Компьютерное тестирование 
как одна из форм контроля

Online-версия теста  

    Л.Д. ВАНТЕЕВА,
заведующая кабинетом начального
обучения ЯрИПК ПРРО

А.Н. СМИРНОВА, руководитель
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО

Е.В. МАШКОВА, методист
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО

(журнал "Начальная школа", 1999, №5)

Одно из основных и приоритетных направлений компьютеризации учебного процесса в школах Ярославской области - компьютерная поддержка учебных предметов курса в начальной школе. Работа по данному направлению ведется под руководством Центра новых информационных технологий и кабинета начального обучения Ярославского института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.

С 1991 года методистами центра и кабинета начального обучения осуществляются мероприятия по следующим направлениям:

  1. проведение целевых курсов для учителей начальных классов на базе персональных компьютеров УК-НЦ, IBM;

  2. создание программно-методических комплексов по русскому языку, математике;

  3. разработка методики компьютерного урока.

В школах области, оснащенных дисплейными классами, более активно используют компьютер на уроках в начальной школе: сш. № 76, 28, 86, 48, 33, 49, 10 г. Ярославля; гимназия-лицей № 2 г. Рыбинска, гимназия 8, сш. 27 г. Рыбинска; гимназия № 1 г. Ростова и др.
С опытом включения компьютера в урок начальной школы мы знакомили учителей на страницах журнала “Начальная школа” № 3 за 1994 г.(статья "Компьютер приходит на урок")
В настоящее время появилось новое направление в компьютеризации процесса обучения - это компьютерное тестирование.
Тестирование является одной из форм контроля знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или учебной дисциплине. В настоящее время в России тестовая методика получает все большую популярность.

В конце 1996/97 уч. года в школах № 10, 28, 48 г. Ярославля и Карабихской неполной средней школе Ярославского района учащимся выпускных классов начального звена была предложена итоговая работа по русскому языку тестирующего характера. В 1997/98 уч. году в школах № 26, 28, 76, 87 г. Ярославля - по математике.

Основными критериями отбора школ для проведения тестирования были:

- наличие класса IBM-совместимых компьютеров;
- проведение компьютерных уроков в тестируемом классе;
- сформированность навыков работы у детей в тестирующей среде.
- готовность учителя начальных классов к новой форме контроля.

Содержание работ было ориентировано на требования образовательного стандарта и являлось обязательным для выполнения выпускником начальной школы, независимо от того, по какой программе обучался ребенок.
Набор дидактического материала осуществлен в среде "Visual Teacher" (автор: Кувакин А.К., ЯГПУ им. Ушинского)

Остановимся подробнее на тестирование по русскому языку в 1996/97 уч. году. Цель работы - проверить усвоение детьми основных орфограмм и пунктограмм начальной школы, умение давать грамматическую характеристику имени существительного, проводить простейший словообразовательный и синтаксический анализ.

В процессе тестирования ученику предлагались задания, каждое из которых проверяло определенный навык. В работу были включены задания двух типов:  на выбор ответа (единственный или множественный) и на ввод ответа с клавиатуры.

Компьютерное тестирование проводилось в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения - индивидуальная. Время выполнения составило не более 15 минут.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ВЫПОЛНЕННАЯ В СРЕДЕ “VISUAL TEACHER”,
ЗА 1996 - 97 УЧ. ГОД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 (1 - 3), 4 (1 - 4) КЛАССОВ

Задание 1.
Какая схема соответствует слову “свистишь”?

dia0.jpg (2890 bytes)

Задание 2.
Подбери все проверочные слова к слову

м..лчаливый

молча/ молчать/ примолк/ молчун

Задание 3.
Укажи буквы, которые надо писать в словах (а,о,е, и, я).

п(?)ссажир/ г(?)ризонт/ б(?)седа/ в(?)кзал/ вч(?)ра

Задание 4.
Укажи буквы, которые надо писать в словах.

бума(ж/ш)ка/ пол(з/с)ти/ кре(б/п)ко/ повя(з/с)ка/ жира(в/ф)

Задание 5.
Выбери слова, в которых надо писать букву “т”.

трос(?)ник/ свис(?)нуть/ интерес(?)ный/ прекрас(?)ный/вкус(?)ный

Задание 6.
В каком из предложений запятые расставлены верно?

Крот копает землю, строит туннели и ловит червяков.
Крот копает землю, строит туннели, и ловит червяков.

Задание 7.
Выбери из предложения все словосочетания.

