УРОВНИ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Проработав 20 лет по традиционной программе, у меня неоднократно возникал вопрос о недостаточном уровне сформированности у учащихся умений решать задачи.

Первая причина заключается в методике обучения, которая долгое время ориентировала учителя не на формирование у учащихся обобщенных умений, а на “разучивание” способов решения задач определенных видов.

Вторая причина кроется в том, что учащиеся объективно отличаются друг от друга характером умственной деятельности.

Анализ работ психологов позволил мне выделить уровни умения решать задачи младшими школьниками.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, неполно При этом он вычленяет разрозненные данные, внешние, зачастую несущественные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход её решения. Характерна ситуация когда, не поняв как следует задачу, ученик уже приступает к ее решению, которое чаще всего оказывается беспорядочным манипулированием числовыми данными.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данные и искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдаленные связи. Из-за отсутствия единой системы связей между величинами затруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем более разветвлена эта сеть, тем более вероятность ошибочного решения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

На основе полного всестороннего анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомыми Это позволяет ему осуществлять целостное планирование решения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения и выделить наиболее рациональный из возможных.

Три года я проработала по системе развивающего обучения Л.В Занкова. По математике я пользовалась учебниками И.И. Аргинской и тетрадями на печатной основе Е.П. Бененсон и Л.С. Итиной. Система преподавания включает в себя:

Цели Общее развитие: ума, воли, чувств, нравственных представлений.
Принципы
  1. высокий уровень трудности;
  2. ведущая роль теоретических знаний;
  3. прохождение материала более быстрым темпом;
  4. осознание процесса учения учащимися;
  5. работа над развитием всех учащихся.
Содержание Углубленно и расширено.
Средства
  1. Методы: многогранность, коллизий, вариативность, процессуальность.
  2. Формы: урок, экскурсии.
  3. Взаимодействие: ученик в системе субъект, ученик и учитель взаимодействуют; уважение к ученику.
Результат
  1. Контролирует процесс.
  2. Успеваемость: абсолютная (соответствие успехов учащихся требованиям программы); относительная (соответствие успехов уровню развития ребенка).

Работа над задачами, предложенная Аргинской И.И., помогла и научить детей читать задачу, осознанно выбирать действия для ее решения и даже решать так называемые нестандартные задачи.

А главное, дети стали думать и рассуждать, решая задачи, а не узнавать в каждой задаче ту, которую решали раньше.