1. Введение


1.1. Комплект пособия по обучению чтению.

С 1995-1996 учебного года обучение грамоте первоклассников базовой школы осуществляется по новому комплекту пособий авторов А.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой “ Азбука первоклассника”.

В комплект входят:

- азбука “АБВГдейка”;
- пособие для подготовки руки к письму “Рисуй, думай, рассказывай”;
- прописи "Мой алфавит" и "Пишу красиво";
- дидактический материал для развития навыка чтения целыми словами "Читалочка";
- пособие по речевому этикету "Школа вежливости";
- пособие на игровой основе для подготовки к трудовому обучению "Играй да дело знай".
1.2. Дифференцированный характер обучения чтению.

При проверке первоначальных умений было выяснено, что "стартовая" позиция детей по чтению не одинакова, из 18 человек:

2 человека - читали словами;
3 человека - читали по слогам;
1 человек - читал по буквам;
2 человека - знали не все буквы, но умели читать слияния со знакомыми буквами;
3 человека - знали все буквы, но читать не умели;
2 человека - знали не все буквы, читать не умели;
5 человек - знали только1-2-3-4 буквы.
Таким образом, для успешного обучения детей чтению возникла необходимость дифференцированного подхода к учащимся.

Дифференцированный поход предполагает распределение детей по группам для оптимальной организации учебной работы с учетом их индивидуальных особенностей.

В данном классе распределение по группам произошло следующим образом:

1 группа - дети, читающие словами;
2 группа - дети, читающие по слогам;
3 группа - одна девочка, читающая по буквам;
4 группа - дети, знающие буквы;
5 группа - дети, почти не знающие букв.
По мере обучения я учитывала растущие возможности детей в овладении навыком чтения и переводила детей из одной группы в другую.

Осуществляя дифференцированный подход, предлагала детям выполнить учебные задания, исходя из возможностей каждой группы детей. Стремилась при этом не допускать разобщения класса на отдельные изолированные группы, пыталась организовать работу так, чтобы дети дополняли знания и умения друг друга, трудились сообща.

1.3. Перспективный характер обучения чтению.

Кроме дифференцированного, обучение чтению носило и перспективный характер, который предполагает:

- введение букв ”наперед”,
- создание читающей среды в классе с помощью задействия читающих детей;
- вовлечение нечитающих с помощью имитационного метода и элементов метода целых слов.