Макеева С.Г., ЯГПУ им. Ушинского
ЗВУКИ В РЕЧИ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
1. Повторение изученного о гласных звуках. - На какой странице остановился наш поезд? Откройте нужную страницу "Азбуки". - Почему мы не можем ехать дальше? (На сфетофоре горит красный свет). Это озна- чает, что путь закрыт. А что еще мы узнали о красном цвете на прошлом уроке? Какие звуки обозначаются красным цветом? (Гласные звуки) - Давайте "зажжем" гласные звуки в слове "аист". (Учитель открывает звуковую схему слова, где каждый звук выложен отдельным квадратиком белого цвета. Мелом проведена слоговая граница, поставлен знак ударения). Произнесем слово по схе- ме, Выделив каждый звук. (А-и-с-т). Кто помнит, как произносится этот звук? (Повторяется образец рассуждения. Учитель поворачивает квадратик другой сторо- ной - красного цвета). Какой еще звук в слове похож по произношению на "а" ? (Доказывается и "записывается" звук "и"). 2. Введение понятия согласного звука. - А являются ли гласными остальные звуки в слове? Произнесем слово, выделяя третий звук. (По указке учителя дети снова проговаривают слово, выделии дли- тельным произношением звук "с"). Какой же третий звук? (Звук "с"). Произнесем и послушаем этот звук. Громко или тихо он произносится, с голосом или без го- лоса? (Тихо и без голоса). Понаблюдайте, как работают органы речи. Рот почти не открывается, и воздух с трудом проходит между зубами. Что же мешает, какая преграда образуется во рту? (Зубы). Этот звук не похож на гласные: он произ- носится без голоса, с преградой. Такой звук называется "согласный звук". Повто- рите: согласный звук. Он остается белого цвета. - Какой же последний звук в слове "аист"? Произнесите это слово, выделяя его. Определим, гласный это звук или согласный. С чего начнем? (Надо послушать, громко или тихо он произносится, с голосом или без). Послушаем: т...(Без голо- са). Попробуем потянуть, попеть этот звук. Получается? (Нет). Это потому, что во рту есть преграда, что-то мешает. А что мешает выдыхаемому воздуху? (Язык и зубы). Если звук произносится без голоса, с образованием преграды во рту, как он называется? (Согласный звук). Каким цветом обозначается? (Белым). Сколько же согласных звуков в слове "аист", какие? 3. Знакомство со слогообразующим признаком гласного звука. - Сколько звуков в первом слоге? (Один). Посмотрите - гласный звук образует це- лый слог. Согласный так не может. 4. Тренировочные упражнения в различении гласных и согласных звуков. -Продолжим игру в "Светофор". У вас у всех на парте квадратики с одной стороны белый, с другой - красный. Что это значит? (Квадратик - звук, красный - гласный, белый - согласный). Услышите гласный звук - включайте красный свет, поднимайте карточку красной стороной, услышите согласный - выключайте красный свет,подни- майте карточку белой стороной. А сейчас сядьте тихо, постараемся услышать все звуки на этой станции. -К-к-к... (Учитель произносит звук). Это аист прочищает горло после еды. Произ- несем этот звук. Какой он: гласный или согласный? Почему? Какой квадратик пока- жете? -Ш-ш-ш...Что это может быть? (Трава шуршит, листья). Пошуршите и вы. Какой это звук? Какой квадратик покажете? -Ч-ч-ч...А это что? (Паровоз выпускает пар). Попробуйте и вы: ч-ч-ч...Определи- те сами, какой это звук и покажите мне квадратик. - Отгадайте, кто произнес этот звук: Я лаю со всякой собакой, Я вою со всякой совою. И, если порой пароход, Как бык, на реке заревет - Я тоже реву: "У-у!" (Эхо). Покричите, как эхо, покажите гудок парохода: у-у-у...Что вы скажете об этом звуке? (Звук произносится громко, протяжно, свободно, поется. Это гласный звук). Включайте красный свет. - Я слышу звук, который произносят осы. Какой? (Ж-ж-ж). Подумаем, гласный он или согласный. Послушаем, как он произносится: с голосом или без? (С голосом, гром- ко). Похож на гласный звук. Свободно проходит воздух или встречает преграду: рот почти закрывается, зубы мешают). Похож на гласный, а все-таки согласный звук. Выключайте красный свет. - А на железнодорожном светофоре по-прежнему горит красный свет, путь по-прежне- му закрыт. Придется снова оставаться на этой станции.
