БЕЗБУКВЕННАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Методические рекомендации учителям,
работающим с детьми 6-летнего возраста(1-4)
 
 Сведения приводимые в рекомендациях могут быть использованы
учителями первого класса трехлетней начальной школы и воспитателями

старшей иподготовительной групп детских садов.

Макеева С.Г., ЯГПУ им.Ушинского



Урок №3. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ.

1.Работа с "Азбукой". Беседа по сюжетной картинке.

2.Введение понятия речи, устной речи.

- Мы много говорим на сегодняшнем уроке: рассказываем друг другу, задаем вопросы, отвечаем на них. Все что люди говорят, называется речью. Как вы думаете, а могли бы люди жить без речи? Зачем им нужна речь? (Без речи жить трудно, т.к. людям необходимо друг другу о чем-то рассказывать, спросить, ответить на вопросы).
- Когда люди говорят громко, вслух - это устная речь. На уроках мы будем учиться правильной устной речи. Если я буду давать вам задания ответить устно, как вы должны говорить? (Вслух, громко). Отвечающий должен говорить громко, четко, а остальные должны внимательно слушать его речь.
- Перевернем страничку "Азбуки". Поиграем в игру "Рассказываем поочередно", отвечая устно, что изображено на картинке, а остальные должны внимательно слушать его речь.Сейчас послушайте мою речь. (Учитель обобщает ответы, делает вывод).

3.Введение понятия письменной речи.
- Мы говорили громко вслух. А можно ли говорить молча? Ответ подскажет загадка: Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней Будешь вчетверо умней. - Кто же может молча обо всем рассказать? (Книга). - Для этого у книги есть помощники: Черные птички На каждой страничке.
- Что же за помощники есть у книги? (Буквы). - Речь записанная с помощью букв в книгах, газетах, журналах, называется пись- менной речью. Чтобы узнать, о чем говориться в книгах, газетах, мы будем изучать буквы. Учиться читать. В нашем классе есть ребята, уже умеющие читать. Сегодня на уроке они были моими помощниками.
- А кто еще знает буквы? Кто сумеет прочитать эти слова? (На доске из букв разрезной азбуки учитель составляет слова "книга", "буква").

* Примечание. На уроке письма закрепляется и расширяется понятие письменной речи.

- А если вы захотите молча обо всем рассказать, чему нужно учиться? (Писать). Чтобы овладеть письменной речью, вы будете учиться писать.

Урок №5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1.Повторение изученного.
- Сегодня Незнайка пришел расстроенный. Он сказал мне на ушко, что все изучен- ное на прошлом уроке забыл. Давайте поможем Незнайке все вспомнить. - Как называется все, что человек говорит?
- Какую речь используют в книгах, журналах, записывают с помощью букв?
- Какую речь используют в разговорах, когда говорят громко, вслух? Как следует говорить, отвечая на уроке устно? (Громко, четко).

2. Работа над темой урока.

2.1. Сообщение новых сведений о речи.
- Узнаем новое о речи. Человек говорит то, о чем думает, что чувствует, переживает. В речи человек высказывает свой мысли, чувства. В эти первые школьные дни у вас, наверное, было много мыслей и чувств.
-Кто хочет выразить их в речи, рассказать, о чем он думал, переживал? (Рассказы детей).

