2.3. Письмо - чтение отдельных слов на безбуквенной ступени обучения чтению.

С первых уроков обучения грамоте мы стали заниматься письмом и чтением различных слов, несмотря на то, что букв многие дети не знали. Мы использовали различные способы графической фиксации речи, включая рисуночное письмо. Так, для того, чтобы легче ориентироваться в городе коротышек из книги Н.Носова (стр. 36 - 37), дети с помощью рисунков оформляют вывески на зданиях города, заменяя, таким образом слова рисунками и убеждаются, что вывеску на здание школы лучше написать буквами, ибо изображение книги может обозначать “школа”, “библиотека”, “книжный магазин”.

Работу по печатанию слова проводила так:

- Дети, давайте произнесем это слово.
- [школа].
- Что слышите в начале?
- [ш]
- Кто знает эту букву? Молодцы. Печатайте ее, а кто не знает, печатайте, как я. (печатаем и произносим [ш])
Таким образом все звуки этого слова мы обозначили буквами: ШКОЛА.

Прочитали это слово несколько раз, запомнили его. После этого обсуждали, где в нашей школе можно найти это слово. На прогулке нашли вывеску на здании школы, прочитали ее. Все это способствовало тому, что все дети научились читать это слово, всегда узнавали его и прочитывали верно.

Смешанное письмо мы использовали и при работе со сказкой “Репка” (стр.65). Тема этого урока звучала так: “Предложение состоит из слов.”

- Попробуем записать первое предложение из сказки “Репка.” Первое слово “посадил” запишем прямоугольником, второе слово “дед” запишем так же, а третье “репку” рисунком.

Второе предложение запишем так же.

(Выросла)

- А как можно записать слово “репка”?

- Прямоугольником, рисунком, условными значками звуков, буквами. Я предложила детям записать это слово именно буквами.

репка - .

На этапе свободной работы было предложено детям внимательно посмотреть страницы книги, найти слова “репка”, “репку”, прочитать их, запомнить сколько раз они встречались. ( стр. 20-21)

На другом уроке, выполняя логические упражнения по объединению в пары изображений различных инструментов (ножницы и наперсток, пила и шуруп): учащиеся задумываются как показать соединительную связь с помощью знака. Предлагается следующий знак А дети, знающие буквы, предлагают подписать сверху И: ( стр. 39)

Еще один пример.

Детям предлагается прочитать предложение, записанное знаками и рисунками.

Пилюлькин идет к больному.

(рисунок) (знак) ( знак) (рисунок)

 Прочитав предложение, дети предложили знак   -    заменить буквой К.

Таким образом, еще до систематического изучения букв, буквы уже вводились наряду с другими обозначениями - ненавязчиво, с помощью самих детей.