[../../_private/navbar1.htm]

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
3 КЛАСС (1-3)

Палачева Елена Николаевна,
учитель нач. классов, сш.76,
г. Ярославль

Тема: Закрепление знаний об имени существительном как части речи. Морфологический разбор имен существительных.

Цели урока:

  1. Углубление знаний об именах существительных как части речи.
  2. Распознавание падежей по совокупности признаков.
  3. Знакомство с видами склонений.
  4. Отработка умения определять склонение имен существительных по роду и по окончанию.
  5. Проследить на примерах согласование имен существительных с именами прилагательными.
  6. Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.
  7. Совершенствование навыков работы на ПК.

 

ХОД УРОКА

  1. Постановка темы, цели урока.
    - Сегодня мы продолжаем разговор об имени существительном, совершенствуем морфологический разбор имен существительных.
  2. Словарная работа на компьютере (Текстовый редактор ТЕ-80, режим "Микрон").
    - Повторим написание словарных слов.
    Сем_на, пом_дор, к_пуста, к_ртофель, м_рковь, гурец, рехи, яг_да, ябл_ки, ур_жай, л_пата, город, агр_ном, х_зяйство, б_гатый, ов_щи.
    -
    Когда выполните работу, подготовьтесь рассказать об имени существительном по плану (на кодоскопе).
    План.
    Что это такое?
    Что обозначает?
    На какие вопросы отвечает?
    Какие постоянные признаки имеет?
    Как изменяется?
  3. Упражнения в определении склонения имен существительных.
    - Как называют изменение имен существительных по падежам?
    - Как изменяются при склонении имена существительные?
    Вывод. Изменение имен существительных по вопросам называется склонением.
    - Какие бывают склонения?
  4. 1 склонение 2 склонение 3 склонение
    м.р., ж.р.

    -а, -я

    м.р., с.р.

    Ё , -о, -е

    ж.р.

    Определите склонение имен существительных (работа с сигнальными карточками).
    Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.
    -
    Как определить склонение имен существительных?

  5. . Закрепление умения выполнять морфологический разбор имен существительных (ПМК "Русский язык 3").
  6. Озимь лежала бархатным ковром.
    В лесу цветут душистые ландыши.
    У берега растет высокий камыш.
    Огромная туча закрыла небо.
    Широкая река покрылась льдом.

    - Понаблюдайте со словами. С какой частью речи согласуется имя существительное чаще всего?
    - Закончив задание, садимся и выполняем задание из конверта.

    Составь и запиши предложение, вставив пропущенные буквы. Разбери по членам предложения. Подготовься объяснить.

    сина, в , превращается, ос_нью, кр_савицу

    - Каким членом предложения может быть имя существительное?
    - Назови слово, где звуков больше, чем букв.

  7. Согласование в роде, числе имен существительных и имен прилагательных.
    - С какой частью речи согласуется имя существительное в предложениях?
    - В чем согласуется имя прилагательное и имя существительное?
    - Выпишите из текста словосочетания имен существительных и
    имен прилагательных (на кодоскопе).
  8. Поет зима, аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Сто звоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    плывут в страну далекую
    седые облака.
    С. Есенин

  9. . Упражнения в написании окончаний имен прилагательных в словосочетаниях с именем существительным. (ПМК "Русский язык 3", игра "Стаканчик".)

Бел_ снег, летн_ дни, нов_ дома, любим_ стихи, протяжн_ вой, резинов_ мяч, столов_ ложка, весел_ человек, весен_ капель, син_ небо, верн_ друг, лис_ хвост, ребяч_ гам, гусин_ крик, камен_ дом, кисл_ ягода, красн_ флаг, сильн_ люди, жарк_ погода, свеж_ малина, свеж_ яблоко, хорош_ слова и др.

VII. Итог урока.
- Что повторяли об имени существительном?
- С какой частью речи согласуется имя существительное?

[../../_private/navbar1.htm]