2.2. Беседа по страничке "Азбуки".
- Рассмотрите картинку. Что делают дети на уроке? Что нарисовал мальчик на доске? Кто хочет ему помочь? Кто из детей правильно поднимает руку,
- Какую речь вы использовали для рассказа: устную или письменную?
2.3. Знакомство с понятием "предложение".
- Послушайте мою речь, мой рассказ по картинке. (Учитель говорит, делая паузы между предложениями): Прозвенел опять звонок. Начался второй урок. Мы рисуем лес и дом. Из трубы идет дымок.
- Кто заметил: быстро я говорила или с остановками? Верно, с остановками. Я как бы разделила свою речь на кусочки, на части. Каждый кусочек, часть называется предложением, и между предложениями делается пауза, остановка.
- На что же делится речь? (На предложения).
- Послушайте мой рассказ еще раз, и где я сделаю остановку, т.е. скажу предложение - хлопните в ладоши. Сколько раз хлопнули? Сколько же предложений в рассказе?
- Попробуйте повторить мой рассказ с остановками после каждого предложения. - Если в речи выражается много мыслей, то в одном предложение - какая-то одна мысль. Кто запомнил первое предложение? О чем в нем говорится: какая мысль выражена? А о чем было второе предложение? (и т.д.)
2.4. Знакомство с графической схемой предложения.
- Свой рассказ я записал на доске. (Учитель открывает записанный печатными буквами текст, каждое предложение в котором начинается с новой строки). Какую речь я использовала, устную или письменную? Письменную речь я разделила на предложения. Кто догадался, как? (Большими буквами, точками).
- Мы не умеем пока писать, буквы, поэтому будем обозначать предложение полоской, где черточкой вначале показано начало предложения, а точкой - конец, остановка.Сколько нужно полосок, чтобы записать этот рассказ? Запишем первое предложение: вспомните его. Второе и т.д. (Напротив каждого предложения записывается схема или выставляется на наборном полотне карточка, изображающая схему). - Посмотрим на схему предложения под картинкой. Чего не хватает? (Точки).
2.5. Упражнения в составлении предложений.
- Будем составлять предложения (по картинке в "Азбуке" или дополнительной на тему "В классе"), и самые хорошие записывать с помощью схем-полосок. (Учащиеся составляют предложения, их схемы выставляются на общеклассное наборное полотно).
- Сколько предложений мы составили?
2.6. Логическое упражнение "Учебные вещи".
- Завтра снова в школу. Незнайка предупреждает вас, чтобы собирая учебные вещи, вы ничего не забыли, как одна девочка: Уже перед школой Марусю догнал И протянул ей забытый пенал. "Спасибо, Незнайка", - Маруся сказала. - "А я и не знала, что шла без пенала". - Приготовим учебные вещи, ничего не забудем. Картинки в "Азбуке" нам помогут. Куда будем складывать все школьные принадлежности? (В портфель). А как называет- ся такой портфель. До чего же скучно братцы. На чужой спине кататься. (Ранец). - Что же положим в портфель или в ранец? (Дети перечисляют названия предметов). Обратите внимание на знак вопроса. А вопрос такой. Какие еще учебные вещи могут лежать в портфеле?

УРОК № 7 ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1.Беседа по сюжетной картинке в "Азбуке".

2.Закрепление понятия речи.
- Какую речь вы использовали в рассказе: устную или письменную?
- В народе говорится: "Хорошую речь приятно и слушать". Что значит "хорошую"? (Громкую, четкую, вежливую и т.д.).

3.Закрепление понятия предложения.
- Буратино тоже составил рассказ и записал его на магнитофон. Послушайте. (Звучит текст: "Дети играют на горке. Мальчики водят машины. Девочки пекут пирожки." в быстром темпе, без пауз между предложениями).
- Понравился ли вам рассказ Буратино? Приятно ли было слушать, легко ли было понимать его речь? (Нет, торопливую, без остановок речь трудно слушать и понимать).
- А на что делится речь? Как называются ее части, отдельные мысли, между которыми делаются остановки, паузы? (Предложения).
- Давайте я повторю рассказ Буратино, разделив речь на предложения. (Учитель повторяет рассказ с паузами между предложениями). Легче ли стало слушать рассказ? Значит, хорошая речь - это речь с остановками, паузами между предложениями.
- Посчитайте хлопками, сколько предложений в рассказе. (Три).

4. Работа со схемами предложений.

- Буратино записал свой рассказ на магнитофон, так как писать буквами он, как мы, пока не умеем. А как можно еще по-другому записать рассказ, каждое предложение? (Полосками): Запишем первое. О ком в нем говорилось? Какая мысль выражалась? (Дети играют на горке). (Дети выставляют схему на общеклассном наборном полотне и индивидуально на партах). Запишем второе. О ком в нем говорилось? И т.п.
- Покажи на схемах начало предложения. Что обозначает точка?
5. Составление рассказа по заданному количеству предложений.
- Продолжим рассказ Буратино. Посмотрите на схемы в "Азбуке". Сколько предложений нам еще нужно составить? О ком или о чем не сказал Буратино? (О воспитательнице, детях, играющих в мяч, девочке с куклой). Кто составил два предложения и готов ответить? Не забудьте между предложениями сделать остановку.
6. Упражнения в составлении предложений.
- А какие у вас любимые игрушки?
- Давайте поиграем в игру "Скажи, как можно больше". У меня в руках кукла. Составим о ней предложения. Подумайте, что можно сказать о кукле? (Выстраивается цепочка предложений, подсчитывается их количество).
7. Работа с букварной страничкой.
- Поможем Буратино собрать все игрушки. А теперь за дело дружно: Собирать игрушки нужно, Ничего не потерять
- Завтра будем вновь играть.
- Какую игрушку со страницы "Азбуки" уберет Лена? Вова? Какие игрушки еще могут быть во дворе?

