Экологическое образование и воспитание в традиционной системе
обучения (1 -4) по учебнику Клепининой З. А.

3 класс (1 - 4)

         Основную роль в экологическом образовании младших школьников, в традиционной системе обучения, играет курс природоведения. Он не представляет собой основ какой-нибудь одной науки, а содержит элементы знаний из различных областей географии, биологии, физики, химии, экологии. Этот курс включает интегрально научные знания о природе. Поэтому именно на уроках природоведения возможно заложить у детей основы целостного представления о природе, помочь осознать себя частью природы.

Решение задач предмета “Природоведение” осуществляется прежде всего через урок, на котором формируются в основном первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младших школьников.

Тема урока

Природоведческие

понятия

Экологические знания

программный материал

Экологические знания

углубленное изучение

1. Введение в курс природоведения. Представления о природе в целом, живой и неживой природе. Необходимость охраны природы. Взаимосвязи в природе: тепло, свет, вода, воздух необходимы живым существам; растения очищают воздух, являются пищей для животных.
2.Термометр. Температура воздуха. Термометр, его строение и назначение. Виды термометров, правила пользования.   Значение температуры окружающей среды для растений, животных, человека.
3. Части растений. Разновидности растений: деревья, травы, кустарники; декоративно-травянистые растения. Части растений. Растения - пища для животных и человека. Корень дышит воздухом из почвы, поглощает воду и растворимые в ней соли. Роль животных в рыхлении почвы, распространении семян растений. Дыхание растений. Роль растений в охране почвы.
4. Осенние изменения в природе (экскурсия). Лиственные и хвойные растения. Отличие деревьев от кустарников. Разнообразие растений.   Роль природы в жизни людей (красота осеннего парка, оздоровительная роль, радость познания природы). Правила поведения в природе.
5. Осень пришла. Представления о характерных признаках лета и осени в неживой природе.   Правила поведения во время грозы.
6. Растения летом и осенью. Листопад, его причины. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Охрана несъедобных грибов. Влияние похолодания и уменьшения светового дня на состояние растений. Грибы - не растения.
7. Насекомые и птицы летом и осенью. Жизнь насекомых и птиц летом. Перелетные птицы, причины перелета птиц. Связь изменений в жизни насекомых и птиц с изменением в неживой природе. Насекомоядные и растительноядные птицы. Связь изменений в жизни насекомых и птиц с изменениями в жизни растений. Приспособленность насекомых к условиям жизни, птиц к условиям жизни. Цепи питания: овощные растения - тля - божья коровка; растения - гусеницы - кукушка. Приспособленность насекомых к условиям жизни, птиц к условиям жизни. Цепи питания: овощные растения - тля - божья коровка; растения - гусеницы кукушка. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Правила поведения в природе.
8. Дикие животные летом и осенью. Первоначальное представление о диких животных. Жизнь животных летом. Подготовка диких животных к зиме. Забота животных о потомстве. Приспособленность диких животных к зимним условиям. Растительноядные, насекомоядные. хищные, всеядные животные. Цепи питания: дубы - лесные мыши - совы; осины - зайцы - лисы. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания, отрицательные последствия этого явления. Правила поведения в природе.
9. Домашние животные летом и осенью. Понятие о домашних животных и их разнообразии. Пастбище. Жизнь домашних животных летом. Изменения в жизни домашних животных осенью. Роль домашних животных в жизни человека.

Ответственность человека за домашних животных.

Домашнее задание: рассказ детей о своих питомцах “За что я люблю ...”.
10. Труд людей летом и осенью. Летний и осенний труд людей.

Разнообразие с/х техники.

