Занятие "Как вести себя в природе".

Тема: ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
  (3 класс)

Задачи: Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Содержание и методика. Педагог делит ребят на две команды и предлагает разным ученикам поочередно то из одной, то из другой команды оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и исправляют его ответы, если в этом есть необходимость. Команда соперников внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительное очко.

Ниже приведены короткие сюжеты, в которых дети должны разобраться.

  1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать, мальчики пошли в лес за лапником и. Вот и кострище есть.. Давайте разожжем, здесь, костер, - предложил Костя.
    - Зачем здесь? Идите вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
  2. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
  3. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. "Теперь моя будешь", - довольно сказал он.
  4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей.
  5. Ребята гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но тот так и не нашелся.
  6. Кто-то из девочек заметил: "Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче".
  7. Мальчики пробирались сквозь заросли водных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те называли "водяной лилией". "Пусть оценят нас, мы даже пиявок не испугались", - думал каждый.
  8. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха.
  9. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-нибудь подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. Брось её в воду и дело с концом.
  10. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
  11. После ужина осталась каша, все наелись и никто не хотел больше. "Брось её в костер", - предложил кто-то.
  12. Все уже были готовы идти, как вдруг кто-то из ребят увидел на темном стволе липы, где-то на уровне глаз, свежие надрезы: "4 "б" класс", номер своей школы. - Кто это додумался сделать? - спросил Юра. Никто не признался, тогда Юра взял нож и срезал надпись.

Это занятие нужно провести перед экскурсией или перед походом на природу. Ребята заранее осваивают правила поведения. Ребят только тогда можно считать готовыми к походу, когда каждый из них умеет правильно оценить любую ситуацию и знает элементарные правила поведения. Особенно тщательно готовят тех ребят, которым свойственно совершать непродуманные поступки.