Задачи:
Закрепить у ребят знания о культуре поведения в
природе. Учить их верно оценивать свои поступки и
поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый
воспитанник знал нормы и правила поведения в
природе и строго следовал им.
Содержание и
методика. Педагог делит ребят на две
команды и предлагает разным ученикам поочередно
то из одной, то из другой команды оценить
конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано
так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и
исправляют его ответы, если в этом есть
необходимость. Команда соперников внимательно
следит за обсуждением. Она заинтересована
дополнить или исправить отвечающего, чтобы
получить дополнительное очко.
Ниже приведены короткие сюжеты, в
которых дети должны разобраться.
Ребята поставили палатки. Теперь их
нужно обустроить, чтобы хорошо было спать,
мальчики пошли в лес за лапником и. Вот и кострище
есть.. Давайте разожжем, здесь, костер, - предложил
Костя.
- Зачем здесь? Идите вон под то дерево, там уютнее,
- возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда
девочки показали, выкопали яму, землю откинули
подальше, чтобы не мешала. Нина неожиданно
увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять
аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она
осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь,
полюбовалась им, а потом вернула его на место.
Ребята увидели на траве птенца, не
умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из
которого он выпал, но не нашли и решили взять его
с собой.
Неожиданно прямо перед ними
появилась белка. Один из мальчиков изловчился и
накрыл её шапкой. "Теперь моя будешь", -
довольно сказал он.
Мальчик вынул из кармана спичечный
коробок, приоткрыл его и осторожно придерживая
тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой
трофей.
Ребята гуляли со щенком по лесу и
вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его,
кричали, но тот так и не нашелся.
Кто-то из девочек заметил: "Что-то
тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем.
Надо транзистор включить погромче".
Мальчики пробирались сквозь заросли
водных растений сначала по илистому дну, а потом
вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам
белоснежную кувшинку, которую те называли
"водяной лилией". "Пусть оценят нас, мы
даже пиявок не испугались", - думал каждый.
Ребята вырыли под кустом яму и
сложили в неё весь мусор, который остался после
их отдыха.
Вадим ходил по поляне с пустой
жестяной банкой в поисках чего-нибудь
подходящего, чтобы завернуть её и положить в
рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал
он. Брось её в воду и дело с концом.
На земле валялась бумага, прозрачные
мятые пакеты, сломанные пластмассовые
стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это
и сожгли на костре.
После ужина осталась каша, все
наелись и никто не хотел больше. "Брось её в
костер", - предложил кто-то.
Все уже были готовы идти, как вдруг
кто-то из ребят увидел на темном стволе липы,
где-то на уровне глаз, свежие надрезы: "4
"б" класс", номер своей школы. - Кто это
додумался сделать? - спросил Юра. Никто не
признался, тогда Юра взял нож и срезал надпись.
Это занятие нужно провести перед
экскурсией или перед походом на природу. Ребята
заранее осваивают правила поведения. Ребят
только тогда можно считать готовыми к походу,
когда каждый из них умеет правильно оценить
любую ситуацию и знает элементарные правила
поведения. Особенно тщательно готовят тех ребят,
которым свойственно совершать непродуманные
поступки.