УРОК № 10 ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО

1. Составление рассказа по картинке в "Азбуке".
- Сегодня Незнайка пришел с корзинкой, он собрался в сад помогать собирать урожай. А в какой сад - сейчас узнаем.
- Рассмотрите картинку в "Азбуке". Что растет в саду? Кто работает в саду? Чем занимается?

2. Повторение изученного.
- Послушайте теперь мой рассказ и скажите, одно или несколько предложений использовала я в речи? Папа срывает яблоки. Дети носят корзины. Прыгает собака.
- Как узнали, что несколько? (По паузам в речи, высказано несколько отдельных мыслей).
- Какая мысль была высказана сначала, о ком я сказала и что сказала? (О папе. Папа срывает яблоки). Как запишем предложение? (Полоской). (Учитель записывает или выставляет схему).
- Какой была следующая мысль? О ком я сказала и что? (О детях. Дети носят корзины.) и т.д.
- Сколько предложений получилось? Что показывают точки на схемах? (После каждого предложения делается остановка, пауза).

3. Изучение нового материала.
- А теперь послушайте еще раз мое первое предложение. (Учитель произносит первое предложение с подчеркнутыми паузами между словами). Делала ли я паузы внутри предложения? (Да.) Речь делится на предложения, а каждое предложение в свою очередь делится на слова - части, между которыми можно сделать паузы. Посчитайте, сколько слов в этом предложении? (Дети хлопками считают). И полоску-предложение можно разделить на столько же частей, сколько в нем слов. (Учитель или разрезает бумажную схему-полоску или делит на части записанную мелом схему). Каждое слово - это часть полоски, а расстояние между ними - это паузы.
- Какое же первое слово в предложении? (Папа). Какое второе? (Срывает). Третье? (Яблоки).
- Давайте разделим на слова второе предложение. Послушайте его. (Работа продолжается аналогично).

4. Составление предложений по схеме.
- Посмотрите на схемы предложений под картинкой. Сколько слов в первом предложении? Кто составит предложение из двух слов? А мы проверим хлопками. (Поспели яблоки, и др.). Сколько слов во втором предложении? Составьте предложение из трех слов. Незнайка тоже придумал свое предложение. Он прошептал мне на ушко: "Созрел урожай". Подходит ли оно под схему? (Нет, в нем только два слова). Давайте добавим еще одно слово: "Какой урожай созрел?" (Богатый). Скажите все предложение. (Созрел богатый урожай).

5. Логическое упражнение "Инструменты".
- Легко ли вырастить такой урожай? (Надо много работать). Какими же инструмен- тами работают в саду, что делают?
- А о каком инструменте здесь говориться? У себя в саду Андрейка Поливал кусты из... (лейки).
-Как вы думаете, случайно так назвали этот предмет: "лейка"? Верно, из него поливают, поэтому и придумали такое слово-название "лейка".

6. Закрепление представления о слове как названии предмета.
(У учащихся на парте полоски-слова).
- Дети собирали в саду яблоки, а мы будем собирать слова - вот в эту коробочку, которая называется "Шкатулка слов". (В руках у учителя нарядная коробочка). Собирать слова нетрудно: нужно просто назвать то, что видишь вокруг и бросить в шкатулку слово-полоску. Я начинаю: дом... Мы собрали целый урожай слов.

УРОК № 12 ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО

1. Логическое упражнение "Фрукты и овощи".
- Сегодня Незнайка снова пришел с корзинкой. Я спросила: "Ты опять собирал яблоки?". "Нет,-сказал он,-я был сегодня не в саду, а в огороде. "Ребята, а чем отличаются сад и огород? (В саду растут фрукты, а в огороде - овощи).
- Незнайка расстроен: он все складывал в одну корзину, а теперь не может разобраться, где фрукты, где овощи. Давайте поможем ему: фрукты положим в вазу, а овощи оставим в корзинке (Работа ведется с наглядными пособиями).

