ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Текстовые задачи являются важным разделом каждого курса математики. Не является исключением и система развивающего обучения Л.В. Занкова. Однако подход к задачам в ней существенно другой. Так, если в традиционной программе основным является овладение решением задач определенных типов, то в системе, направленной на общее развитие, осуществляется подход к тому, что можно назвать истинным умением решать задачи, которое выражается, прежде всего, в решении задач без соотнесения их со знакомыми, ранее отработанными типами, на основе распутывания той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче и перевода ее на язык математических отношений.

Такой подход становится возможным только тогда, когда у школьников в достаточной мере сформированы такие важные мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, выделение главного т. д.

Для формирования истинного умения решать задачи ученики, прежде всего, должны научиться работать с текстом: определить, является ли данный текст задачей, для чего выделить в нем основные признаки этого вида заданий и ее составные элементы, установить между ними связи, определить количество действий, необходимых для получения ответа на поставленный вопрос, выбрать действие и их порядок, обосновав их выбор. Именно эти вопросы образуют одну из двух основных линий работы с задачами в данном системе.

Вторая линия посвящена различным преобразованиям текста задачи и наблюдениям за теми изменениями в решении, которые возникают в результате этих преобразований. Сюда входят дополнения текстов, не являющихся задачами до задач, изменение любого из составных элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках, усложнение и упрощение исходной задачи, поиск особых случаев, приводящих к упрощению решения, установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи (особенно ценными в этой ситуации являются случаи, когда найденные задачи не идентичны по фабуле).