РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Мы не будем останавливаться на сравнительном анализе усвоения понятия “задача”, проводившимся в традиционных классах и классах обучающихся по системе РО; приводить результаты замеров, диаграммы. Остановимся лишь на текстах заданий, которые предлагались ученикам. Тексты заданий педагог взял из “Избранных педагогических трудов” Л.В Занкова. (* - примечание администратора сервера)
Задание 1.
1. Для букета сорвали 7 ромашек и 8 колокольчиков. Сколько всего цветов сорвали для букета?
2. В корзинке лежало 15 огурцов. 9 огурцов вынули.
3. Миша нашел 4 белых гриба и 10 подберезовиков. Сколько подберезовиков нашел Миша?
4. 4 + 6. Сколько получится?
5. Ученики первого класса должны сделать 19 игрушек. Они уже сделали 11 игрушек. Сколько игрушек им еще осталось сделать?
6. На столе лежали ложки, вилки и ножи. Сколько всего на столе ложек, вилок и ножей?
Задание 2.
1. Когда от мотка ленты отрезали 9 м в нем осталось 17м. Сколько метров ленты было в мотке?
2. Мама принесла 3 кг яблок, 1 кг она положила в вазу.
3. У портного было 9 м сатина. Из 7м он сшил сарафаны. Найди остаток сатина.
4. Сколько флажков сделали ребята к празднику 1 Мая?
5. В саду посадили 19 яблонь и 23 вишни. Сколько посадили в саду яблонь?
6. Магазин продал в первый день 11 коробок карандашей. Сколько коробок карандашей продал магазин за два дня, если во второй день он продал 17 коробок карандашей?
Задание 3.
1. К бидоне было 14 л молока. Сколько литров молока отлили из бидона, если в нем осталось 5 л?
2. Маша взяла в библиотеке книгу, в которой было 47 страниц. В первый день она прочла 10 страниц, а во второй на 3 страницы больше.
3. В зал принесли 72 стула и расставили их в 8 рядов. Сколько стульев расставили в зале?
4. Отряд пионеров отправился в поход. В первый день пионеры прошли 15 км, во второй 17 км. Найди расстояние, которое прошли пионеры за два дня.
5. У учительницы были тетради в линейку и в клетку. Она раздала их ученикам. Сколько тетрадей получил каждый ученик?
6. Сколько денег заплатили за мишку и куклу, если мишка стоил 2 руб., а кукла в 3 раза дороже?
Задание 4.
1. Три звена вместе собрали 58 кг семян. Сколько семян собрало третье звено, если первое собрало 15 кг, а второе - на 4 кг больше?
2. Из двух городов навстречу друг другу вышли два автомобиля. Первый шел со скоростью 49 км/ч. Скорость второго на 6 км больше. Через 8 ч они встретились.
3. Школьники посадили за три дня 390 деревьев. В первый день они посадили 120 деревьев, во второй - на 5 деревьев больше, чем в первый. Сколько деревьев посадили школьники за три дня?
4. Периметр прямоугольника - 74 см. Вычисли площадь прямоугольники, если его основание равно 26 см.
5 Сколько тонн свекры собрали, если ее собирали с разных участков?
6. Какое расстояние проехал путешественник, если он сначала ехал 3 ч на лодке со скоростью 8 км/ч, а затем 4 ч на пароходе со скоростью 27 км/ч.
Задание 5.
1. Сколько израсходовали ткани на пошив 17 платьев, 29 блузок и 13 пальто, если на каждую блузку пошло 190 см ткани, на платье - в два раза больше ткани, чем на блузку, а на пальто - на 30 см меньше, чем на платье.
2. Из Москвы во Владивосток вылетел самолет. Первые 3 ч он летел со скоростью 950 км/ч, а остальной путь - со скоростью 1000 км/ч. Определи скорость, с которой летел самолет в первый час пути если расстояние от Москвы до Владивостока около 8000 км?
3. В одной рукописи было 240 страниц, в другой - 320 страниц, а в третьей - 480 страниц. Сколько потребовалось дней, чтобы при одной и той же производительности труда перепечатать все три рукописи, если третью рукопись перепечатывали на 4 дня дольше, чем вторую?
4. Чтобы сплавить по реке бревна их связывают в плоты. В мае сплавили 86 плотов, а в июле - 98 таких же плотов, и оказалось, что в июле сплавили на 2880 бревен больше, чем в мае.
5. Диванную подушку обшили шнуром. Вдоль ребра шнур пришивали гладко, а в каждом уголке сделали петлю. Сколько пошло шнура на обшивку подушки?
6 Найди длину каждого из двух кусков телеграфного провода, если их длина вместе равна 16 м и один кусок весит 1 кг 240 г, а другой - 1 кг 440 г.
Описание заданий
Каждое задание содержит шесть текстов. Некоторые из них являются задачами, остальные не представляют собой задач, так как в них отсутствует один или два необходимых признака (наличие условия, вопроса, данных и условия) Каждое следующее задание сложнее предыдущего. Усложнение текстов являющихся задачами, происходит за счет увеличения объема и усложнения структуры Усложнение структуры текста достигается, во-первых, перенесением части условия или всего условия в предложение содержащее вопрос задачи, и, во-вторых, выражением вопроса при помощи повествовательного предложения.
Усложнение текстов, не являющихся задачами происходит в основном за счет увеличения объема. Исключением являются тексты, не содержащие искомого. В них большую роль играет расположение числа и формального вопроса, в котором предлагается найти это число Так, как, в первом задании вопрос следует непосредственно за числом, в каждом следующем дистанция увеличивается и уже в четвертом задании достигает 16 слов.
Условия выполнения
Каждое задание выполняли все ученики класса. Работа проводилась следующим образом: преподавателем читался вслух каждый текст задания, ученики слушали его, обдумывали и ставили на листке знак “плюс”, если это задача, и знак “минус”, если это не задача.
Затем из каждого класса отбирались 6 учеников для индивидуальной беседы. Из них 2 хорошо успевающих, 2 средне успевающих и 2 слабо успевающих. Цель беседы: установить, на основании каких признаков выполнено задание. Для этого ученику еще раз читался каждый текст и предлагалось подумать и сказать задача это или не задача, а затем объяснить, почему ученик так думает. Никаких дополнительных, наводящих вопросов никому из учеников не задавалось.