2. Рассказывание сказки "Репка".
- В корзинке осталось еще что-то из овощей. Что - отгадайте: Золотиста и кругла. И ее узнает каждый, Если вспомнит, как однажды, Дедке, бабке, внучке, Жучке, Кошке мышка помогла.
- Кто знает сказку про репку? Кто сможет ее рассказать? Помогут картинки и схемы в "Азбуке". Что за схемы? (Схемы предложений, поделенные на слова). Первая схема подсказывает начало сказки - первое предложение. Кто догадался, какое? (Посадил дед репку). Проверим, сколько слов в этом предложении (хлоп- ками). Вторая схема - конец сказки, последнее предложение? Сколько в нем слов? Какое же это предложение? (Вытянули репку!). Проверим количество слов хлопками. Обратите внимание на знак, который стоит в конце предложения. Он называется восклицательным. Он показывает, что в предложении выражается какое-то сильное чувство, и предложение произносится произносится громко, с повышением голоса. Какое же чувство выражается в этом предложении? (Радости). Произнесите его громко, радостно.
- Вспомнили начало и конец, а теперь по картинкам расскажем всю.
- Что же помогло осилить репку, вытащить ее? (Дружная работа).

3. Физкультминутка.
(Дети выстраиваются цепочкой, берутся друг за друга).
- Покажем, как дружно все работали: Ученик: Уродилась репка. Села в землю крепко.
Класс: Тянем-потянем, Вытянули репку!

4. Упражнение в составлении предложений из отдельных слов.
- А вы знаете, чтобы составить предложение, слова тоже должны подружиться. Давайте поиграем в игру "Живые слова". Это значит, что словами вы будете сами, кто-то из вас. А остальные ребята должны помочь подружиться словам, чтобы соста- вить из них предложение. (Учитель нашептывает отдельным ученикам по слову на ушко, умеющим читать дает слово, записанное на карточке. Дети выходят к доске и громко называют себя, т.е. слова - например, "лук", "виноград", "сладкий", "горький").
- Какое же слово с каким должно подружиться? Верно, "Лук горький". Эти слова должны встать по порядку, Взяться за руки. Каким будет второе предложение? (Виноград сладкий).
- Послушаем новые слова: "петушок", "кошка", "горох", "любит". Кто с кем должен подружиться? Какое слово лишнее? (Кошка).

УРОК № 14 ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО

1. Повторение изученного о речи и ее строении.
- Опять у меня на столе корзинка. Мы уже побывали с ней в саду, в огороде. А куда еще можно ходить с корзинкой? (В лес, собирать грибы и ягоды). Что ж, совершим прогулку в лес по страничке "Азбуки", а заодно повторим все, чему она нас научила.
- Кто сможет прочитать, что записано на доске? В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем. Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком.
- С помощью какой речи, устной или письменной, позвала нас "Азбука" на прогулку? (Письменной).
- В лесу всегда много интересных, неожиданных встреч. Рассмотрите картинку в "Азбуке". Кого встретили дети в лесу? Как произошла, по-вашему, эта встреча? (Девочка протянула руку, чтобы сорвать гриб, и вдруг гриб побежал...) Чем же занимался ежик? Как повела себя собака? А дети? Какую речь вы использовали в рассказе, устную или письменную? (Устную)
- В своей речи вы выразили несколько мыслей: сказали о детях, о собаке, о ежике. Что вы использовали для выражения каждой мысли? (Предложения). Скажите, выразив одну мысль - т.е. одним предложением, кого увидели дети? (Дети увидели ежика).
- А из чего образуются предложения? Кто должен подружиться, чтобы составить предложения? (Предложения образуются из слов). Определите, сколько слов в предложении "Дети увидели ежика" (хлопками). Какое первое слово? Второе? Третье? Как можно записать это предложение? Как обозначается каждое слово? - Итак, из чего же состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов).

2. Закрепление представления о слове как названии предмета
(Работа с "Азбукой").

3. Сопоставление слова как названия предмета и предложения как выражения мысли.
- Помните приятеля Незнайки охотника Пульку и его собаку Бульку? Он много бывает в лесу, хорошо знает жизнь диких животных. А для вас прислал загадки: Рыжая хозяюшка из лесу пришла, Всех кур пересчитала и с собой унесла.
- Назовите кто это? (Лиса). (Учитель выставляет картинку с изображением лисы). Запишем отгадку с помощью схемы. А для этого подумаем: "лиса" - это слово или предложение? (Верно, слово. Когда мы что-то называем - произносим слово. Выставляется схема. Умеющие читать могут выложить слово из букв).
- А это кто: По полю рыщет, Телят, козлят ищет. ( Далее проводится аналогичная работа: выставляется картинка, схема).
- Пулька спрашивает, а какие загадки о диких животных вы сами знаете? Скажем еще раз хором слова названия этих животных.(Лиса, медведь, волк). А еще Пулька просит придумать о каждом из этих животных предложение. Для этого нужно выразить какую-то мысль, сказать, что вы знаете о них. Что можно сказать о лисе? (У лисы пушистый хвост). А о волке? О зайце? - Незнайка тоже придумал свои предложения. Послушайте "Заяц спит в берлоге". Правильно? Кто же спит в берлоге? (Медведь). "У волка длинные уши". Так ли это? О ком можно так сказать? "Лиса ловко прыгает по деревьям". Согласны?

