ОЛИМПИАДЫ
Мы не будем останавливаться на анализе результатов олимпиад. Остановимся лишь на текстах заданий, которые предлагались ученикам. (* - примечание администратора сервера)Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глаз и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.
На заседании кафедры начального обучения Ростовской гимназии в 1997-1998 учебном году я выступила с сообщением об особенностях работы над задачей во втором классе, кафедра одобрила работу и порекомендовала разработать и провести в выпускных классах начальной школы. математическую олимпиаду с целью сравнения развития умственного и логического мышления учеников младшего школьного возраста.
Особенности этих олимпиад был следующие:
олимпиада заняла значительный промежуток времени - целый учебный год; | |
олимпиада была массовой, каждый ученик мог принять в ней участие; | |
олимпиада носила многоступенчатый характер - от масштаба отдельного класса до объединения классов всей параллели. |
Первая олимпиада была проведена в первом полугодии, а вторая в конце учебного года.
Тексты заданий взяты из журнала “Практика? Практика! Практика…” №2, 1998 год.
Задачи для Олимпиады были четырех 4 уровней трудности, которые оценивались соответственно 1, 2, 4, 6 баллами.
При подведении итогов использовался не только критерий “решено не решено”, а учитывались успешные, но не доведенные до конца попытки решения. В зависимости от того, на сколько близко подошел ученик к завершению решения задачи, он получал за нее любое возможное для данной задачи количество баллов ниже максимально возможного. Исключением являются наиболее простые из предлагаемых задач, успешное решение которых дает 1 балл. Их выполнение оценивается в целом, решил - 1 балл, не решил - 0 баллов.
Таким образом, чем сложнее задача, тем больше вариантов начисления баллов она имеет. Это очень важный фактор который позволил участникам олимпиады пробовать свои силы в решении наиболее трудных задач, не боясь уменьшить набранных в целом баллов.
ОЛИМПИАДА 1
Задача 1.
(1 балл)Ломаной из трех звеньев разделите прямоугольник ни 4 равных многоугольника.
Задача 2.
(1 балл)Два землекопа за 2 часа выкопали 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы?
Задача 3.
(2 балла)Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значении, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трехзначного число состоит из одинаковых цифр, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?
Задача 4.
(4 балла)Какое количество стульев можно расставить по 3 у каждой стены прямоугольной комнаты? (сделай чертеж)
Задача 5.
(6 баллов)В соревнованиях по лыжам! участвовали Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра пришел к финишу раньше Миши, но позже Олега. Володя и Олег не пришли друг за другом, а Саша не пришел рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. В каком порядке пришли к финишу мальчики?
Ответы:
1) Среднее звено ломаной делит прямоугольник на 2 равных прямоугольника, крайние звенья являются диагоналями этих' прямоугольников.
2) 2 землекопа.
3) 147, 111
4) 8 ,9,10.11,12
5) Первым к финишу пришел Олег, за ним Юра, за Юрой Володя, затем Миша и последним Саша.
ОЛИМПИАДА 2
Задача 1
До начала 18 века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел:
532 - ФЛВ
544 – ФМД
122 – РКВ
645 – ХМЕ
335 - ТЛЕ
Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ
Задача 2
Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одно и того же цвета. Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, Наф-Наф надел сиреневую шапку и куртку другого цвета. Как были одеты поросята?
Задача 3
Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Обезьяны набрали орехов поровну и понесли Маугли. По дороге они поссорились, и каждая обезьяна бросила в каждую по ореху. В результате они принесли орехов вдвое меньше, чем собрали. Сколько орехов получил Маугли? Задача 4
Число яблок в корзине – двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?
Задача 5
На лесной поляне собрались друзья. Попугай, Удав, Слоненок, Теленок, Котенок, Мартышка и Верблюжонок. Попугай начал всех мерить. Оказалось, что Слоненок длиннее Теленка на 3 попугая, Верблюжонок длиннее Мартышки тоже па 3 попугая, Теленок длиннее Попугая на 7 попугаев. Верблюжонок длиннее Котенка на 6 Попугаев, а все они вместе в точности укладываются на Удаве, длина которого, как известно, 38 попугаев. Вырази длину друзей в Попугаях.
Ответы:
1) 624, 232, 333.
2) У Ниф-Нифа курточка и шапка желтые, у Нуф-Нуфа шапка оранжевая, куртка сиреневая, у Наф-Нафа шапка сиреневая, оранжевая куртка.
3) 20 орехов. Обезьяны принесли столько орехов, сколько бросили друг в друга, а всего они бросили 4 * 5 = 20(орехов)
4) 30 яблок.
5) Удав - 38 попугаев
Попугай - 1попугай.
Теленок - 8 попугаев
Слоненок - 11 попугаев
Котенок - З попугая
Мартышка - 6 попугаев
Верблюжонок – 9 попугаев.