Связь труда людей с изменениями в неживой и живой природе. Необходимость употребления в пищу овощей и фруктов - источника витаминов. Значение растениеводства и животноводства для человека и животных. Вредное воздействие химических удобрений на живые существа.
11. Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья. Закрепление знаний об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью. Закаливание с помощью воды, воздуха и солнца. Чем опасно для человека переохлаждение. Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья людей. Влияние загрязнений воздуха на организм человека.
12. Летние и осенние изменения в природе. Обобщение знаний. Установление взаимосвязей между отдельными элементами живой и неживой природы. Д/з изготовление книжки-самоделки “Осень”.
13. Идет зима. Изменения в неживой природе зимой. Оттепель, наст, гололедица. Значение снегового покрова для растений: снег - одеяло. Опасность образования наста для животных.
14. Снег и лед. Физические свойства снега и льда. Изморось, иней, гололед.   Загрязнение снега выбросами предприятий.
15. Зимняя экскурсия. Наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе. Подкармливание птиц зимой. Роль природы в жизни людей (красота зимнего парка, оздоровительная роль, радость познания природы).
16. Лиственные и хвойные растения зимой. Состояние лиственных и хвойных растений зимой. Роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания (пшеница. клюква, земляника). Выращивание растений в теплицах, условия жизни растений в теплицах. Приспособленность растений к суровым условиям зимы.
17. Комнатные растения. Понятие о комнатных растениях, их разнообразии. Значение комнатных растений, уход за комнатными растениями. Особенности жизни некоторых растений (алое, кактус, традесканция, аспидистра) в жарких странах и в условиях дома.
18. Птицы зимой. Представления о зимующих, оседлых, кочующих птицах, их жизни зимой. Приспособленность зимующих птиц к питанию зимой: строение и форма лап, клюва. Забота о птицах. Роль птиц в охране растений.

Д/з сочинение о птицах “Удивительный мир птиц”.

19. Как разные животные зимуют. Представление о жизни зимой диких зверей, рыб, некоторых земноводных, змей. Связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений. Приспособленность животных к суровым условиям зимы. Необходимость подкормки животных, прорубей для дыхания рыб подо льдом. Изменение численности диких животных под влиянием неумеренной охоты (на конкретных примерах).
20. Жизнь домашних животных зимой. Изменения в жизни домашних животных зимой по сравнению с осенью. Рождение детенышей. Связь изменений в жизни домашних животных с неживой природой и жизнью растений. Ферма - источник загрязнений водоемов. Влияние условий содержания домашних животных на количество с/х продукции.
21. Труд людей зимой. Представления о зимнем труде людей. Техника для задержания снега на полях. Связь зимнего труда с изменениями в неживой живой природе. Использование горючих природных богатств для отопления помещений. Необходимость вывоза органических удобрений на поля.
22. Охрана и укрепление здоровья. Одежда людей в зимнее время года. Связь мероприятий по охране и укреплению здоровья зимой с состоянием неживой природы. Зимние виды спорта как источники закаливания людей. Первая помощь при обморожениях.
23. Зима в природе (обобщающий урок). Викторина. Характерные признаки зимы в неживой и живой природе (закрепление). Взаимосвязь зимних явлений в природе и труда людей. Викторина “В лес по загадкам”.
24. Здравствуй, весна! Представления о признаках весны в природе. Ледоход.   Помощь животным во время ледохода.
25. Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой весной. Связь изменений в неживой природе и изменений в живой природе весной. Красота природы во время весеннего пробуждения ото сна. Губительное воздействие вытаптывания на раннецветущие растения.
26. Растения весной. Понятие о раннецветущих растениях (подснежники), их разнообразии. Сокодвижение у деревьев и кустарников. Связь изменений в жизни растений с изменениями в неживой природе. Правила сбора сока деревьев. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих травянистых растений под влиянием сбора человеком. Охрана растений. Раннецветущие растения, занесенные в Красную книгу Ярославской области.
27. Насекомые и птицы весной. Возвращение из теплых стран перелетных птиц. Выведение птенцов.

Разнообразие птичьих гнезд.

Правила поведения в природе в отношении птенцов птиц. Подкормка птиц весной. Роль птиц в защите растений, роль растений в защите насекомых и птиц. Причины разных сроков возвращения перелетных птиц. Охота на птиц.

