После завершения безбуквенной системы обучения чтению работа по перспективному введению букв продолжалась.
Тема урока “Звуки [а, о]. Буквы А а, О о. Закрепление.”(стр. 74-75)
А А
А К А
А К У А
А К У Л А
После этой работы детям был предложен для чтения отрывок из сказки “Айболит”.
Слово“акула” узнали все дети и могли прочитать даже те, кто не знал букв к,у,л.
На уроках чтения часто происходило “открытие” детьми буквы. Это наблюдалось в ситуациях, когда требовалось прочитать слово с одной не знакомой буквой. Помогало детям догадаться, какой звук прячется за буквой, совокупность других букв, картинка.
Пример.
До изучения в классе буквы Х я предложила детям прочитать название сказки “Кот в сапогах”. С чтением буквы “х” справляются все дети, исходя из смысла названия и картинки, помещенной рядом со словом. После чтения мне оставалось только уточнить:
Другой пример.
Надо прочитать название сказки, где есть незнакомая буква “и”. Предлагаю прочитать его хором, с тем расчетом, что поведут в чтение умеющие читать эту букву дети и дадут образец в чтении остальным. Незнакомая буква выделена другими цветами.
ЛисиЧ ка сестриЧ ка
После чтения уточняю:
Посредствам введения букв “наперед” уточняется и обобщается накапливаемые детьми представления о звуках и буквах, целенаправленно развиваются складывающиеся в них умения по чтению.