- Борисенко Ирина
Витальевна,
канд. педаг. наук,
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма, пожалуй,
одна из наиболее сложных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные
исследования в методике правописания, грамотность учеников начальной школы в
последние годы не улучшается, а в некоторых случаях ее уровень даже снижается.
Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и
с тем, что дети, погружаясь в мир орфографических правил и исключений, не
могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор
разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя". Помочь школьникам
усвоить внутреннюю закономерность, целесоообразность правописания можно через
осознание ими коммуникативной значимости письма. На коммуникативную значимость
правописания как необходимого свойства письма указывал еще К.Д.Ушинский.
Писать грамотно, по его мнению, это уметь "быстро выражать на письме свою
изустную и мыслительную речь, так, чтобы она совершенно была понятна каждому
образованному человеку, следовательно, сообразна с общепринятыми для
письменной речи правилами". (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах.- М., 1949. -
Т.7, - С.244)
Между тем, в начальной школе в процессе формирования орфографических
навыков значение правописания как необходимого компонента письменной речи,
к сожалению, практически остается за пределами внимания учителей и,
следовательно, учеников. Младшие школьники обычно добросовестно и методично
заучивают орфографические правила и с удовольствием их воспроизводят, но
не видят значимости этих правил для передачи содержания речи. Замечено, что
большинство учеников справляются с различного рода тренировочными
упражнениями в применении тех или иных орфографических норм, но оказываются
совершенно беспомощными в орфографическом оформлении своих собственных
письменных высказываний.
Так как с помощью письменной речи, как впрочем, и устной, человек
выражает свои мысли, необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и
читающим было наиболее точным. Если в устной речи точности высказывания
способствуют интонация, паузы, жесты, мимика и другие средства, то в
письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография, т.к.
она призвана унифицировать отдельные написания, сделать письмо единообразным
и устойчивым, обеспечив тем самым точную передачу и адекватное восприятие
письменной речи. С помощью орфографии формируется письменная речь.
Уже в начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли
правописания как средства передачи мысли на письме и показать ему значение
орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли. С этой
целью необходимо выделить из предлагаемых в программе начального обучения
русскому языку орфографических правил те, написание по которым имеют значение
для общения. Например, написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ для
коммуникации безразлично, а правописание гласных и согласных в корнях слов
(леса-лиса, плод-плот) - значимо.
На основе коммуникативно значимых написаний мы составляли или
подбирали упражнения, которые помогали учащимся осознать практический смысл
орфографических правил, их жизненное значение. Благодаря этому, у детей
усиливалась мотивация правописания как составной части речевой деятельности:
писать надо по правилам не только для того, чтобы стать образованным человеком,
не получать плохих оценок и т.п., но и для того, чтобы то, что ты пишешь, было
понятно другим людям.
Прежде чем привести примеры таких упражнений, отметим еще, что данные
упражнения вносят в урок элемент занимательности, а использование ситуаций
общения (пусть и искусственно созданных) способствует повышению познавательной
активности младших школьников.
Наконец, последнее замечание. Данные упражнения относятся не столько к
"чистой" орфографии, сколько к правописанию в широком смысле слова: они
включают в себя отработку правил графики, и частично - пунктуации, и
собственно орфографии,т.е. охватывают первоначальный и наиболее важный этап
формирования орфографического навыка.