28. Кто как весну встречает. Изменения в жизни диких животных весной: линька, выведение детенышей. Влияние изменений в неживой природе и жизни растений на жизнь животных. Правила поведения в природе во время выведения животными детенышей. Приспособление к условиям обитания (окраска шерсти). Уменьшение численности животных под влиянием вырубки лесов, рыбной ловли.
29. Домашние животные весной. Изменение в жизни домашних животных весной. Сбор и использование птицами выпавшей шерсти домашних животных. Проблема вытаптывания невыросшего травянистого покрова стадами домашних животных на пастбищах (Анализ рассказа “Нужны ли пастбищу овцы” Танасейчука).
30. Развитие растений из семени. Фазы развития растений из семени.   Условия необходимые для прорастания семян (опыты). Распространение семян животными (фиалка, незабудка, чистотел и др.).
31. Как размножают растения. Размножение растений с помощью корня, стебля, луковиц, клубней.   Необходимость размножения растений как корма для животных, пищи для людей, как источника красоты окружающего мира.
32. Труд людей весной. Весенний сев, подготовка почвы к посеву, уборка на городских улицах.   Причины разрушения почв: вырубка лесов, распашка больших пространств. Причины истощения почвы: неправильный севооборот, не использование удобрений; умелое применение неорганических удобрений. Объяснение причины, почему нельзя сжигать опавшие листья.
33. Весна в природе (обобщающий урок). Характерные признаки весны в природе (закрепление). Изменение труда людей в связи с изменениями в природе весной. Викторина “Маленькие тайны весенней природы” (См. Приложение).
34. Сезонные изменения в природе. Впереди лето. Периодическая смена сезонных явлений в природе. Практические указания к выполнению летних заданий. Закрепление знаний по охране природы в каждое время года. Указания об оформлении и сборе материала для книжки-малышки “Где я был, что видел, как помог природе”.

Урок- викторина “ Весна в природе”

(обобщение по разделу)

Цель урока: обобщить знания детей о характерных признаках весны в неживой и живой природе, их взаимосвязи и влиянии на труд людей, об охране природы весной.

I. Сообщение темы урока.

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)

Обобщим знания о весне в неживой и живой природе, труде людей весной.

II. Работа с “Дневниками наблюдений”.

- Сколько времени продолжалась весна?
- Какой из весенних месяцев был самым теплым?
- Какой месяц самый дождливый?
- В каком месяце наблюдались грозы?

III. Викторина “Весна в природе”.

Солнце 21 марта ровно полсуток побывало на небе. Потом солнце все дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь - уменьшаться, тепло - прибывать.

Первой победой весны В. Бианки считал весну полевую. Она начиналась, когда на полях появились проталинки. Обрадовались весне птицы, прилетели.

1. Какие птицы прилетают к нам первыми?
2. Какая птица, прилетающая к нам весной, умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
3. Почему скворцов называют лучшими друзьями человека? (уничтожает вредителей)
4. Объясните народную примету:
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к . . . лету.
5. Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Мухи, божьи коровки, пчелы, бабочки крапивницы, лимонницы, муравьи - зимуют во взрослом состоянии.)
6. Почему нельзя делать птичьи домики из фанеры?
Еще не кончилась весна полевая, не все поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление - на самые крепкие укрепления зимы - водоемы. Идет весна речная.
7. Какие птицы ждут не дождутся освобождения водоемов от льда?
8. Объясните значение слов ЛЕДОХОД и ПОЛОВОДЬЕ.

А реки, освободившись ото льда, поднимаются все выше и выше. Люди говорят: “Вот и весенний разлив. Напоит землю вода”. Это вторая великая победа солнца, вторая весна - весна речная.

Закутается лес зеленым туманом, все певчие птицы вернутся на родину, зацветут цветы. Это будет третий решительной победой солнца. Это третья весна - весна лесная.

