Факультативный курс
“Удивительный мир природы”

Мильто Н. Н.,
учитель начальных классов,
сш. № 4, г. Углич

3 класс (1 - 4)

Вашему вниманию предлагается факультативный курс “Удивительный мир природы”, который призван углубить знания детей и расширить их представления о взаимосвязи человека и природы на основе дополнительного к учебнику “Природоведение” (автор: З.А. Клепинина) материала. По возможности большинство тем факультативных занятий является продолжением тем уроков, материал изучается параллельно.

Тема

Содержание

Экологические вопросы

1. Что такое окружающая среда. Что изучает экология. Окружающая нас среда. Взаимосвязи в окружающей среде. Показ на локальном уровне вреда, оказываемого людьми на природу во время прогулок, походов.
2. Солнце, его значение. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Солнце - ближайшая к Земле звезда, источник тепла для живых существ.

Теплолюбивые (кукуруза, фасоль, огурцы, томаты) и холодостойкие (морковь, салат, редис) растения.

Годы повышенной солнечной активности, дни магнитных бурь, их влияние на жизнь природы.

Различие в уходе за этими растениями.

3. Без билета по белу свету. Внешний вид семян растений, встречающихся в нашей местности, способ их размножения. Приспособление семян к условиям распространения, роль ветра в распространении семян с парашютиками: одуванчик, кипрей, валериана; крылышками: клен, ольха, сосна, ель. Роль животных в распространении семян чистотела, фиалки, незабудки.
4. Открываем жизнь в почве. Дождевые черви и кроты - представители животных почвы, особенности строения и образа жизни. Роль в поддержании почвенного плодородия.
5.Паукообразные Отличие пауков от насекомых. Разнообразие пауков: крестовик, скакун, волк, бокоход. Способ питания. Роль пауков в уменьшении численности вредителей сада, поля, леса. Пауки - “хамелеоны”. Защита пауков и паутины.
6. Лекарственные растения. Разнообразие лекарственных растений нашей местности: пижма, тысячелистник, календула, пастушья сумка, мать-и-мачеха, их свойства. Правила сбора лекарственных растений. Охрана лекарственных растений. Выращивание календулы в огороде.
7. Насекомые - друзья, насекомые - враги. Насекомые - вредители: комар, слепень, муха, тля, златоглазка.

Насекомые - хищники: стрекоза, жужелица, божья коровка, муравей.

Использование ядов в борьбе с насекомыми, вредное воздействие химии на живую природу.

Биологические методы борьбы с вредными насекомыми.

8. Дуб и все вокруг него. Дуб - представитель смешанного леса. Ярусы дубрав. Дубы - долгожители. Использование дубовой древесины в хозяйстве. Требования дуба к условиям произрастания: теплолюбивое, средне теневыносливое, засухоустойчивое, требует плодородных почв.

Роль птиц в размножении дубрав.

Пищевая цепь: желуди - птицы, желуди - мыши - совы.

9. Козы “съели”

остров.

Коза - представитель жвачных животных. Козоводство - отрасль животноводства.

Значение разведения коз для человека.

Борьба с козами в Турции, Индии, Югославии, Италии. Исключительная прожорливость коз вредит растительности многих местностей. Строгий контроль за увеличением числа коз.
10. Меню Робинзона. Советы туристам.

Съедобные растения леса: гриб чага, кислица, лопух, иван-чай, ягоды.

Пополнение организма витаминами в походе. Способ приготовления чая из чаги, кисличного напитка, повидла из корней лопуха, салата из листьев иван-чая.

Задача каждого культурного человека - знать растения, уметь с ними обращаться, разумно использовать.

11. Путешествие в лес. Осина - близкая родственница тополя, ее возраст, размеры, значение для человека. Светолюбивое, требовательное к влаге и почве, зимостойкое растение.

Приспособленность семян к распространению. Осина - кормовое растение для лосей, зайцев, бобров.

12. Прогулка в парк. Сведения о рябине, ее внешнем виде, размерах, значении для человека.

Соседи - любители рябины.

Зимостойкое, засухоустойчивое, теневыносливое дерево. Почвоулучшающая порода. Губительное воздействие листьев рябины на развитие гнилостных бактерий в овощехранилищах. Помощь дроздов, свиристелей в расселении рябины.
13. Роль света в жизни растений. Светолюбивые и теневыносливые растения. Необходимость света для нормального роста и развития растений. Теневыносливые растения: незабудка, лилия, папоротники, мышиный горошек, девясил;

Светолюбивые растения: арбуз, дыня, горох, малина, васильки.

Избыточный свет - причина стрелкования некоторых овощных культур.

14. Вода и жизнь. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Физиологическая роль влаги.

Время полива растений.

Влаголюбивые растения: хвощ, капуста, лук, клюква;

Засухоустойчивые растения: перекати поле, саксаул, чистяк. Приспособленность к условиям жизни.

15. Хвойные деревья нашего леса (экскурсия). Биоценоз смешанного леса.

Ель и сосна - значительные компоненты лесного биоценоза. Значение ели и сосны для человека.

Следы жизнедеятельности белки, дятла, клеста. Ель - требовательное к влаге, теневыносливое, морозостойкое дерево. Сосна - светолюбивое, экологически пластичное дерево, не выносит задымленного воздуха. Симбиоз сосны с грибницей.
16 - 17. Подготовка к утреннику. Конкурс рисунков на экологическую тему, выпуск стенгазеты “Красная книга”.  
18. Неделя экологии в школе. Утренник “Родная природа”.    
19. Кошки. Ягуар, пума, гепард, тигр, лев.