УРОК № 25
СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМИ
1. Повторение изученного. - На какой станции по-прежнему стоит наш поезд? Давайте выйдем из вагонов и пойдем к пруду. Посидим под деревом. Догадайтесь как оно называется: Серебриста и красива У пруда склонилась...(ива). - Знакомо ли вам название этого дерева: "ива"? Как обозначается название дере- ва:предложением или словом? (Словом). Запишем его. (Учитель чертит схему -----------¬ L----------- Сколько слогов в этом слове? Какой ударный? (Ставится слоговая граница, знак ударения). - Слово складывается из слогов, а из чего образуются слоги в слове "ива". Про- изнесите первый слог. Сколько звуков слышите? (Один). Какой? (Звук "и"). Как обозначим звук? (Одним квадратиком). Подумаем, какого цвета надо квадратик, а для этого определим: гласный или согласный звук.(Повторяется образец рассужде- ния, учитель начинает выкладывать звуковую схему - выставляет красный квадратик, проводит слоговую границу и ставит знак ударения). - Какой второй слог? (Ва). Я произнесу его, а вы послушайте, сколько в нем зву- ков. (Учитель произносит слог, протягивая каждый звук: вваа). Сколько звуков ус- лышали? (Два). Какие? (Звуки "в","а").Одинаково ли работают органы речи? Посмот- рите, как я их произношу, произнесите сами: в,а. При произношении какого звука, рот почти закрывается, губы и зубы образуют преграду? (При произношении звука "в"). Как называются такие звуки? (Согласные). Квадратиком какого цвета обозна- чим? (Белого). При произношении какого звука рот, наоборот, широко открывается, воздух проходит свободно? (Звук "а"). Как называются такие звуки? (Гласные).Как обозначаются на схеме? (Красным кваждратиком). Назовите еще раз каждый звук в слоге "ва". 2. Введение понятия слияния. - Образуя слог "ва", эти звуки произносятся вместе, без малейшей остановки, сливаясь друг с другом. Посмотрите, как я покажу на этой схеме. (Учитель вста- вляет угол красного квадрата в белый, используя образец модели из статьи Л.В. Козловой "Применение сборно-разборной схемы слога-слиянипя при обучении учащих- ся-шестилеток".- Начальная школа.,1987,№ 7, с.25-27). Таким образом, мы из двух звуков составили одну общую клеточку, которая показывает,что звуки сливаются друг с другом и называется "слияние". Повторите: слияние. Сколько же звуков об- разуют слияние? (Два). Какие? (Согласный и гласный). 3. Физкультминутка. - Посидели под деревом, а теперь покатаемся на лодке, которая стоит на берегу пруда. Будем грести, работать веслами.(Дети откидываются нав спинку парты, упи- раются ногами в подставку и изображают греблю веслами под команду учителя). 4. Анализ слияний по схемам. - Кто из птиц идет к пруду купаться? (Гуси). Проговорите слово по слогам: гу- си. Сколько слогов? (Два). Определим ударный. Позовем гусей: "Гуси,гуси!" Какой слог ударный? (Первый). Назовите его. (Гу). А теперь посмотрите на схему этого слова. Сколько в нем слияний? (Два). В этом слове два слога и оба слияния. Сколько же звуков сливается в каждом слоге? (Два, согласный и гласный). Опреде- лим, какие звуки сливаются? ("г","у"). Послушайте первый слог: ссии.Сколько зву- ков слышите? (Два). Какие? ("с","и"). - А кто из птиц боится воды? (Куры). Проводится аналогичный анализ схемы). 5. Упражнение в слиянии звуков с применением разборной схемы-модели. - Если звуки не будут сливаться, не получатся слова - даже самые простые. Их загадали вам обитатели станции, а кто - вы должны догадаться. - Итак, согласный звук "ж" и гласный "у".(Учитель соответственно поднимает бе- лый квадрат и красный). Повторите отдельно каждый звук "ж","у". А теперь слитно "жу". (В этот момент учитель "собирает" слияние). Повторите слияние несколько раз: жу-жу-жу. Кто же задал нам его? (Осы). - Согласный звук "к", гласный - "о".Произнесите отдельно каждый звук: "к","о". А теперь слитно: ко. Повторите слияние несколько раз: ко-ко-ко. Кто задал вам его?(Куры). Аналогичная работа со слиянием "га". - Есть еще один житель на этой станции, которого вы узнаете, если сольете звук "м" и "у". (Му. Это корова). Она пасется далеко на лугу, и ее не видно. - Оказывается, на железнодорожном светофоре зажегся зеленый свет,и мы заканчи- ваем остановку на этой странице "Азбуки".
СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ
1. Работа по сюжетной картинке в "Азбуке". - Посмотрите, кто пришел к нам на урок. Об этом котенке мы читали с вами книжку. (Учитель показывает книгу С. Маршака "Усатый- полосатый"). Какая речь помогла нам познакомиться с котенком? (Письменная). Что же мы узнали о котенке, каким он был? (Озорным, непослушным). - Котенок хочет рассказать нам еще одну историю, которая с ним приключилась. Однажды хозяйка-девочка попросила своего старшего брата, который ходит уже в 1 класс, поучить ее "Азбуке", чему сам в школе учится. "Хорошо, - сказала мама, - занимайтесь". А сама ушла на кухню. Что же случилось дальше - узнаем, когда откроем "Азбуку". - Рассмотрите страничку. Что же случилось? Как ва думаете, кто виноват? (Учащиеся высказывают свое мнение, приходят к выводу, что даже если вазу опрокинул котенок, прыгнув за мячом, все равно виноваты дети, которые стали играть с мячом в комнате). 2. Физминутка. - Давайте покажем, как дети играли в мяч. (Можно с использованием стишка: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой - Не угнаться за тобой!) 3.Составление предложений по схеме: - Итак, мы узнали, что за история произошла с котенком. Какую речь мы использовали в рассказе? (Устную). А на что делится речь? (На предложения). Попробуем повторить наш рассказ по предложениям, используя схемы в "Азбуке". - Сколько должно быть предложений? Сколько слов в первом предложении? (Два). Попробуем его составить. Что делали дети? (Дети играли). Проверим хлопками. Кто опрокинул вазу? (Котенок опрокинул вазу). Проверим по схеме. Как вы думаете, что сказала мама? ("Какие непослушные дети!") 4.Физпауза. - Покажите, как мама хмурила брови, качала головой. 5. Составление слого-звуковой схемы. - Давайте поможем девочке и мальчику заслужить прощение у мамы, наведем порядок. - Склеим вазу. А для этого нужно составить слово "ваза". На что разбилась ваза? (На кусочки). А на какие кусочки, части "разбивается слово"? (На слоги, а слоги на звуки). У вас на партах лежат разные звуки, давайте составим слово "ваза". (Учитель составляет слово на доске, дети на партах, используя слого-разборные схемы слогов-слияний). - Сколько слогов в слове "ваза"? (Два). Какой первый? (Ва) Послушаем, сколько звуков в нем? (В-а). Подумаем, какой, гласный или согласный первый звук "в"? Произнесите его и понаблюдайте, как работают органы речи? (Губы почти закрываются, мешают прохождению воздуха). Если есть преграда - какой это звук? (Согласный).Карточку какого цвета возьмем? (Белую). Определите, какой, гласный или согласный, второй звук "а"? Как работают органы речи? (Рот раскрывается широко, произношению ничего не мешает). Карточку какого цвета возьмем? (Красного цвета, потому что звук гласный). - Но звуки "в", "а" мы говорим не отдельно, а слитно, без остановки. Как называется такой слог? Слияние. Составим его. (Дети образуют по схемам слияние). (Аналогично "склеивается" второй слог). - Слово "ваза" почти готово. Чего не хватает? (Ударения). Поставим его. (Учи- тель мелом ставит ударение, выделяет слоговую границу). - Чудеса! Составили слово, и ваза тоже, как в сказке склеилась. 6.Физпауза. - Чтобы поставить вазу, нужно вытереть воду на столе, вытрясти и поправить скатерть.( Дети делают соответствующие движения). 7. Подбор слов под схемы. - Забыли в вазу поставить цветы. Но для этого нужно подумать - какие. Их название должно подходить под схему слова "ваза". Может быть, вам подскажет картинка в "Азбуке"? (Маки). Давайте проверим, подходит ли слово под схему. (С опорой на схему, но уже без составления ее дети выделяют два слога, доказывают наличие двух звуков в каждом слоге). 8. Физминутка - Порядок наведен, теперь можно повеселиться, потанцевать. (Звучит музыка). - Но мама еще не кончила сердиться. Она ведь оставила детей заниматься, учиться. Поэтому она говорит, что простит их и кота только в том случае,если они правильно определят, сколько слогов и звуков в слове "кот". Поможем детям. Тем более в "Азбуке" есть подсказка. Найдите ее - нужную схему. (Учитель выставляет общеклассную разборную схему). Сколько же слогов в слове? А звуков? Посчитайте по схеме. (Три). Что образуют первые два звука? (Слияние). И есть еще третий звук - вне слияния. Давайте найдем эти звуки. - Кот очень хочет помочь детям, подсказывает мне на ушко. Он говорит, что это звуки "мяу". Правильно? Нет, котишка, эти звуки ты сам произносишь. Это кошачьи звуки. А нам нужны звуки в слове. - Послушайте ребята, как я произнесу слово "кот". (Учитель делает остановку перед звуком "т", выделяя его голосом). Кто услышал третий, последний звук? Почему он не образует слияния, не входит в слияние? (Перед ним можно сделать остановку). Один звук нашли. (Учитель отделяет этот звук на схеме). Теперь будем слушать слияние. (Учитель выделяет голосом звуки в слиянии, не разрывая их,в третий звук произносит, не делая акцента). Кто же услышал звуки, которые сливаются? (К, о). (Учитель производит "разборку" слияния). Все звуки определили? Произнесите эти звуки.Как связаны звуки "к" и "о"? Что образуют? Произнесем слитно. (Дети произносят, учитель снова "собирает" слияние). Какой звук есть еще в слове, но стоит вне слияния?("т"). (Учитель приставляет карточку звука"т"). Произнесем слово "Кот". - Теперь уж мама , конечно, простила детей и кота. 9.Занятие внеклассным чтением.
