В школах области активно используется новая азбука "АБВГДейка".
       В дополнение к имеющемуся планированию (1-4) авторами предлагается примерное
       поурочное планирование для учителей, работающих по системе обучения 1-3.
                                                    
                                     
                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ
                        Л.Ф.КЛИМАНОВОЙ, С.Г.МАКЕЕВОЙ  "АБВГДейка"                                                           
                                    (программа 1-3)
      
                                       1 часть                       
                               "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ" 
                              (3 недели. 18-20 уроков)
       -------------T---------------------------------------------------------------¬                                                                             
       ¦     1      ¦ "Мир Общения". Мое имя. Практическое освоение понятия         ¦                                                              
       ¦    урок    ¦ "общение".Зачем общаются люди? Имена собственные, литературных¦   
       ¦            ¦  героев, устные рассказы по картинкам. Класс - новая семья,   ¦   
       ¦            ¦  правила общения.                                             ¦   
       ¦            ¦  С.4,5,8,12,13.(Можно 2 урока).                               ¦   
       +------------+---------------------------------------------------------------+       
       ¦     2      ¦ Твои любимые книжки. Могут ли разговаривать предметы. Вспомни ¦                                                              
       ¦    урок    ¦ и расскажи сказки. Узнай сказку.                              ¦                                ¦                                                        
       ¦            ¦ С.6,7,24,25,26,27.(Можно 2 урока).                            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     3      ¦ В каких случаях жесты помогают общению. Могут ли рисунки      ¦
       ¦    урок    ¦ помочь в общении.                                             ¦
       ¦            ¦ С.11,32,33.                                                   ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     4      ¦ Культура общения. Общение без слов.                           ¦
       ¦    урок    ¦ С.16,17,14,15.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     5      ¦ Умеешь ли ты понимать "язык" животных. Рассказы в картинках.  ¦
       ¦    урок    ¦ С.18,19,20,21.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     6      ¦ Мы в театре.                                                  ¦
       ¦    урок    ¦ С.22,23.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     7      ¦ Учимся читать дорожные знаки. Путешествие по цветному городу. ¦
       ¦    урок    ¦ С.34-37.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     8      ¦ Условные знаки в городе и дома. Внимание! Знаки в природе.    ¦
       ¦    урок    ¦ С.38-41.                                                      ¦ 
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     9      ¦ Составление рассказов.                                        ¦
       ¦    урок    ¦ С.10,42,43.                                                   ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     10     ¦ Слова и рисунки. Как найти дорогу.                            ¦
       ¦    урок    ¦ С.44,45,30,31.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     11     ¦ Читаем стихи и сказки с помощью схем. Обозначение звуков в    ¦
       ¦    урок    ¦ схемах слов.                                                  ¦
       ¦            ¦ С.46,47,56,57.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     12     ¦ Мир полон звуков. Слушаем звуки речи.                         ¦
       ¦    урок    ¦ С.48-51.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     13     ¦ Звуки музыки и звуки нашей речи.Звучание слова и его значение.¦
       ¦    урок    ¦ С.58,59.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     14     ¦ Слова и слоги. Ударение в слове.                              ¦
       ¦    урок    ¦ С.60-63.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     15     ¦ Слово и предложение. Читаем и записываем сказку. Составление  ¦
       ¦    урок    ¦ предложений и рассказов.                                      ¦
       ¦            ¦ С.54,55,64,65.                                                ¦                                                
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     16     ¦ Записываем слова и предложения,схемы слов, обозначение звуков.¦
       ¦    урок    ¦ С.66,67.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     17     ¦ Повторение - мать учения (обобщение). Можно ли общаться без   ¦
       ¦    урок    ¦ слов? Обобщение словом всего, что тебя окружает. Что помогает ¦
       ¦            ¦ обобщению. С.68,69.                                           ¦
       L------------+----------------------------------------------------------------
      
                                      Часть 2
                                    "АБВГДейка"       
       -------------T---------------------------------------------------------------¬
       ¦     18     ¦ Буквы Аа, Оо; звуки [a],[o]. Гласные.                         ¦
       ¦    урок    ¦ С.74,75.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     19     ¦ Буквы Уу, Ээ; звуки [у],[э].                                  ¦                              ¦  
