2.9. Введение букв “наперед”, перспективный характер обучения чтению в основной период.

После завершения безбуквенной системы обучения чтению работа по перспективному введению букв продолжалась.

Тема урока “Звуки [а, о]. Буквы А а, О о. Закрепление.”(стр. 74-75)

- Вспомните, дети, кто из героев сказки “Айболит” страдал, переживая за своих детей?
- Акула.
- “Озвучим” это слово, произнесем протяжно.
Дети рисуют условные обозначения звуков.
- Сколько звуков [а] в этом слове?
- Два.
- Обозначьте их буквами.

А А

- Произнесем слово протяжно. Почувствуйте, какой второй звук.
- [к]
- Кто знает букву?
Иди, ... , напечатай ее.

А К А

- Произнесем слово еще раз. Почувствуйте, какой звук идет после звука [к].
- [у]
- Кто сумеет напечатать букву?

А К У А

- Какой звук идет после звука [у]?
- [л]
- Кто напечатает букву?

А К У Л А

После этой работы детям был предложен для чтения отрывок из сказки “Айболит”.

А рядом прикорнула
Зубастая акула.
Зубастая акула
На лежит.

Слово“акула” узнали все дети и могли прочитать даже те, кто не знал букв к,у,л.

На уроках чтения часто происходило “открытие” детьми буквы. Это наблюдалось в ситуациях, когда требовалось прочитать слово с одной не знакомой буквой. Помогало детям догадаться, какой звук прячется за буквой, совокупность других букв, картинка.

Пример.

До изучения в классе буквы Х я предложила детям прочитать название сказки “Кот в сапогах”. С чтением буквы “х” справляются все дети, исходя из смысла названия и картинки, помещенной рядом со словом. После чтения мне оставалось только уточнить:

- Как же читается последняя буква?
- [х]
Прочтем название книги еще раз!

Другой пример.

Надо прочитать название сказки, где есть незнакомая буква “и”. Предлагаю прочитать его хором, с тем расчетом, что поведут в чтение умеющие читать эту букву дети и дадут образец в чтении остальным. Незнакомая буква выделена другими цветами.

ЛисиЧ ка сестриЧ ка

После чтения уточняю:

- Как читать выделенную букву?
- [у]
Прочтем это слово еще раз.

Посредствам введения букв “наперед” уточняется и обобщается накапливаемые детьми представления о звуках и буквах, целенаправленно развиваются складывающиеся в них умения по чтению.