Особенности кошачьих.

Кошки в опасности! Охрана кошачьих, причины исчезновения животных. Приспособленность кошек к условиям обитания.
20. Живые существа, которым угрожает исчезновение. Животные: снежный барс, тюлень, усатый кит, фламинго, лосось, осетр. Уменьшение числа животных под влиянием деятельности человека. Меры по охране животных, осуществляемые учеными.
21. За что животным ставят памятники. Памятники в Англии и Германии “Последнему убитому волку”, на о. Радос в Греции - оленям, истребившим всех ядовитых змей на острове, в Бостоне - воробьям, истребившим вредных гусениц; собакам. Благодарность животным, спасшим людей от голода, смерти, болезней.

Сведения о пересмотре в России отношения к совам, коршунам.

Особая благодарность собакам.

22. Охраняемые природные территории. Обитатели Дарвинского заповедника. Разнообразие животных и растений. Охрана редких животных: ястреба-тетеревятника, рыси, ушастой совы, енотовидной собаки, орлана-белохвоста. Растения: подъельник, вереск. Мероприятия, проводимые в заповеднике. Влияние созданного моря на природу.
23. Экологические катастрофы. Авария судна с нефтью.

Боль природы - Байкал.

Последствия экологических ошибок людей.

Рисование плаката “Природа заболела”.

24. Боль природы - Волга. Волга - великая река России, ее исток, притоки, устье. Рыба, живущая в реке. Значение реки для человека. Отравление воды вредными выбросами (на конкретных примерах). “Клад” на дне реки. Болезни, вызванные грязной водой. Браконьерство. (По материалам периодической печати.)
25. Экскурсия на водоем. Знакомство с миром земноводных, их размножением. Изменения в жизни жаб, лягушек, их связь с изменениями в неживой природе. Истребление земноводными вредных насекомых. Охрана земноводных.
26. Охраняемые растения нашей местности. Ландыш, купальница европейская, кувшинка белая. Приспособления к условиям обитания, легенды и сказания,

связанные с этими растениями.

27. Разорители птичьих гнезд. Истребление потомства птиц. Влияние кошек, белок, кукушек, скворцов, дятлов, соек, сорок, ворон на уменьшение количества пернатых. Удивительное отрицательное отношение птиц к своим собратьям.
28. Серый разбойник и рыжая плутовка. Углубление знаний детей об отношениях в волчьей стае, лисьей семье, их питании, повадках. Приспособленность лисы к добыче пищи в разных природных условиях.

Искусственное разведение лисиц. Значение волка в истреблении больных животных, лисы в истреблении грызунов.

29. Колорадский жук. Внешний вид жука, этапы его развития. Вред, наносимый жуком с/х, биологический и химический методы борьбы, фантастическое умение приспосабливаться к условиям жизни. Лечебные свойства жука, рецепты медицины.
30. Насекомые-опылители. Внешний вид пчел, шмелей, бабочек, этапы развития насекомых. Роль насекомых в опылении растений. Искусственное опыление овощных культур. Привлечение насекомых-опылителей в сады и огороды.
31. Как растения и насекомые себя защищают. Растения, снабженные оружием, произрастающие в нашей местности и в других странах.

Насекомые, защищающие себя: божья коровка, муравей, колорадский жук.

Защитные приспособления как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (жгучие волоски крапивы, шипы розы, шиповника, малины). Охрана растений и насекомых (изготовление знаков - практическая работа).
32. Таинственные травы пустырей. Углубление знаний детей об известных травянистых растениях: подорожник, чистотел, щавель, птичья гречишка, репейник. Приспособленность растений к условиям произрастания, размножения.

Лекарственное значение растений.

33. Отравление дикорастущими ягодами. Знакомство с ядовитыми растениями: белладонна, белена черная, ландыш, волчье лыко, паслен, вороний глаз. Защита редких ядовитых растений.

Первая помощь при отравлениях.

34. Майский жук и его родня. Углубление знаний о майском и говорящем жуках. Разнообразие жуков на Земле.

Размножение майского жука.

Красота майского жука.

Приспособление жуков к условиям жизни.

Защита жуков.

Экология - наука о бережном отношении к своему дому - Земля, т.к. она изучает взаимосвязь организмов с окружающей средой. Ведь мы хотим быть здоровыми, жить долго, и детям нашим нужен дом с чистым и свежим воздухом, дом, в котором живет жизнь. Природу мы привыкли покорять, а она нуждается в нашем познании. Конечно, 7 - 8 летние дети глубоко познать ее не могут. Но ученики 3 класса понимают связи, лежащие в основе сезонных изменений в жизни растений и животных, могут объяснить некоторые особенности приспособленности живых организмов к условиям окружающей среды, знают большинство правил поведения в природе и причины их соблюдения, представляют вредные факторы воздействия человека на природу.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения ребенка, первый шаг в этом направлении уже сделан. Дети, занимаясь по традиционному учебнику природоведения, получают дополнительные экологические сведения, посещают занятия факультатива “Удивительный мир природы”, им постоянно внушается, что любить природу - значит творить добро, они задумываются над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала еще краше, зеленей, богаче. Давая первые знания о разумном природоиспользовании, считаю, что воспитываю человека - гражданина, ведь экологическое образование - элемент общего образования.

По словам В.А.Сухомлинского, “чувство хозяина родной земли - важнейшее патриотическое чувство, которое надо утверждать в юных сердцах”.