       ¦    урок    ¦ С.76,77.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     20     ¦ Буквы Ии, ы; звуки [и],[ы].                                   ¦
       ¦    урок    ¦ С.78,79.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     21     ¦ Буквы Ее,Ёё; звуки их обозначающие. Йотированные гласные.     ¦
       ¦    урок    ¦ С.100,101.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     22     ¦ Буква Яя; звуки ее обозначающие. Йотированные гласные.        ¦
       ¦    урок    ¦ С.120,121.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     23     ¦ Буква Юю; звуки ее обозначающие.                              ¦
       ¦    урок    ¦ С.132,133.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     24     ¦ Узелки на память. Повторение гласных.                         ¦
       ¦    урок    ¦ С.84,85.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     25     ¦ Буквы Сс, Зз; звуки [с],[c`],[з],[з`]. Согласные, парные,     ¦
       ¦    урок    ¦ глухие, звонкие, твердые и мягкие. С.81,112,113.              ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     26     ¦ Буквы Тт, Дд; звуки [т],[т`],[д],[д`].                        ¦
       ¦    урок    ¦ С.83,108.                                                     ¦ 
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     27     ¦ Узелки на память. Гласные, согласные (твердые, мягкие, глухие,¦
       ¦    урок    ¦ звонкие, парные). С.86,87.                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     28     ¦ Буквы Вв, Фф; звуки [в],[в`],[ф],[ф`].                        ¦
       ¦    урок    ¦ С.89,147.                                                     ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     29     ¦ Буквы Пп, Бб; звуки [п],[п`],[б],[б`].                        ¦
       ¦    урок    ¦ С.90,104,105.                                                 ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     30     ¦ Узелки на память. Сопоставление гласных, указывающих на       ¦
       ¦    урок    ¦ мягкость согласного перед ним. С.94,95.                       ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     31     ¦ Повторение и обобщение. Слоги, ударение, предложение, текст.  ¦
       ¦    урок    ¦ С.96,97.                                                      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     32     ¦ Буквы Гг, Кк; звуки [г],[г`],[к],[к`].                        ¦
       ¦    урок    ¦ С.98,99,92,93.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     33     ¦ Логическое значение слов. Чтение текста, анализ содержания.   ¦
       ¦    урок    ¦ Работа с родственными словами. Индивидуальная работа учащихся.¦
       ¦            ¦ Подбор противоположных слов по смыслу. С.102,103; 114,115.    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     34     ¦ Развитие речи учащихся. Работа с загадками, ребусами,         ¦
       ¦    урок    ¦ скороговорками. Сочинение четверостиший и загадок. С.106,107. ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     35     ¦ Буквы Жж, Шш; звуки [ж],[ш]. Знакомство с шипящими согласными.¦
       ¦    урок    ¦ С.109-111; 140,141.                                           ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     36     ¦ Буквы Чч,Щщ; звуки [ч`],[щ`].                                 ¦
       ¦    урок    ¦ C.142,143.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     37     ¦ Работа над сочетаниями ча-ща.                                 ¦
       ¦    урок    ¦ С.144,145.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     38     ¦ Буква Цц, звук [ц]. Твердые и мягкие согласные. С.146.        ¦
       ¦    урок    ¦ Повторение изученных букв, представленных в литературных      ¦
       ¦            ¦ образах. Упражнение в чтении. Выделение родственных слов.     ¦
       ¦            ¦ С.116,117.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     39     ¦ Развитие речи. Знакомство с детскими журналами. Составление   ¦
       ¦    урок    ¦ рассказов. Словарная работа.                                  ¦
       ¦            ¦ С.118,119,122,123.                                            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     40     ¦ Упражнение в чтении (книжки-малышки). Анализ значения слов.   ¦
       ¦    урок    ¦ Объяснение значения фразеологизмов.                           ¦
       ¦            ¦ С.124,125.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     41     ¦ Звуки [х],[х`];буква Хх. Буква Ь.                             ¦
       ¦    урок    ¦ С.126,127;130,131.                                            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     42     ¦ Буква Йй; звук [й]. Сопоставление звуков [и],[й]. С.128,129.  ¦
       ¦    урок    ¦ Наблюдения над изменением значения слова.                     ¦
       ¦            ¦ Чтение и заучивание наизусть.                                 ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     43     ¦ Буква Мм, звуки [м],[м`]. Буква Лл, звуки [л],[л`].           ¦
       ¦    урок    ¦ Звонкие и глухие согласные. С.80;90. Логические упражнения.   ¦
       ¦            ¦ Классификация слов. С.136,137.                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     44     ¦ Буква Рр; звуки [р],[р`]. Буква Нн; звуки [н],[н`].           ¦
       ¦    урок    ¦ Классификация изученных букв: гласные, обозначающие твердость ¦  
       ¦            ¦ и мягкость предшествующего согласного; согласные, парные и    ¦
       ¦            ¦ непарные по звонкости и глухости.                             ¦