--T----------T-------------------------------------------T------------------¬
¦№¦ Тема ¦ Проблемно-речевые ситуации, ¦ Коммуникативный ¦
¦ ¦ ¦ упражнения ¦ аспект ¦
+-+----------+-------------------------------------------+------------------+
¦1¦Значение ¦1)Мы выучили все буквы и знаем, что с помо-¦Чтобы было понятно¦
¦ ¦правописа-¦щью них можно составлять слова. Как вы ¦то, что пишешь, ¦
¦ ¦ния для ¦думаете, достаточно ли только знать буквы, ¦необходимо писать ¦
¦ ¦письменной¦чтобы уметь записать свою речь? ¦по правилам. ¦
¦ ¦речи. ¦- Вот Винни-Пух из известной сказки А.Милна¦Пытаясь самостоя- ¦
¦ ¦ ¦оставил своему другу Пятачку такую записку:¦тельно написать ¦
¦ ¦ ¦ Щасвирнус занит ¦записку так, чтобы¦
¦ ¦ ¦- Почему Пятачок не мог ничего понять? ¦было понятно, дети¦
¦ ¦ ¦Прочтите такой вариант записки: ¦осознают важность ¦
¦ ¦ ¦ Сейчас вернусь занят. ¦правописания и ¦
¦ ¦ ¦- Какое предложение читается легче, скорее?¦убеждаются в необ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ходимости его изу-¦
¦ ¦ ¦ ¦чения, чтобы не ¦
¦ ¦ ¦2)Попробовать самим написать записку учите-¦уподобиться Винни-¦
¦ ¦ ¦лю с какой-нибудь просьбой, пожеланием, ¦Пуху, у которого ¦
¦ ¦ ¦сообщением. ¦"правильнописание ¦
¦ ¦ ¦ ¦какое-то хромое". ¦
¦ ¦ ¦ ¦Письмо без правил ¦
¦ ¦ ¦ ¦замедляет, делает ¦
¦ ¦ ¦ ¦неудобным чтение, ¦
¦ ¦ ¦ ¦затрудняет понима-¦
¦ ¦ ¦ ¦ние. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2¦Раздельное¦1)Когда-то люди записывали свою речь единым¦Пробелы между сло-¦
¦ ¦написание ¦потоком, не деля ее на части. Так, как на- ¦вами помогают чте-¦
¦ ¦слов(слова¦писано в одной из ваших записок, адресован-¦нию и пониманию ¦
¦ ¦пишутся ¦ных мне: ¦написанного. От ¦
¦ ¦отдельно ¦ сегодняхорошийурок ¦того, как мы ¦
¦ ¦друг от ¦ Почему трудно читать и понимать? ¦разграничим текст ¦
¦ ¦друга) ¦Придумайте разные способы отделения одного ¦на слова, будет ¦
¦ ¦ ¦слова от другого. Какой способ используется¦зависеть смысл на-¦
¦ ¦ ¦в современном письме? ¦шего высказывания.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2)Как по-разному можно понять эту фразу? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Тишежеребята! ¦ ¦
¦ ¦ ¦Что надо сделать, чтобы стало понятно, ¦ ¦
¦ ¦ ¦о чем идет речь? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Исправьте ошибки Винни-Пуха. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (пояснить иллюстрациями) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Едут с бала лайки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В лапах балалайки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦4) Кто такой носорог?(Картинка) Где у него ¦ ¦
¦ ¦ ¦нос? Рог? Вставьте в предложение слово ¦ ¦
¦ ¦ ¦"носорог" и выражение "нос о рог". ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Ах, не может ... , ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Почесать свой ... . ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4¦Обозначе- ¦1)Прочитайте: ¦Обозначение границ¦
¦ ¦ние пред- ¦ Стал дед очень стар ноги у него не ходили¦предложения на ¦
¦ ¦ложения на¦глаза не видели уши не слышали ¦письме (большая ¦
¦ ¦письме. ¦ (по Л.Н. Толстому) ¦буква в начале ¦
¦ ¦ ¦ Почему трудно выразительно прочитать и ¦предложения и точ-¦
¦ ¦ ¦понять этот текст? (Разбор, запись) ¦ка - в конце) спо-¦
¦ ¦ ¦ Придумайте свои способы, как на письме ¦собствует более ¦
¦ ¦ ¦отделить одно предложение от другого. ¦легкому и быстрому¦
¦ ¦ ¦ ¦чтению, облегчает ¦
¦ ¦ ¦2)Как можно по-разному разделить этот текст¦понимание написан-¦
¦ ¦ ¦на предложения? ¦ного. ¦
¦ ¦ ¦ он подошел тихо положил книгу на стол ¦ ¦
