3 класс (1 - 4)
Вашему вниманию предлагается факультативный
курс “Удивительный мир природы”, который
призван углубить знания детей и расширить их
представления о взаимосвязи человека и природы
на основе дополнительного к учебнику
“Природоведение” (автор: З.А. Клепинина)
материала. По возможности большинство тем
факультативных занятий является продолжением
тем уроков, материал изучается параллельно.
Тема |
Содержание |
Экологические вопросы |
1. Что такое окружающая среда. Что изучает экология. | Окружающая нас среда. | Взаимосвязи в окружающей среде. Показ на локальном уровне вреда, оказываемого людьми на природу во время прогулок, походов. |
2. Солнце, его значение. Теплолюбивые и холодостойкие растения. | Солнце - ближайшая к Земле звезда,
источник тепла для живых существ. Теплолюбивые (кукуруза, фасоль, огурцы, томаты) и холодостойкие (морковь, салат, редис) растения. |
Годы повышенной солнечной активности,
дни магнитных бурь, их влияние на жизнь природы. Различие в уходе за этими растениями. |
3. Без билета по белу свету. | Внешний вид семян растений, встречающихся в нашей местности, способ их размножения. | Приспособление семян к условиям распространения, роль ветра в распространении семян с парашютиками: одуванчик, кипрей, валериана; крылышками: клен, ольха, сосна, ель. Роль животных в распространении семян чистотела, фиалки, незабудки. |
4. Открываем жизнь в почве. | Дождевые черви и кроты - представители животных почвы, особенности строения и образа жизни. | Роль в поддержании почвенного плодородия. |
5.Паукообразные | Отличие пауков от насекомых. Разнообразие пауков: крестовик, скакун, волк, бокоход. Способ питания. | Роль пауков в уменьшении численности вредителей сада, поля, леса. Пауки - “хамелеоны”. Защита пауков и паутины. |
6. Лекарственные растения. | Разнообразие лекарственных растений нашей местности: пижма, тысячелистник, календула, пастушья сумка, мать-и-мачеха, их свойства. | Правила сбора лекарственных растений. Охрана лекарственных растений. Выращивание календулы в огороде. |
7. Насекомые - друзья, насекомые - враги. | Насекомые - вредители: комар, слепень,
муха, тля, златоглазка. Насекомые - хищники: стрекоза, жужелица, божья коровка, муравей. |
Использование ядов в борьбе с
насекомыми, вредное воздействие химии на живую
природу. Биологические методы борьбы с вредными насекомыми. |
8. Дуб и все вокруг него. | Дуб - представитель смешанного леса. Ярусы дубрав. Дубы - долгожители. Использование дубовой древесины в хозяйстве. | Требования дуба к условиям
произрастания: теплолюбивое, средне
теневыносливое, засухоустойчивое, требует
плодородных почв. Роль птиц в размножении дубрав. Пищевая цепь: желуди - птицы, желуди - мыши - совы. |
9. Козы “съели” остров. |
Коза - представитель жвачных животных.
Козоводство - отрасль животноводства. Значение разведения коз для человека. |
Борьба с козами в Турции, Индии, Югославии, Италии. Исключительная прожорливость коз вредит растительности многих местностей. Строгий контроль за увеличением числа коз. |
10. Меню Робинзона. | Советы туристам. Съедобные растения леса: гриб чага, кислица, лопух, иван-чай, ягоды. |
Пополнение организма витаминами в
походе. Способ приготовления чая из чаги,
кисличного напитка, повидла из корней лопуха,
салата из листьев иван-чая. Задача каждого культурного человека - знать растения, уметь с ними обращаться, разумно использовать. |
11. Путешествие в лес. | Осина - близкая родственница тополя, ее возраст, размеры, значение для человека. | Светолюбивое, требовательное к влаге и
почве, зимостойкое растение. Приспособленность семян к распространению. Осина - кормовое растение для лосей, зайцев, бобров. |
12. Прогулка в парк. | Сведения о рябине, ее внешнем виде,
размерах, значении для человека. Соседи - любители рябины. |
Зимостойкое, засухоустойчивое, теневыносливое дерево. Почвоулучшающая порода. Губительное воздействие листьев рябины на развитие гнилостных бактерий в овощехранилищах. Помощь дроздов, свиристелей в расселении рябины. |
13. Роль света в жизни растений. Светолюбивые и теневыносливые растения. | Необходимость света для нормального роста и развития растений. | Теневыносливые растения: незабудка,
лилия, папоротники, мышиный горошек, девясил; Светолюбивые растения: арбуз, дыня, горох, малина, васильки. Избыточный свет - причина стрелкования некоторых овощных культур. |
14. Вода и жизнь. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. | Физиологическая роль влаги. Время полива растений. |
Влаголюбивые растения: хвощ,
капуста, лук, клюква; Засухоустойчивые растения: перекати поле, саксаул, чистяк. Приспособленность к условиям жизни. |