       ¦            ¦ С.88;134,135;82.                                              ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     45     ¦ Повторение и закрепление. Чтение текстов и анализ содержания  ¦
       ¦    урок    ¦ языка через соотнесение с иллюстрациями. Выразительность      ¦
       ¦            ¦ чтения: напевность, ритмичность. Работа над развитием речи.   ¦
       ¦            ¦ Сочинение веселых прибауток, припевок, поговорок.             ¦
       ¦            ¦ С.138,139.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     46     ¦ Буква Ъ. Разделительные Ь и Ъ. Анализ значения слов.          ¦
       ¦    урок    ¦ Наблюдение над различием в значении форм множественного числа ¦
       ¦            ¦ существительных и упражнения в правильном использовании этих  ¦
       ¦            ¦ форм. Наблюдение над значением приставок. С.148,149.          ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     47     ¦ Повторение и закрепление. Определение буквы как знака звука.  ¦ 
       ¦    урок    ¦ Обобщение представлений о выразительных возможностях речи.    ¦
       ¦            ¦ Роль слова как знака. Алфавит. С.150-155.                     ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     48     ¦ Старинные азбуки. Смысл фразеологических выражений и пословиц.¦
       ¦    урок    ¦ Повторение и обобщение о буквах и звуках.                     ¦
       ¦            ¦ С.156-161.                                                    ¦
       L------------+----------------------------------------------------------------
            
                                      Часть 3
                                 "ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ"
       -------------T---------------------------------------------------------------¬  
       ¦     49     ¦ Знакомство с третьей частью учебника.Цели и задачи этой части.¦
       ¦    урок    ¦ Чему еще должны научиться. Чтение и заучивание наизусть       ¦
       ¦            ¦ стихотворения Маршака "Про все на свете". С.164,165.          ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     50     ¦ Устное народное творчество. Потешки, прибаутки, песенки.      ¦
       ¦    урок    ¦ Заучивание наизусть. Сочинение детьми произведений малых      ¦
       ¦            ¦ жанров: потешек, прибауток, песенок.                          ¦
       ¦            ¦ С.192,193; 224-227.                                           ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     51     ¦ Развитие умения извлекать и понимать информацию из текстов.   ¦
       ¦    урок    ¦ Заходер "Почему?" С.166. Мазнин "Почему киты молчат?"         ¦
       ¦            ¦ Мориц "Это интересно". С.166-168.                             ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     52     ¦ Ответы на вопрос "Почему?" мы находим в книге.                ¦
       ¦    урок    ¦ Сладков "Почему год круглый?" С.169.                          ¦
       ¦            ¦ "Странные названия". С.177.                                   ¦
       ¦            ¦ Соловьева "Коралловый риф". С.176.                            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     53     ¦ Времена года. Развитие монологической речи. Совершенствование ¦    
       ¦    урок    ¦ умения создания собственных речевых произведений на заданную  ¦ 
       ¦            ¦ тему. Плешаков "Почему лето сменяется осенью?" С.171.         ¦
       ¦            ¦ Суриков "Зима". С.173.           Заучивание                   ¦
       ¦            ¦ Плещеев "Весна". С.174.           наизусть                    ¦ 
       ¦            ¦ Бальмонт "Осень". С.174.           любого                     ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     54     ¦ Знакомство с понятиями: год, месяц, неделя. С.174 (загадки).  ¦
       ¦    урок    ¦ Составление загадок с понятиями: год, месяц, неделя.          ¦
       ¦            ¦ В.Даль "Старик-годовик".                                      ¦
       ¦            ¦ "Русский месяцеслов" Беляков, М.1990 г.                       ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     55     ¦ "Времена года" в рассказах писателей, картинах художников,    ¦
       ¦    урок    ¦ произведениях музыкантов.                                     ¦
       ¦            ¦ Чайковский "Времена года".                                    ¦
       ¦            ¦ Об одном и том же по-разному.                                 ¦
       ¦            ¦ С.170,171 (ученый),172,173.                                   ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     56     ¦ Книга природы. Обобщение элементарных представлений о природе.¦
       ¦    урок    ¦ Составление устных рассказов на заданную тему.                ¦
       ¦            ¦ Токмакова "Разговор старой ивы с дождем", "Ива".              ¦
       ¦            ¦ Берестов "О чем поют воробушки". С.214,215.                   ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     57     ¦ Чтение стихов русских поэтов о природе. Заучивание наизусть.  ¦
       ¦    урок    ¦ Фет "Уж верба". Майков "Подснежниик". С.220.                  ¦
       ¦            ¦ Токмакова "Береза". С.216.                                    ¦
       ¦            ¦ Жуковский "Золотой колосок". С.221.                           ¦
       ¦            ¦ Толстой "Колокольчики мои". С.221.                            ¦
       ¦            ¦ Матвеева "Птичьи наряды". С.248.                              ¦
       ¦            ¦ Есенин "Черемуха". С.246. Толстой "Осень". С.247.             ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     58     ¦ Обобщение по темам "Времена года" и "Книга природы".          ¦
       ¦    урок    ¦ Воспроизведение содержания прочитанных рассказов и историй.   ¦