УРОК № 28
СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ (закрепление)
1. Работа по сюжетным картинкам в "Азбуке". - Сегодня на уроке Незнайка с Буратино предлагают поиграть в игру "Поскажи словечко". Играть будем на этих страничках. Откройте "Азбуку". - Посмотрите: помогая маме, дети с папой занимаются уборкой квартиры. Что делают мальчики? А где наводит порядок девочка? Подскажите словечко, каким можно назвать детей? Эти дети любят труд и их можно назвать ...(Трудолюбивыми). Они заботятся о своей маме, поэтому они ...(Заботливые). Они слушают своих родителей, поэтому они ...(Послушные). Старайтесь и вы быть такими. 2. Анализ слова (устно). - Отгадайте загадку, подсказав словечко. Вот так чудо! Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! И жужжит, как сотня ос. Что же это? (Пылесос). - Почему так назвали: "пылесос"? Проговорите слово по слогам. Сколько слогов? Какой первый? Второй? Третий? Определите ударный слог. 3. Логическое упражнение "Мебель". - Папа очень старается и, наверное, немножко устал. Что же предлагает ему Незнайка? Чтобы ноги отдохули, Посиди-ка ты на ...(Стуле). - Правильно подсказали словечко. Назовите и другие слова, обозначающие мебель. 4. Анализ слов по схеме. - Почему слова три, а схема одна? (Она подходит к каждой картинке). Проверим. Сколько слогов показано на схеме? (Один). Как еще подсказывает схема, что в слове один слог? (Обозначен только один слог, а сколько гласных звуков - столько и слогов). (Эту работу учитель проводит по схеме, вывешенной на доску). - Произнесите каждое слово, проверьте, сколько слогов. (В каждом слове один слог). - Посчитайте по схеме, сколько звуков в каждом слове.(Четыре звука). Как они связаны между собой? (Два звука образуют слияние, и два согласных - вне слияния). Докажем, найдем эти звуки в словах. - Назовите первое слово. (Шкаф). На схеме показано, что первый звук вне слияния. Попробуйте произнести это слово, отделив первый звук: ш-каф. Какой же первый звук в слове? (Звук "ш"). Какой еще звук вне слияния? (Последний). Произнесем слово, отделив последний звук: шка-ф. Какой же последний звук?(Звук "ф"). А теперь выделим слияние: ш-ка-ф. (Учитель фиксирует слияние указкой). Назовите слияние. (Ка). Определите, какие звуки сливаются? (К, а). Какой первый звук: согласный, или гласный? Докажите. А второй? - Назовите второе слово. (Стол). Отделим первый звук: с-тол. Отделим последний: сто-л. Выделим слияние: с-то-л. Какие звуки сливаются? - Назовите третье слово. (Стул). Проговорите его по схеме: С-ту-л. - Замена какого звука в слиянии превратила слово "стол" в слово "стул"? Видите, стоило измениться одному звуку, и получилось новое слово. 5. Подбор слов под схему. - Девочка хочет быть такой же хорошей хозяйкой, как мама. Послушайте, что она приговаривает, накрывая стол для кукол, и когда потребуется, договорите словеч- ко: Нынче фартук я надела, Я сегодня все смогу. Из муки из самой белой Испеку по ...(пирогу). Кукле Тане - на сметане. А медведю - на меду... Мама, дай ...(сковороду). - Буратино тоже просит подсказать словечко: как называются цветы, которые девоч- ка поставила в вазу? Узнали вы их на картинках? (Это розы). Проверим по схеме, правильно ли вы подобрали слово. Сколько слогов на схеме? А сколько слогов в слове "роза"? Какой слог на схеме ударный? (Первый). А в слове "роза"? Сколько звуков обозначено на схеме в каждом слоге? (Два: слияние согласного с гласным). Произнесите и прослушайте первый слог. Ответ записан буквами на доске. (На доске напечатано "роза"). Кто может прочитать? Мы подобрали слово-название цветка правильно.