¦ ¦ ¦ "Оживите" эти предложения. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Прочтите маленький рассказ: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Мальчик шел по улице с громким лаем. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Мимо пробежала собака. ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Почему смешно? Что сделано неправильно? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (Разбор, запись) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5¦Звуки и ¦1)Винни-Пух написал рассказ о том, как он ¦На письме каждый ¦
¦ ¦буквы. ¦провел свой день. Но его рассказ получился ¦звук надо обозна- ¦
¦ ¦Смыслораз-¦непонятный. Помогите разобраться! ¦чать определенной,¦
¦ ¦личитель- ¦ Утром я почистил зубы. Затем вымыл сыр ¦соответствующей ¦
¦ ¦ная роль ¦из комнаты и вымел ручки. Потом достал ¦ему буквой. ¦
¦ ¦буквы. ¦ракету и пошел играть в теннис. Вечером я ¦Пропуск, замена ¦
¦ ¦ ¦взял руку и написал это письмо. ¦букв или вставка ¦
¦ ¦ ¦ ¦лишних букв иска- ¦
¦ ¦ ¦2)Чтение и анализ стихотворений ¦жают смысл слов и ¦
¦ ¦ ¦С. Погорельского "Дед Герасим гол забил", ¦делают непонятной ¦
¦ ¦ ¦Б. Заходера "Кит и кот", Н. Матвеева "Пута-¦письменную речь. ¦
¦ ¦ ¦ница" (одного по выбору учителя). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Составление цепочек слов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ дом - -ом - -ом - ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦4)Дописывание предложений ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В синем небе звезды ... . ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В синем море волны ... . ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (А.С. Пушкин) ¦ ¦
¦ ¦ ¦5)Добавить одну букву, чтобы получилось ¦ ¦
¦ ¦ ¦новое слово: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ пол - ... рыба - ... банк - ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ стол - ... пар - ... база - ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦6)Исправьте ошибки: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Забодал меня коТел, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ На него я очень зол. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Мы собирали васильки, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ На головах у нас Щенки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Пять баРанов скушал Толька ¦ ¦
¦ ¦ ¦ И сказал: "Еще бы столько!" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Сели в лоЖку и - айда! ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Покатили вдоль пруда. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Жучка буДку не доела: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Неохота, надоело ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6¦Смыслораз-¦1)Почему непонятны следующие предложения? ¦Буквы Ь, раздели- ¦
¦ ¦личитель- ¦Исправьте ошибки. ¦тельный ь и ъ, ¦
¦ ¦ная роль ¦ Хор - хищный зверек. Сегодня выступит ¦обозначая на пись-¦
¦ ¦букв Ь и ¦хорь. Мой брать разрешил брат его книги. ¦ме мягкость со- ¦
¦ ¦раздели- ¦Дети видели польет чаек над водой. Скоро ¦гласного (ь,разд. ¦
¦ ¦тельные Ь ¦дождь полет землю. Мишка съел на пенек и ¦ь) или отсутствие ¦
¦ ¦и Ъ. ¦сел пирожок. ¦слияния согласного¦
¦ ¦ ¦ ¦с гласным (разд. Ь¦
¦ ¦ ¦2)Составьте предложения (словосочетания) ¦и Ъ) способствуют ¦
¦ ¦ ¦со словами: ¦также различению ¦
¦ ¦ ¦ стал - сталь семя - семья ¦смысла слов на ¦
¦ ¦ ¦ шест - шесть солю - солью ¦письме. ¦
¦ ¦ ¦ ел - ель тюлени - тюленьи ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7¦Большая ¦1)Почтальон просит нас разобраться, кому и ¦Написание имен, ¦
¦ ¦буква в ¦куда адресовано это письмо. ¦фамилий, отчеств ¦
¦ ¦именах ¦ На конверте: Куда орел ¦людей, кличек жи- ¦
¦ ¦собствен- ¦ зеленая 6 ¦вотных, населенных¦
¦ ¦ных. ¦ Кому мишкину льву ¦пунктов и т.п. с ¦
¦ ¦ ¦ - Почему запутался почтальон? С каким пра-¦большой буквы де- ¦
¦ ¦ ¦вилом не знаком автор письма? Зачем это ¦лает письменную ¦
¦ ¦ ¦правило нужно знать и использовать? ¦речь ясной, удоб- ¦
¦ ¦ ¦ Текст письма: Здравствуй, лева! Живу я хо-¦ной для понимания.¦
¦ ¦ ¦ (на доске) рошо. Я очень рада. Ведь те-¦Знание этого пра- ¦