       ¦            ¦ Чтение наизусть стихотворений. Составление рассказов детьми   ¦
       ¦            ¦ на предложенную тему.                                         ¦
       ¦            ¦ Постников "Летучий одуванчик". С.217.                         ¦
       ¦            ¦ Цыферов "В лесу было тихо". С.216.                            ¦
       ¦            ¦ Викторов "Поэт нашел в себе слова". С.220.                    ¦ 
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     59     ¦ Освоение формул речевого этикета, упражнения в использовании  ¦
       ¦    урок    ¦ правил речевого этикета в различных ситуациях.                ¦
       ¦            ¦ Мошковская "Такая, в общем, история". С.247.                  ¦ 
       ¦            ¦ Квитко "Разговор с вилкой". С.218.                            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     60     ¦ Устное народное творчество. Загадки. Сказки.                  ¦
       ¦    урок    ¦ Ю.Мориц "Тетрадь для сказок". С.245.                          ¦
       ¦            ¦ Даль "Летела сова". С.233.                                    ¦
       ¦            ¦ "Лиса и рак". С.233.                                          ¦   
       ¦            ¦ Чтение по ролям. Умение пересказывать. Работа с пословицами и ¦
       ¦            ¦ фразеологизмами.                                              ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     61     ¦ "Гуси и лиса" (русская народная сказка). С.234. Чтение по     ¦
       ¦    урок    ¦ ролям, пересказ.                                              ¦
       ¦            ¦ Суриков "Детство" (наизусть отрывок). С.235.                  ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     62     ¦ "Сказка о царе Салтане". С.239.                               ¦
       ¦    урок    ¦ Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Отрывок наизусть.       ¦
       ¦            ¦ Чтение других сказок А.С.Пушкина (грамзапись, диафильм).      ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     63     ¦ Сказки советских писателей.                                   ¦
       ¦    урок    ¦ Викторина "Угадай сказку". С.237.                             ¦
       ¦            ¦ Михалков "Три поросенка". С.236.                              ¦
       ¦            ¦ Маршак "Теремок". С.242-244 (сопоставление с русской народной ¦                                                                          
       ¦            ¦ сказкой "Теремок").                                           ¦                                                
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     64     ¦ Знакомство с творчеством Б.Заходера.                          ¦
       ¦    урок    ¦ С.236. "Вопилки".                                             ¦
       ¦            ¦ С.240,241. "В гостях у Винни-Пуха".                           ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     65     ¦ Из старинных азбук и книг для чтения. Работа с пословицами.   ¦
       ¦    урок    ¦ Творчество Л.Н.Толстого. С.249-251.                           ¦
       ¦            ¦ Объснение смысла пословиц. Логические упражнения для развития ¦
       ¦            ¦ мышления.                                                     ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     66     ¦ Л.Н.Толстой "Богач", "У Вари был Чиж". С.252.                 ¦
       ¦    урок    ¦ Работа над пересказом текста.Умение правильно и самостоятельно¦
       ¦            ¦ подобрать название, заглавие рассказа и объяснить.            ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     67     ¦ Л.Н.Тостой "Два козлика", "Две козы". С.253.                  ¦
       ¦    урок    ¦ Умение по опорным словам передать содержание рассказа, умение ¦
       ¦            ¦ сравнивать содержание и делать самостоятельно выводы.         ¦
       ¦            ¦ С.254."Обращение Л.Н.Толстого к учащимся Яснополянской школы".¦
       L------------+----------------------------------------------------------------
                               
                                  ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
       -------------T---------------------------------------------------------------¬
       ¦     68     ¦ Практическое представление об устной речи.                    ¦
       ¦    урок    ¦ Обобщение элементарных представлений о высказывании(сообщении)¦
       ¦            ¦ и средстве его передачи (слове, предложении, тексте).         ¦
       ¦            ¦ С.256-259.                                                    ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     69     ¦ Правильное употребление в речи слов.                          ¦
       ¦    урок    ¦ С.260,261; 162,163. Подбор представленных слов. Составление с ¦
       ¦            ¦ ними предложений, рассказа, придумывание заголовка.           ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     70     ¦ Слова похожие и разные.                                       ¦
       ¦    урок    ¦ С.264,265,270.                                                ¦
       +------------+---------------------------------------------------------------+
       ¦     71     ¦ Прощание с АБВГДейкой.                                        ¦
       ¦    урок    ¦ Утренник. Рисование диафильмов.Написание детьми стихотворений,¦
       ¦            ¦ рассказов, загадок, поговорок. Ролевые игры с использованием  ¦
       ¦            ¦ текстов учебника,чтение отрывков из прозаических произведений.¦ 
       L------------+----------------------------------------------------------------