15. Хвойные деревья нашего леса (экскурсия). | Биоценоз смешанного леса. Ель и сосна - значительные компоненты лесного биоценоза. Значение ели и сосны для человека. |
Следы жизнедеятельности белки, дятла, клеста. Ель - требовательное к влаге, теневыносливое, морозостойкое дерево. Сосна - светолюбивое, экологически пластичное дерево, не выносит задымленного воздуха. Симбиоз сосны с грибницей. |
16 - 17. Подготовка к утреннику. | Конкурс рисунков на экологическую тему, выпуск стенгазеты “Красная книга”. | |
18. Неделя экологии в школе. Утренник “Родная природа”. | ||
19. Кошки. | Ягуар, пума, гепард, тигр, лев. Особенности кошачьих. |
Кошки в опасности! Охрана кошачьих, причины исчезновения животных. Приспособленность кошек к условиям обитания. |
20. Живые существа, которым угрожает исчезновение. | Животные: снежный барс, тюлень, усатый кит, фламинго, лосось, осетр. | Уменьшение числа животных под влиянием деятельности человека. Меры по охране животных, осуществляемые учеными. |
21. За что животным ставят памятники. | Памятники в Англии и Германии “Последнему убитому волку”, на о. Радос в Греции - оленям, истребившим всех ядовитых змей на острове, в Бостоне - воробьям, истребившим вредных гусениц; собакам. | Благодарность животным, спасшим людей
от голода, смерти, болезней. Сведения о пересмотре в России отношения к совам, коршунам. Особая благодарность собакам. |
22. Охраняемые природные территории. | Обитатели Дарвинского заповедника. Разнообразие животных и растений. | Охрана редких животных: ястреба-тетеревятника, рыси, ушастой совы, енотовидной собаки, орлана-белохвоста. Растения: подъельник, вереск. Мероприятия, проводимые в заповеднике. Влияние созданного моря на природу. |
23. Экологические катастрофы. | Авария судна с нефтью. Боль природы - Байкал. |
Последствия экологических ошибок людей.
Рисование плаката “Природа заболела”. |
24. Боль природы - Волга. | Волга - великая река России, ее исток, притоки, устье. Рыба, живущая в реке. Значение реки для человека. | Отравление воды вредными выбросами (на конкретных примерах). “Клад” на дне реки. Болезни, вызванные грязной водой. Браконьерство. (По материалам периодической печати.) |
25. Экскурсия на водоем. | Знакомство с миром земноводных, их размножением. | Изменения в жизни жаб, лягушек, их связь с изменениями в неживой природе. Истребление земноводными вредных насекомых. Охрана земноводных. |
26. Охраняемые растения нашей местности. | Ландыш, купальница европейская, кувшинка белая. | Приспособления к условиям обитания,
легенды и сказания, связанные с этими растениями. |
27. Разорители птичьих гнезд. | Истребление потомства птиц. | Влияние кошек, белок, кукушек, скворцов, дятлов, соек, сорок, ворон на уменьшение количества пернатых. Удивительное отрицательное отношение птиц к своим собратьям. |
28. Серый разбойник и рыжая плутовка. | Углубление знаний детей об отношениях в волчьей стае, лисьей семье, их питании, повадках. | Приспособленность лисы к добыче пищи в
разных природных условиях. Искусственное разведение лисиц. Значение волка в истреблении больных животных, лисы в истреблении грызунов. |
29. Колорадский жук. | Внешний вид жука, этапы его развития. | Вред, наносимый жуком с/х, биологический и химический методы борьбы, фантастическое умение приспосабливаться к условиям жизни. Лечебные свойства жука, рецепты медицины. |
30. Насекомые-опылители. | Внешний вид пчел, шмелей, бабочек, этапы развития насекомых. | Роль насекомых в опылении растений. Искусственное опыление овощных культур. Привлечение насекомых-опылителей в сады и огороды. |
31. Как растения и насекомые себя защищают. | Растения, снабженные оружием,
произрастающие в нашей местности и в других
странах. Насекомые, защищающие себя: божья коровка, муравей, колорадский жук. |
Защитные приспособления как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (жгучие волоски крапивы, шипы розы, шиповника, малины). Охрана растений и насекомых (изготовление знаков - практическая работа). |
32. Таинственные травы пустырей. | Углубление знаний детей об известных травянистых растениях: подорожник, чистотел, щавель, птичья гречишка, репейник. | Приспособленность растений к условиям
произрастания, размножения. Лекарственное значение растений. |
33. Отравление дикорастущими ягодами. | Знакомство с ядовитыми растениями: белладонна, белена черная, ландыш, волчье лыко, паслен, вороний глаз. | Защита редких ядовитых растений. Первая помощь при отравлениях. |
34. Майский жук и его родня. | Углубление знаний о майском и говорящем
жуках. Разнообразие жуков на Земле. Размножение майского жука. |
Красота майского жука. Приспособление жуков к условиям жизни. Защита жуков. |