¦ ¦ ¦ перь у меня есть шарик. ¦вила помогает ¦
¦ ¦ ¦ Твоя роза. ¦научиться важному ¦
¦ ¦ ¦ Разбираются разные варианты понимания со- ¦делу - грамотно ¦
¦ ¦ ¦держания. Наконец из конверта выпадает ¦писать адрес на ¦
¦ ¦ ¦рисунок собаки, и дети определяют, о каком ¦конверте так, ¦
¦ ¦ ¦"шарике" шла речь. После разбора и повторе-¦чтобы письмо дошло¦
¦ ¦ ¦ния формулировки правила записываются ¦до адресата. ¦
¦ ¦ ¦словосочетания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ город Орел мальчик Мишкин Лев ¦ ¦
¦ ¦ ¦ улица Зеленая его сестра Роза ¦ ¦
¦ ¦ ¦ собака Шарик ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2)Найти в предложениях одинаковые по напи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦санию слова. Что они обозначают? Как ¦ ¦
¦ ¦ ¦разграничить их на письме, чтобы сделать ¦ ¦
¦ ¦ ¦речь удобной для понимания? Придумайте свои¦ ¦
¦ ¦ ¦способы разграничения таких слов. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ У сани с горки едут сани. На зорьке мама¦ ¦
¦ ¦ ¦подоила зорьку. Над грозным сгустилась ¦ ¦
¦ ¦ ¦грозная туча. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Раскройте скобки: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ У девочки (Л/л)илии есть братишка (В/в)а-¦ ¦
¦ ¦ ¦силек и подружка (Р/р)оза.Решили ребята со-¦ ¦
¦ ¦ ¦брать букет цветов. В саду (Р/р)оза сорвала¦ ¦
¦ ¦ ¦две (Л/л)илии, а (Л/л)илия красивую (Р/р)о-¦ ¦
¦ ¦ ¦зу.В поле ушел (В/в)асилек и принес (В/в)а-¦ ¦
¦ ¦ ¦силек. ¦ ¦
¦ ¦ ¦4)Учим Винни-Пуха грамотному письму. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Исправьте ошибки: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Сережа морозов не боится Морозов. Инте- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ресный Роман читает роман. Иванова поля ¦ ¦
¦ ¦ ¦возвращалась с Поля. Гена ростов поехал в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ростов. Наша марта вернулась из Москвы ¦ ¦
¦ ¦ ¦в конце Марта. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8¦Правописа-¦1)Один ученик написал письмо в редакцию ¦ ¦
¦ ¦ние парных¦детской радиопередачи о своем летнем отды- ¦ ¦
¦ ¦звонких и ¦хе. Но ведущий передачи не прочитал это ¦ ¦
¦ ¦глухих ¦письмо, так как не понял, о чем идет речь. ¦ ¦
¦ ¦согласных.¦Вот отрывок из этого письма (на доске): ¦ ¦
¦ ¦ ¦ У нас в саду есть прут. Мы с друзьями ¦ ¦
¦ ¦ ¦сделали плод и спустили его в прут. ¦ ¦
¦ ¦ ¦- А как бы вы написали этот текст? (Подбор ¦ ¦
¦ ¦ ¦проверочных слов) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2)Записать под диктовку: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В сарае много ко(з/с). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Разбор разных вариантов: О чем ты писал? ¦ ¦
¦ ¦ ¦А про что твое предложение?От чего зависит,¦ ¦
¦ ¦ ¦какой буквой вы обозначили конец последнего¦ ¦
¦ ¦ ¦слова? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Составить предложения (словосочетания) ¦ ¦
¦ ¦ ¦с данными словами: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ стог - сток луг - лук серб - серп ¦ ¦
¦ ¦ ¦ код - кот ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦4)Какие слова путает Андрей? Почему? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В классе пишут под диктовку: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ "Я принес из леса гриб." ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Лишь Андрей выводит ловко: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ "Я принес из леса грипп." ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦5)Вставьте пропущенные буквы: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Среди больших красивых ро... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Один шиповник дикий ро... . ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Он ввысь и вширь упрямо ле... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ И разрастался в целый ле... . ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Парные звонкие и ¦
