1. Начало урока.
- Здравствуйте, ребята.
(Учитель жестом показывает, чтобы ученики сели.
Дети садятся.)
- Как вы догадались, что нужно сесть?
- Мои руки вам помогли понять то, что я хочу
сказать.Мои руки не только пишут,
рисуют, стирают, они помогают мне общаться.
Давайте поиграем.Я буду показывать,
а вы попробуйте догадаться, что.(Думаю, слушаю,
болит зуб, сплю).
- Жесты, сопровождающие речь человека, дополняют
ее, делая речь более вырази-
тельной; они передают настроение человека даже
тогда, когда человек молчит.
2. Работа в парах.
- Придумайте, что-нибудь и покажите мне, а я
попробую догадаться.(Например:
прижатый палец к губам означает, что "надо
сидеть тихо" и т.д.).
3. Работа по картинке в Азбуке.
- На уроке в классе мы часто себе помогаем руками.
Рассмотрите (С.14).
Идет урок. Какой? Как догадались? Прочитайте 1
предложение. Что хочет узнать
учитель? Как ведет себя ученик у доски?
Посмотрите на первую парту, что
обозначают жесты учеников? Что делает ученик на
2-ой парте? Правильно ли он
подсказывает? Посчитаем. Поможем ученику у доски.
Нарисуйте ответы ( 3 яблока,
3 палочки, цифру 3).
- Что показывает мальчик, который сидит за
последней партой? Скажите, что в
поведении ребят вам не понравилось? Мы будем
брать с таких учеников пример?
Прочитайте второй вопрос.
- У некоторых жестов 2 значения. Я сейчас вам
покажу, а вы попытайтесь
догадаться. (Учитель обхватывает голову.) Ответы :
болит голова, страшно.
4. Физкультминутка.
5. Работа по картинке в Азбуке (С.15).
- Вам не знакомы те, кто сидят за партами?
- Подумайте, как они могли сюда попасть? (Ребята
фантазируют.)
- Что же делают Степашка, Каркуша и Филя?
- Прочитайте вопросы.
- Про кого можно сказать: клюет носом? А еще про
кого? (Про людей.) В каких
случаях так говорят? Что означают выражения "
ушки на макушке"," сидит как
ворона"?
6. Работа над многозначностью слов.
- Кто же учитель? ( Хрюша.) Где его рожица
нарисована? Нос у Хрюши мы можем
назвать пятачком, потому что он кругленький и
похож на монетку. Значит одним
словом "пятачок" можно сказать и про монетку
и про носик.
- Покажите мне свои ручки.
- Слово ручка имеет 3 значения : человеческая рука,
шариковая ручка для письма
и дверная ручка.
- Хрюша нарисовал загадку. Кто догадался какую?
Дорисуем Хрюшу.
- Ребята, а здесь есть еще одна загадка.
На доске печатный текст:
ПОСРЕДИ ДВОРА СТОИТ КОПНА : СПЕРЕДИ ВИЛЫ, А СЗАДИ
МЕТЛА.
- Про кого эта загадка? Как догадались?
- Разукрасьте и корову и двор.
7. Итог урока.
- Наш урок заканчивается.
- Что вы узнали о жестах? Сейчас проверю, как вы
сегодня слушали. Покажите мне,
что урок окончен. (Дети встают.)