Как чуток ветки сон сторожкий!
Лучом пригретые едва,
Отдать дымок спешат сережки,
Пока спеленута листва.
(А. Твардовский)
 

9. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев?
10. Почему ольха и орешник названы пылящими растениями?
11. Что означает “плач” березы весной?
12. Почему у березы молодые листочки клейкие?
13. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?
14. Кроссворд “Растения весной”.

Занесем все растения в кроссворд и узнаем, чем полезны все эти растения.

1. Иллюстрация. 6. Иллюстрация.

2. Это растение называют “цветок - букетик”. Почему?

3. Иллюстрация. 7. Листочки похожи на копытце.

4. Иллюстрация. 8. Раннецветущее дерево.

5. Будто снежный шар бела, 9. Раннецветущее растение имеет три названия.

По весне она цвела, названия: баранчики, золотые

Нежный запах источала, ключики. Какое третье название? А когда пора настала

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Ответы: 1 - ландыш, 2 - медуница, 3 - фиалка, 4 - одуванчик, 5 - черемуха, 6 - кислица, 7 - копытень,

8 - ива, 9 - первоцвет.

- Чем полезны все эти растения?
- Как их можно назвать? (Лекарственные)
Горел в траве росистой фонарик золотистый,
Потом померк, потух и превратился в пух.

- Вид какого цветка очень точно передан в загадке? (Рассказ учителя об одуванчике: объяснение названия, лекарственное значение, когда зацветает, предсказывает время и погоду, любимое растение коров и коз.)

Инсценировка “Рассказ доктора Витаминки и медсестры Капельки”
(исполняют дети)

- Узнаем, как можно использовать некоторые растения весной, послушав рассказ доктора.

Доктор: - Я расскажу вам о том, каким полезным растением является одуванчик. В его листьях ученые нашли витамины А, В, С. Весной, когда овощей и фруктов мало, полезно есть салат из одуванчика. Салат делают из молодых листочков одуванчика и зеленого лука.

Медсестра: - Доктор Витаминка, но листья одуванчика очень горькие, как же их есть?

Доктор: - Чтобы листочки не были горькие, их вымачивают полчаса в подсоленной воде.

Медсестра: - А я знаю, что салаты делают еще из листьев первоцвета и крапивы.

Учитель: - Да, хоть крапива и не цветет весной, зато листочки у нее появляются очень рано. Но, наверное, невкусно есть листочки растений, не заправленные никаким соусом?

Медсестра: - Можно делать салаты со сметаной, майонезом, растительным маслом, добавлять кусочки вареной свеклы.

Учитель: - Что еще готовят в пищу из этих растений?

Медсестра: - Я слышала, что пьют сок и сироп из крапивы. Неужели они сладкие?

Доктор: - Да, если добавить мед, то напитки будут очень вкусными.

Ученик: - Скажите, пожалуйста, доктор, а конфеты можно делать из этих растений?

Медсестра: - Конфеты нет, а вот варенье из цветков и бутонов одуванчика варят многие, а поджаренные корни похожи по вкусу на кофе. Напиток из них очень полезный.

Учитель: - Спасибо, доктор Витаминка и медсестра Капелька, за интересные сведения.

По словам В. Бианки, во время третьей весны происходят изменения и в жизни диких зверей.

15. У каких зверей весной появляются детеныши?

16. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3 - 4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

17. Почему особенно весной нельзя в лесу шуметь, включать магнитофоны?

18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

19. Почему весной на лошадях и коровах можно увидеть птиц?

20. Объясните пословицу : “Весенний день год кормит”.

21. Какие виды труда выполняют люди в городе, селе?

IV. Итог урока.

- Подведение итогов викторины, поощрение участников.

Работа по экологическому образованию третьеклассников проводилась на основе материала традиционного учебника, но система дополнительных экологических знаний, спланированная на весь учебный год, не является пустой тратой времени и не пропадает даром. Ученики экспериментального класса поднялись на ступеньку выше, по сравнению со своими ровесниками из параллельных классов.