С первых уроков обучения грамоте мы стали заниматься письмом и чтением различных слов, несмотря на то, что букв многие дети не знали. Мы использовали различные способы графической фиксации речи, включая рисуночное письмо. Так, для того, чтобы легче ориентироваться в городе коротышек из книги Н.Носова (стр. 36 - 37), дети с помощью рисунков оформляют вывески на зданиях города, заменяя, таким образом слова рисунками и убеждаются, что вывеску на здание школы лучше написать буквами, ибо изображение книги может обозначать “школа”, “библиотека”, “книжный магазин”.
Работу по печатанию слова проводила так:
- - Дети, давайте произнесем это слово.
- - [школа].
- - Что слышите в начале?
- - [ш]
- - Кто знает эту букву? Молодцы. Печатайте ее, а кто не знает, печатайте, как я. (печатаем и произносим [ш])
Прочитали это слово несколько раз, запомнили его. После этого обсуждали, где в нашей школе можно найти это слово. На прогулке нашли вывеску на здании школы, прочитали ее. Все это способствовало тому, что все дети научились читать это слово, всегда узнавали его и прочитывали верно.
Смешанное письмо мы использовали и при работе со сказкой “Репка” (стр.65). Тема этого урока звучала так: “Предложение состоит из слов.”
- Попробуем записать первое предложение из сказки “Репка.” Первое слово “посадил” запишем прямоугольником, второе слово “дед” запишем так же, а третье “репку” рисунком.
Второе предложение запишем так же.
(Выросла)
- А как можно записать слово “репка”?
- Прямоугольником, рисунком, условными значками звуков, буквами. Я предложила детям записать это слово именно буквами.
репка - .
На этапе свободной работы было предложено детям внимательно посмотреть страницы книги, найти слова “репка”, “репку”, прочитать их, запомнить сколько раз они встречались. ( стр. 20-21)
На другом уроке, выполняя логические упражнения по объединению в пары изображений различных инструментов (ножницы и наперсток, пила и шуруп): учащиеся задумываются как показать соединительную связь с помощью знака. Предлагается следующий знак А дети, знающие буквы, предлагают подписать сверху И: ( стр. 39)
Еще один пример.
Детям предлагается прочитать предложение, записанное знаками и рисунками.
Пилюлькин идет к больному.
(рисунок) (знак) ( знак) (рисунок)
Прочитав предложение, дети предложили знак - заменить буквой К.
Таким образом, еще до систематического изучения букв, буквы уже вводились наряду с другими обозначениями - ненавязчиво, с помощью самих детей.