УРОК № 16 СЛОГ

1. Повторение о слове как названии предмета.
- Знакома ли вам эта красивая коробочка? (Мы собирали в нее слова). Да, это "Шкатулка слов". Сегодня снова будем собирать слова, но не любые, а только "вкусные". А для этого нужно назвать, что вы любите и отпустить в коробочку слово- полоску.
- Я тоже приготовила "вкусное слово": колобок. А почему оно вкусное, что это такое? Откуда вы это знаете? (Из сказки "Колобок").
- Вспомним эту сказку. Откройте "Азбуку".

2. Рассказывание сказки "Колобок" по картинкам.

3. Введение понятия слога. (На доске написаны четыре схемы слов).
- В этой сказке кроме "вкусного" слова встретились слова-названия диких животных. Какие? (Лиса, заяц, медведь, волк. Учитель выставляет под схемами соот- ветствующие картинки).
- А теперь послушайте, как я произнесу слово "лиса": ли-са. Я произнесла слово не сразу целиком, а по частям: ли-са. Повторите за мной слово по час- тям: ли-са. Мы как бы сложили слово из частей, поэтому каждая часть назы- вается слог, а части - слоги. Скажите хором: слог - слоги.
- Подсчитаем хлопками, сколько слогов? (Два). И слово-полоску я тоже разделю на две части, два слога - вот так. (Учитель ставит вертикальную черту -------+------¬).Скажите по слогам за мной: ли-са. (Разбирается слово L------+-------"заяц"). Сколько слогов? (Два). На сколько частей нужно разде- лить слово-полоску? (На две). За моей указкой назовите каждый слог: за-яц. - Какое следующее слово? (Медведь). Я слово-полоску разделю на два слога. Проверьте, правильно ли. (Дети хором, хлопая, проговаривают слово по слогам).
- Можно ли сказать по частям слово "волк"? Попробуйте: волк. Это слово произносится сразу, за один раз. Значит в нем один слог, и делить полоску не надо.
- Сколько же слогов в этих словах-названиях животных? (Два слога и один).
- А как нужно изменить слово "лиса", чтобы в нем стало три слога? Как можно сказать по-другому? (Лисица). Проверим: ли-си-ца. Как изменится схема слова? (Добавится еще одна часть). Назовите первый слог, второй, третий.

4. Упражнения в слоговом проговаривании.
- Поучимся делить на слоги и другие слова, но так, как бы это сделали звери - герои нашей сказки. - Заяц любит барабанить лапками, поэтому будем делить слова на слоги ударом ладошек о парту. (Учитель произносит целиком слово из сказки: "баба", "дед", "колобок", "катится" и др., а дети проговаривают их по слогам, изображая "ба- рабанную дробь" зайца). - Наверное, вы видели, как медведь ходит, переваливается с лапы на лапу. Будем делить слова на слоги, как медведь, - шагами. (Учитель называет остальные слова из сказки: "песенка", "ушел", "бабушка" и др.. Дети, встав из-за парты, проговаривают слова по слогам и изображают "медвежий шаг").

5. Подбор слов по схемам.
- Какие слова, кроме слова "колобок", для зверей-героев этой сказки тоже являют- ся "вкусными"? Попробуйте догадаться по схемам. А для этого подумайте, кто из зверей что любит. (На доске записаны схемы: -----+-----+-----¬ -----¬ -----+----¬ L----+-----+------ L----- L----+----- ). - Сколько слогов в первом слове? (Три). Подскажу, что третий слог такой. (Учи- тель подписывает под третьим слогом "та", умеющие читать - прочитывают). Значит, слово из трех слогов, последний "та". Что же это за слово? (Капуста). Для кого вкусное? (Для зайца). Проверим, скажем по слогам. Верно, три слога. Сложим их: назовите первый, второй, третий.
- Сколько слогов во втором слове? Кто догадался, что это за слово и чье оно? (Мед. Медведь любит мед).
- Сколько слогов в третьем слове? (Два). Подскажу первый. (Учитель подписывает под первым слогом "ры"). Как же можно закончить слово? (Рыба). Каков второй слог? ("Ба"). Сложим слово : ры-ба. Кто любит рыбу? (Медведь, волк, лиса).

