2.2. Работа с книгой на безбуквенной ступени обучения чтению.

На безбуквенной ступени обучения чтению “передо мной стояла задача” “продвинуть” в умении читать каждого ученика. Эта задача была бы не выполнима, если бы не вызвать интереса к книге, к чтению. Такого интереса не было, это я выяснила и из бесед с детьми, и на втором уроке чтения, тема которого звучала так: “Виды общения, определение ценностных ориентаций детей.” На этом уроке было предложено детям раскрасить картинки на странице азбуки, на которых нарисованы их любимые занятия. Наблюдая за детьми я увидела, что только двое учеников своим любимым занятием считают общение с книгой.

Нельзя вызвать интереса к книге без присутствия книги на уроке чтения.

Работая по букварю В.Г. Горецкого, я убедилась, что присутствие книги 1 раз в неделю в связи с уроками внеклассного чтения, когда одна книга появляется перед глазами всего класса, не вызывает у детей стремления научиться читать. Кроме того, само обучение грамоте по букварю оторвано от чтения книг и не вызывает интереса к чтению. Содержание “АБВГдейки” предполагает выход на работу с книгой регулярно, почти на каждом уроке чтения.

Работу с книгой на безбуквенной ступени я проводила следующим образом.

Постоянный персонаж азбуки Ктототам предлагал пообщаться на уроке с определенной книгой. Я доставала заранее приготовленную книгу (старалась найти хорошо оформленную, большого формата, с яркими иллюстрациями) и предлагала детям рассмотреть ее, прочитать (кто может ) ее название, фамилию автора. Затем читала ее, привлекая для этого двух хорошо читающих детей, а к концу безбуквенной ступени уже пятерых уверенно читающих учеников. Если произведение большое, то пересказывала его содержание, активно привлекая к этому учеников. Такие большие произведения, как “Незнайка в солнечном городе” Носова, “Малыш и Карлсон который живет на крыше” Линдгрен , “Дядя Федор, пес и кот” Успенского , “Золотой ключик или приключения Буратино” Толстого и др. читались детям во внеурочное время мною, родителями дома, воспитателями в группе продленного дня. Поэтому дети активно участвовали в их пересказе на уроках чтения. Таким образом у детей оставалось в памяти содержание этих книг.

Регулярная работа с книгой проводилась и на основном этапе (буквенном) обучения грамоте. Там страница азбуки представляла собой как бы отдельную страницу той или иной книги.

Например:

страница 74 - “Айболит” К.И.Чуковского,

страница104 - “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстого,

страница 110 - русская народная сказка “Снегурочка” и т.д.

Материал для чтения продифференцирован: часть материала построена на изученных в классе буквах с использованием “Квази-письма”, другая часть адресована детям, умеющим читать, причем на материале этой части могут работать и дети, не обладающие чтением (которые могут подчеркивать знакомые буквы, искать знакомые слова, пытаться прочитать маленькие слова).

На безбуквенной ступени роль страницы книги, присутствующей на данном уроке, заменяла доска. Так, на одном из уроков рассмотрели книгу со сказкой “Золушка”, вспомнили ее содержание; работая в парах, из букв разрезной азбуки составили слово “Золушка”; несколько раз его прочитали, научились таким образом читать и узнавать это слово все дети без исключения - после всей этой работы перед глазами ребят предстала страничка из книги, напечатанная на доске.

    • стали бить 12 и Золушка потеряла одну .
первое слово, записанное рисунком, читаем хором;
второе слово- читающий ученик;
третье слово- ученик, только начавший читать;
четвертое слово - хором;
пятое слово - тот ребенок (из нечитающих), кто эту букву знает;
шестое слово прошу прочитать тех, кто может, а поднимают руку все, так как это слово дети научены читать;
седьмое и восьмое слово читают умеющие читать;
девятое слово, записанное рисунком, читают все.
После этой работы шло чтение с ведущим, когда роль ведущего исполнял хорошо читающий ребенок, а другие, не заглушая его, “тянулись за ним”.

Таким образом, в работе участвовали все дети в классе. Каждый затрачивал столько труда, насколько позволяли его возможности на данный момент.

Но на этом уроке я почувствовала, что троим детям недостаточно материала для чтения, поэтому на последующих уроках, приходилось продумывать, каким образом давать возможность проявлять в достаточной мере умения этих детей читать. На одном из уроков шла работа с книгой Н. Носова “Незнайка в Солнечном городе”. Пока весь класс читал “страничку” из книги, напечатанную на доске, трое детей получили персональное задание: подготовиться к чтению вслух для всего класса продолжения данной странички. Вот задание для всего класса.

В одном доме жило 16 коротышек.

Самым главным был Знайка.

Он читал много .

Но самым известным был малыш Незнайка.

Когда эту страничку прочитал весь класс (каждый читал то, что мог) продолжение этой страницы читали 3 детей, реализуя тем самым свою потребность читать для слушателей.

Работа с книгой не заканчивалась ее рассматриванием, воспроизведением содержания, чтением отдельной странички. Продолжением этой работы было индивидуальное общение детей с книгой, где дети пытались в меру возможностей ее читать, рассматривать иллюстрации, обсуждать друг с другом, даже слушать чтение умеющих читать товарищей по классу.

Систематическое привлечение книги в период обучения грамоте, начиная с безбуквенной ступени, способствовало становлению интереса к ней, что оказало большое влияние на формирования навыка чтения учащихся.

Считаю, что для формирования навыка чтения необходимо вызвать интерес к той книге, с помощью которой происходит обучение чтению. На страницах нашей азбуки можно встретить любимых героев книг, сказок, мультфильмов, телепередач.

Это нравится детям, вызывает интерес и желание прочитать написанное, заглянуть в другие части учебной книги.

Итак, привлечение на каждый урок чтения детской книги, непосредственное общение с книгой, содержание страниц азбуки- все это привело к тому, что у детей появилось желание научиться читать, вспыхнул интерес к книгам.