.247. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 58 ¦ Обобщение по темам "Времена года" и "Книга природы". ¦ ¦ урок ¦ Воспроизведение содержания прочитанных рассказов и историй. ¦ ¦ ¦ Чтение наизусть стихотворений. Составление рассказов детьми ¦ ¦ ¦ на предложенную тему. ¦ ¦ ¦ Постников "Летучий одуванчик". С.217. ¦ ¦ ¦ Цыферов "В лесу было тихо". С.216. ¦ ¦ ¦ Викторов "Поэт нашел в себе слова". С.220. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 59 ¦ Освоение формул речевого этикета, упражнения в использовании ¦ ¦ урок ¦ правил речевого этикета в различных ситуациях. ¦ ¦ ¦ Мошковская "Такая, в общем, история". С.247. ¦ ¦ ¦ Квитко "Разговор с вилкой". С.218. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 60 ¦ Устное народное творчество. Загадки. Сказки. ¦ ¦ урок ¦ Ю.Мориц "Тетрадь для сказок". С.245. ¦ ¦ ¦ Даль "Летела сова". С.233. ¦ ¦ ¦ "Лиса и рак". С.233. ¦ ¦ ¦ Чтение по ролям. Умение пересказывать. Работа с пословицами и ¦ ¦ ¦ фразеологизмами. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 61 ¦ "Гуси и лиса" (русская народная сказка). С.234. Чтение по ¦ ¦ урок ¦ ролям, пересказ. ¦ ¦ ¦ Суриков "Детство" (наизусть отрывок). С.235. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 62 ¦ "Сказка о царе Салтане". С.239. ¦ ¦ урок ¦ Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Отрывок наизусть. ¦ ¦ ¦ Чтение других сказок А.С.Пушкина (грамзапись, диафильм). ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 63 ¦ Сказки советских писателей. ¦ ¦ урок ¦ Викторина "Угадай сказку". С.237. ¦ ¦ ¦ Михалков "Три поросенка". С.236. ¦ ¦ ¦ Маршак "Теремок". С.242-244 (сопоставление с русской народной ¦ ¦ ¦ сказкой "Теремок"). ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 64 ¦ Знакомство с творчеством Б.Заходера. ¦ ¦ урок ¦ С.236. "Вопилки". ¦ ¦ ¦ С.240,241. "В гостях у Винни-Пуха". ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 65 ¦ Из старинных азбук и книг для чтения. Работа с пословицами. ¦ ¦ урок ¦ Творчество Л.Н.Толстого. С.249-251. ¦ ¦ ¦ Объснение смысла пословиц. Логические упражнения для развития ¦ ¦ ¦ мышления. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 66 ¦ Л.Н.Толстой "Богач", "У Вари был Чиж". С.252. ¦ ¦ урок ¦ Работа над пересказом текста.Умение правильно и самостоятельно¦ ¦ ¦ подобрать название, заглавие рассказа и объяснить. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 67 ¦ Л.Н.Тостой "Два козлика", "Две козы". С.253. ¦ ¦ урок ¦ Умение по опорным словам передать содержание рассказа, умение ¦ ¦ ¦ сравнивать содержание и делать самостоятельно выводы. ¦ ¦ ¦ С.254."Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы".¦ L------------+---------------------------------------------------------------- ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ -------------T---------------------------------------------------------------¬ ¦ 68 ¦ Практическое представление об устной речи. ¦ ¦ урок ¦ Обобщение элементарных представлений о высказывании(сообщении)¦ ¦ ¦ и средстве его передачи (слове, предложении, тексте). ¦ ¦ ¦ С.256-259. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 69 ¦ Правильное употребление в речи слов. ¦ ¦ урок ¦ С.260,261; 162,163. Подбор представленных слов. Составление с ¦ ¦ ¦ ними предложений, рассказа, придумывание заголовка. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 70 ¦ Слова похожие и разные. ¦ ¦ урок ¦ С.264,265,270. ¦ +------------+---------------------------------------------------------------+ ¦ 71 ¦ Прощание с АБВГДейкой. ¦ ¦ урок ¦ Утренник. Рисование диафильмов.Написание детьми стихотворений,¦ ¦ ¦ рассказов, загадок, поговорок. Ролевые игры с использованием ¦ ¦ ¦ текстов учебника,чтение отрывков из прозаических произведений.¦ L------------+----------------------------------------------------------------