УРОК № 18 ПОНЯТИЕ ОБ УДАРЕНИИ

1. Составление рассказа по сюжетной картинке в "Азбуке".

2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.
- Запишем схему предложения о мальчике: "Мальчик читает книгу". На что делится предложение? (На слова). Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три). Какое первое, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Что поставим в конце?

+--------¬ --------¬ -------¬ L--------- L-------- L------- . - А можем ли мы разделить слова на части. Как называются эти части, из которых как бы сложим слова? (Слоги).
- Произнесите первое слово по слогам, определите, сколько слогов. Как показать это на схеме? (Разделить слово-полоску черточкой на две части). (Далее анало- гичная работа с каждым словом, в результате чего схема принимает следующий вид: ----+---¬ ---+--+--¬ ----+---¬ L---+---- L--+--+--- L---+---- .

3. Упражнение в проговаривании по слогам.
- Хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Учитель показывает книгу А.Толстого "Приключения Буратино"). Вам знакома эта книга?
- А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу все слово целиком, а говорил по слогам. Давайте и мы покажем. Я буду папа Карло, а вы - Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы - по слогам. (Учитель пред- лагает слова: "папа", "рука", "Буратино", "рубашка" и др.).

4. Введение понятия ударения.
- Так как Буратино умеет говорить слова по слогам, сегодня он будет моим помощ- ником. (Учитель показывает детям куклу Буратино). Он хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги, и приготовил такое задание: "Поставьте слова парами". (На доске картинки - можно из орфографического словарика, например, "сахар", "завод", "автобус", "карандаш"). Нужно найти слова, в которых равное количество слогов. - Что нарисовано на этой картинке? (Сахар). Проговорите по слогам: са-хар. Сколько слогов? (Два). (Учитель записывает под картинкой схему). Что на этой картинке? (Автобус). Посчитайте, сколько слогов? (Три). Поставим ли в пару эти слова? (Нет). (Учитель располагает картинку отдельно, записывает схему слова. после анализа остальных слов картинки располагаются попарно, под каждой - соот- ветствующая схема: ----+---¬ ----+---¬ ---+--+--¬ ---+--+--¬ L---+---- L---+---- L--+--+--- L--+--+--- - Чем похожи слова в первой паре? (Имеют два слога). А одинаковы ли они по про- изношению? Вот послушайте, сахар. (Учитель акцентирует слог "са"). Какой из слогов произносится с большей силой голоса - т.е. более громко, протяжно? (Первый - "са"). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово, выделив ударный слог: сахар. На схеме ударный слог обозна- чается так. (Учитель ставит черточку). Это знак ударения. Какой же слог, первый или второй, является ударным? (Первый).
- Послушайте слово "завод". Какой слог произносится более громко, протяжно - т.е. с ударением? (Второй - "вод"). Произнесите слово, выделяя ударный слог. Как обоначим его на схеме?
- Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом уда- рения: в первом слове ударение в первом слоге, во втором - на втором). (Прово- дится аналогичная работа со второй парой слов, обозначается ударение на схемах).
- А можно ли изменить место ударения в слове "карандаш"? Например, перенести его на первый слог? Произнесите слово с ударением на первом слоге: карандаш. (Нет. Мы так не говорим). Перенесем ударение на второй слог: карандаш. (Так тоже не говорим). Значит в слове может быть только одно ударение, и, если пос- тавить его неверно, то слово станет неправильным, непонятным.

5. Закрепление.
- Вернемся на страницу "Азбуки". Посмотрите на схемы слов. Буратино спрашивает: "Чем они похожи и чем отличаются?" - Что изображено на картинках? Подберем к каждой схеме нужную картинку, правиль- но определив в словах ударный слог. А поможет нам не ошибиться "невидимка-моло- точек". О нем Буратино принес стишок: Ударный слог, ударный слог - Он назван так не даром. Эй, невидимка-молоток, Отметь-ка слог ударом.
- Когда мы будем произносить ударный слог, мы должны будем как бы ударить по нему невидимым молоточком. Попробуем. Произнесите по слогам слово "машина". (Ма-ши-на). Какой первый слог? Второй? Третий? А теперь взяли в руки невидимый молоточек. Произнесем слово целиком и ударим нужный слог. (Дети хором произно- сят слово, изображают взмахом руки "удар молотка"). Какой же слог ударный? (Второй - "ши").
- А как называется человек, который водит машины? (Водитель или шофер). Некоторые люди говорят неверно: "шофер". Нужно делать ударение на втором слоге: шофер. Ударим его молоточком.