¦ ¦ ¦ На меня напала гру...ь: ¦глухие согласные, ¦
¦ ¦ ¦ Не нашел в лесу я гру...ь. ¦безударные гласные¦
¦ ¦ ¦ ¦выполняют на пись-¦
¦9¦Правописа-¦1)Как поссорилась Женя и Саша. ¦ме смыслоразличи- ¦
¦ ¦ние без- ¦ Однажды Женя обнаружил дома записку ¦тельную роль. ¦
¦ ¦ударных ¦от друга Саши: ¦Незнание соответс-¦
¦ ¦гласных, ¦"Выходи вечером гулять с мечом."(Текст за- ¦твующих правил мо-¦
¦ ¦проверяе- ¦писан на доске.) Женя взял игрушечную саблю¦жет привести к ис-¦
¦ ¦мых ударе-¦и пошел на улицу. "Зачем ты принес меч? Мы ¦кажению значения ¦
¦ ¦нием. ¦же будем играть в футбол!" - удивился Саша.¦слов и неверному ¦
¦ ¦ ¦Женя обиделся и ушел. ¦пониманию написан-¦
¦ ¦ ¦- Что должен был принести Женя? Почему ¦ного. ¦
¦ ¦ ¦ребята не поняли друг друга? Кто был ¦ ¦
¦ ¦ ¦виноват в этой ссоре? ¦ ¦
¦ ¦ ¦(После разбора запись в тетрадях: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ с мечом - меч, с мячом - мяч) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2)Записать под диктовку: ¦ ¦
¦ ¦ ¦Еду я в поезде, а за окном вагона л(е/и)са.¦ ¦
¦ ¦ ¦Разбор разных вариантов (вывешиваются кар- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тинки леса и лисы). ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Кто увидел за окном поезда лису? ¦ ¦
¦ ¦ ¦Как написали это слово? Почему? и т.д. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Выписать слова с пропущенными буквами ¦ ¦
¦ ¦ ¦вместе с проверочными словами. Вставить ¦ ¦
¦ ¦ ¦буквы. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Раз учительница в школе ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Посоветовала Коле: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Списывая, не сп.ши (спешка) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Букву к буковке сп.ши (списывать) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦4) Винни-Пух отдыхает в деревне. Он прислал¦ ¦
¦ ¦ ¦нам письмо (текст на доске): ¦ ¦
¦ ¦ ¦ В деревне очень хорошо. Сразу за домом ¦ ¦
¦ ¦ ¦лиса. В них птички распивают веселые песен-¦ ¦
¦ ¦ ¦ки. Я уже обижал своих товарищей. У одного ¦ ¦
¦ ¦ ¦из них есть дружок. Я полоскал собаку. По- ¦ ¦
¦ ¦ ¦седел на берегу с удочкой. Много писать мне¦ ¦
¦ ¦ ¦трудно, но ведь я же не песец. ¦ ¦
¦ ¦ ¦- Почему смешно и непонятно? Исправьте ¦ ¦
¦ ¦ ¦ошибки. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦5)Для закрепления можно проанализировать ¦ ¦
¦ ¦ ¦стихотворение А.Шибаева "Грустные вести" ¦ ¦
¦ ¦ ¦(выписать слова и подобрать проверочные): ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Пришло письмишко мне, гляжу - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Из лагеря от Мишки ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Здесь чудный луК и я лИжу, - * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Написано в письмишке. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Лук лижит? Что за чудеса? ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Наверно, шутит, плут ... ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Читаю дальше: - Здесь лИса, * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Красивый длинный пруТ ... * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ На днях в лесу нашел я груСТь* ¦ ¦
¦ ¦ ¦ И очень был доволен! ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Нет, нет, не шутит он! Боюсь, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Мой друг серьезно болен. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Вернется - надо подлечить: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Заставить правило учить. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (Предложения, отмеченные * - на доске) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1¦Слова с ¦1)Прочитать словосочетания. Найти одинаково¦В некоторых случа-¦
¦0¦удвоенными¦звучащие слова. Чем они различаются на ¦ях написание ¦
¦ ¦согласны- ¦письме? ¦удвоенной соглас- ¦
¦ ¦ми. ¦ высокий балл - выпускной бал ¦ной способствует ¦
¦ ¦ ¦ большая сумма денег - тяжелая сума ¦различению значе- ¦
¦ ¦ ¦ тенистая аллея - красуются, алея на солн-¦ния слов на ¦
¦ ¦ ¦ це, маки ¦письме. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2)Отгадать шараду ("колосс" - объяснить ¦ ¦
¦ ¦ ¦значение): ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Я мал, и невелик мой вес. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ От ветра в поле я качаюсь. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Но если мне прибавить С ¦ ¦
¦ ¦ ¦ То я в гиганта превращаюсь. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (колос - колосс) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1¦Правописа-¦1)Отгадать загадку: ¦Предлог - это са- ¦
¦1¦ние пред- ¦ Ел старик хлеб сухой. ¦мостоятельное, хо-¦
¦ ¦логов. ¦ Откуда ж под столом рыбьи кости? ¦тя и маленькое, ¦
¦ ¦ ¦ (В. Даль) ¦слово. Поэтому оно¦
¦ ¦ ¦-Как можно по-разному понять смысл первого ¦пишется раздельно ¦
¦ ¦ ¦предложения? От чего это зависит? ¦с другими словами.¦
¦ ¦ ¦ сухой (хлеб) - черствый хлеб ¦Если писать слит- ¦
¦ ¦ ¦ с ухой хлеб - с вкусной ухой ¦но, в некоторых ¦
¦ ¦ ¦ ¦случаях письменная¦
¦ ¦ ¦2)Записать, раскрыв скобки: ¦речь будет непо- ¦
¦ ¦ ¦ Сидел он на (о)кошке ¦нятна. ¦
¦ ¦ ¦ И размышлял (о)кошке. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Вдруг подумал: "А (у)сов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Есть усы иль нет (у)сов?" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Солнце прячется (за)бор. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Котофей Иваныч ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Залезает на (за)бор - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Прогуляться на ночь. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (Я. Козловский) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3)Учим Винни-Пуха грамотному письму. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Исправьте ошибки: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Заревел медведь сосна, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Вздрогнув, скрипнула сосна. ¦ ¦
L-+----------+-------------------------------------------+-------------------
Приведенные упражнения составлены для дограмматического этапа обучения
правописанию, что соответствует программе 2-го класса 4хлетней начальной школы.
С помощью них уже на данном этапе дети способны установить взаимосвязь между
правилами, осознать логику правописания.
Использование омофонов в упражнениях на нахождение и исправление ошибок
позволяет по-новому оценить какографию (поправку нарочито ошибочных написаний)
- прием, опасность которого заключается в том, что в зрительной памяти ученика
может запечатлеться неправильный графический образ слова. Омофоны же, хотя и
являются ошибочными написаниями в наших заданиях, не вызывают такой опасности,
т.к. могут принимать разный графический облик в зависимости от своего
лексического значения.
Очевидно, что коммуникативный подход к обучению правописанию вносит
изменения в алгоритм решения орфографической задачи. Первая ступень такого
алгоритма должна состоять в осознании детьми или в выяснении смысла
записываемого - слова, словосочетания, предложения и даже текста. Прежде, чем
подбирать способ проверки того или иного написания, учитель должен быть уверен,
что дети понимают лексическое значение данного слова или словосочетания.
В заключение подчеркнем еще раз, что включение данных упражнений в
систему обучения правописанию второклассников необходимо для того, чтобы
школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме важно
соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил
способствует полноценному письменному общению.
[../../_private/navbar1.htm]