6.Упражнения в определении ударного слога.
- Буратино очень любит игрушки и даже на уроке не может обойтись без них. Посмотрите, он принес кубики и палочки. Кубики будут обозначать слоги, а палоч- ка - наш ударный молоточек. Кто хочет начать игру? (Один ученик подходит к столу учителя и становится лицом к классу). Я называю слово "парта". Сколько слогов? Сколько кубиков нужно взять? (Ученик вместе с классом проговаривает слово по слогам, выставляет два кубика). Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдем ударный слог, ударим его молоточком. (Класс "ударяет" взмахом руки, ученик - палочкой по первому кубику). Какой же слог ударный? (Первый).
- Кто хочет продолжить игру?

УРОК № 19 СЛОГ И УДАРЕНИЕ

1. Работа по сюжетной картинке в "Азбуке". (У учителя в руке записка).
- Незнайка и Буратино расстроены: они получили от кого-то приглашение в гости, но прочитать его не могут? Кто им поможет? Вас сегодня ждет обед: Суп, блины и винегрет.
- Кто же ждет Незнайку и Буратино к обеду? Откройте "Азбуку".(Далее идет составление рассказа по картинке).

2. Упражнение в проговаривании по слогам с выделением ударного слога.
- Посмотрите на схемы слов-названий посуды. Какие из них состоят из трех слогов? (Кастрюля, тарелка). Проговорим эти слова по слогам, а Буратино вас проверит.
- Что означает черточка над вторым слогом этих слов? Вспомните для чего мы ударяли молоточком на прошлом уроке? (Это знак ударения, так обозначается ударный слог). Сегодня мы молоточком ударять не будем. Просто будем выделять голосом ударный слог - произносить его более громко, протяжно. Какой же слог нам нужно выделить голосом в этом слове? (Второй). Произнесем слово, выделяя голосом второй слог.
- В каких словах-названиях посуды два слога? (Кружка, чайник, стакан). Проговорите их по слогам. Эти слова похожи - в них два слога. Но можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, в словах "чайник", "кружка" под ударением первый слог, а в слове "стакан" - второй). Произнесите слова, выделив ударный слог.

4. Наблюдения за изменением слова при перемене места ударения.
- А можно ли изменить место ударения в слове "стакан"? Попробуем его перенести на первый слог: стакан. (Так не говорят).
- Попробуем взять другое слово. Для Незнайки и Буратино нужны две кружки. (Учитель помещает на доске рисунок двух кружек). Запишем схему слова "кружки". Определите, сколько слогов? Какой первый, второй? Какой под ударением? (На доске записывается схема ----+---¬ L---+---- ). Попробуем перенести ударение на второй слог. (Знак ударения на схеме переносится). Произнесите слово с ударени- ем на втором слоге. (Кружки). Получилось совсем другое слово. (Учитель помещает под схемой рисунок нескольких кружков). Видите, когда меняем ударение в слове - слово становится неправильным или совсем другим.

5. Подбор слов под схему.
- Можно бы уже звать Незнайку и Буратино за стол, да мама вдруг увидела, что на столе кое-чего из посуды не хватает. А чего - догадайтесь по схеме. Я только немножко подскажу: к чаю будут конфеты. Куда же их можно положить? (В вазу). Проверим, подходит ли это слово под схему? (Схема выносится на доску). Сколько должно быть слогов? (Два). Проговорим по слогам: ва-за. Какой слог на схеме под ударением? (Первый). А в слове "ваза"? (Первый).

6. Работа над речевой этикой.
- Теперь можно за стол. За столом следует вести себя культурно, поэтому напомним Незнайке и Буратино слова вежливости. (Приятного аппетита, спасибо, пожалуйста).

УРОК № 21 ЗВУКИ В РЕЧИ
Рекомендации к уроку содержатся в статье Н.Забровской, С.Г.Макеевой "Первые уроки по "Азбуке"
- "Начальная школа", 1989, № 6, с. 14-17.

УРОК № 23 (Первый час) ЗВУКИ В СЛОВАХ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1. Беседа по сюжетной картинке в "Азбуке".
- На прошлом уроке мы путешествовали с вами на поезде. Понравилось? Поедем дальше. (Звучит грамзапись "Голубой вагон".Дети, сидя, подпевают).
- Остановка. Посмотрите, где же мы остановились. (Открывается "Азбука"). Что вы видите за окошком поезда? Кто знает, что за птица сидит в гнезде? (Это аист). Послушайте - я расскажу о ней: "Аист живет на юге нашей страны. Обычно он вьет гнездо вблизи жилья человека и часто даже на крышах домов. Люди бережно относятся к этой птице. Они говорят, что аист приносит в дом мир и счастье".

2. Повторение о строении речи.
- В своей речи я использовала целый рассказ про аиста. А вы выскажите только одним предложением: кто же свил гнездо? (Аист свил гнездо). А теперь ответьте только одним словом: как называется эта птица? (Аист).
- Изучим это новое для нас слово. Определите, сколько в нем слогов. (Два). Какой первый? Второй? (Записывается схема ----+---¬ L---+---- ). Определите, какой слог под ударением. А для этого позовем аиста в наши края: "Аист!" Какой же слог произносится с большей силой голоса - более громко, протяжно? (На схеме ставится знак к ударения).

3. Физминутка "Танец аиста".
- Оказывается, аист любит танцевать. Он взмахивает крыльями, поднимает свои длинные ноги, вытягивает шею. Покажите, как он это делает.

4. Звуковой анализ слова.
- На прошлом уроке мы узнали, что человек, когда говорит, произносит звуки. Давайте определим, сколько звуков и какие произносим мы в слове "аист". Произнесите и послушайте первый слог: а... Сколько звуков вы слышите? (Один). Какой? (Звук а). Обозначим слог клеточкой. (Учитель под слоговой схемой выстраивает звуковую: ставит квадратик-звук, отмечает знак ударения, проводит слоговую черту). Произнесите и послушайте второй слог: и-с-т. Какие звуки слышите? (Звуки (и), (с), (т). Учитель соответственно выставляет квадратики-звуки второго слога). Сколько же звуков во втором слоге? (Три). А сколько всего звуков в слове? (Четыре). Глядя на схему, произнесем все слово, с выделением каждого звука.

5. Введение понятия гласного звука.
- Одинаковые или разные звуки в слове? (Разные). И произносятся они по-разному. Проанализируем первый звук в слове "аист". Какой это звук? (Звук (а). Произнесем и послушаем его. Громко или тихо произносится этот звук? (Громко). Громко с голосом. Понаблюдаем, как работают органы речи. Рот открывается широко, вдыхае- мый воздух проходит свободно, не встречая преграду во рту, ему ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Поэтому звук "а" легко потянуть, попеть. Попробуйте: а-а-а... Звук (а) называется гласным звуком, звуки похожие на него по произно- шению, называются гласными. Повторите: гласный звук. На схеме гласный звук обозначается красным цветом. (Учитель переворачивает квадрат-звук, окрашенной в красный цвет).
- А является гласным второй звук? Какой это звук? (Звук "и"). Произнесем его и послушаем. Громко или тихо он произносится, с голосом или без? (Громко, с голо- сом). Понаблюдаем, как работают органы речи. Рот открывается нешироко, но выды- хаемый воздух проходит свободно, без преград, во рту ничего не мешает. Поэтому звук легко произнести, потянуть, попеть: и-и-и... Раз звук (и) похож на звук "а" по произношению, как мы его назовем? (Гласный звук). Каким цветом его обо- значим? (Красным).
- Сколько гласных звуков в слове "аист"? Какие? (Звуки (а), (и).

6. Логическое упражнение "Птицы и насекомые".
- Аист - это птица. Чем отличаются птицы от животных? (У птиц есть крылья). Каких еще птиц вы видите за окошком поезда? А у кого еще, кроме птиц, есть крылья? (У насекомых). Догадайтесь, о каких насекомых идет речь: Они в тельняшке, как матросы. Кружатся над цветами ... (осы).

7. Физминутка "Осы кружатся".

8. Закрепление понятия "Гласный звук".
- Я произнесу слово "осы", а вы послушайте, каким звуком оно начинается. Каким же? (Звуком "о").
- Произнесите слово, выделив первый звук (о). Определите, гласный он или нет? Как будете рассуждать? (Повторяется образец рассуждения). Какого же цвета квад- ратик мы должны взять для обозначения? (Красного).

9. Обобщение.
- Какие же звуки называются гласными?
- Пора бы нашему поезду двигаться дальше. Но на светофоре тоже горит красный свет. Что это значит? (Путь закрыт, проезда нет). Придется задержаться на этой станции до следующего урока. * Примечание. На урок по изучению гласных и согласных звуков отводится два часа.