Тихие речушки протекают в лесной глуши.

- речушки протекают
- протекают в глуши
- в глуши лесной
- речушки тихие
- протекают тихие

Задание 8.
Выбери слова, в которых надо писать разделительный твердый знак (Ъ).

гост(?)я/ в(?)юга/ с(?)емка/ п(?)ет/ раз(?)яренный

Задание 9.
Выбери вопрос, вставь окончания у прилагательных.

тропинка вьется полосой ( ? ) светл..
мечтать о поездке ( ? ) интересн.. какая? какую? какой?
вошел в рощу ( ? ) дальн..

Задание 10.
Вставь пропущенные буквы:

Ранн.. утром ты люб.. ходить в соседн.. рощу. Высоко взлетают жаворонки и поют в чист.. лазур.. .

Задание 11.

Выбери словосочетания, в словах которых надо писать мягкий знак (Ь).

думаеш(?) о нем/ много туч(?)/ серая мыш(?)/ тихий плач(?)/ густой камыш(?)/ старшая доч(?)

Задание 12.

Разбери существительное как часть речи.

На березках в саду появились желтые пряди.

Начальная форма (пряди, прядь, прядка)
Род (м., ж, с..)
Склонение (1, 2, 3)
Падеж ( И., Р., Д., В., Т., П.)
Число (ед., мн.)
Роль в предложении (глав. чл., вт. чл.)

Любой ответ предполагал оценку “верно/неверно” (при условии выбора всех правильных вариантов). Каждый ответ имел оценочный балл. Отсутствие балла (0 - в столбце “Балл”) - показатель того, что с данным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирал баллы. Баллы суммировались и выводилось процентное соотношение. Перед вами шкала, по которой и выставлялись отметки:

от 90% до 100% - “5”
от 70% до 90% - “4”
от 50% до 70% - “3”
менее 50% - “2”

Учитель имел возможность получить статистику о выполнении теста. Результаты заносились в электронный журнал, и преподаватель получал итоги работы по классу (табл.1) и по каждому ученику в отдельности (табл. 2) на экране дисплея. При этом компьютер выдавал детализированную картину пробелов в знаниях учащихся, что, безусловно, важно для организации коррекционной работы.

Фамилия Оценка

Максимальное кол-во баллов

Набранное

кол-во баллов

Авдеева Ольга 5 120 110
Добрецов Дмитрий 4 120 97
Ершова Лидия 5 120 120
Климова Мария 3 120 79
Никитин Алексей 4 120 90
и т.д.

Таблица 1.

Фамилия Оценка Тема работы Балл
Никитин Алексей

4

Состав слова 10
Безударные гласные в корне 0 *
Непроверяемые написания (пассажир) 2
Непроверяемые написания (горизонт) 2
Непроверяемые написания (беседа) 0 *
Непроверяемые написания (вокзал) 2
Непроверяемые написания (вчера) 0 *
Парные согласные (бумажка) 2
Парные согласные (ползти) 2
Парные согласные (крепко) 2
Парные согласные (повязка) 0 *
Парные согласные (жираф) 2
Непроизносимые согласные 10
Однородные члены предложения 10
Словосочетание 0 *
Разделительный твердый знак (Ъ) 10
Падежные окончания прилаг-х (вопрос) 4
Падежные окончания прил. 6
Безударные окончания сущ. 2
Безударные окончания прил. 6
Личные окончания глаголов 2
Ь на конце сущ. и глаголов 10
Морфологический разбор сущ. - начальная форма 0 *
- род 1
- склонение 0 *
- падеж 2
- число 1

* - ошибка

- роль в предложении 2

Таблица 2.

Тестирующую работу выполнило 176 учащихся, в том числе 40 учащихся, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 118 учащихся - по системе 1 - 3, 18 учащихся - по системе 1 - 4. Справилось с работой 92% учащихся. Сводные результаты тестирования приведены в диаграммах 1, 2.

dia1.jpg (9612 bytes)

Диаграмма 1.

dia2.jpg (25162 bytes)

Диаграмма 2.

У детей наблюдалась положительная стойкая мотивация к процессу тестирования. Можно говорить о значительном интересе к нему. Большинство учителей отметило удобство сбора и протоколирования результатов работы, адекватность выставления отметки за работу.

Подводя итог, отметим, что в свое время имела место переоценка метода тестов, выразившаяся, в частности, в пренебрежении к другим методам измерения школьной успеваемости. На самом деле заданиям, тестирующего характера, присущи следующие положительные характеристики:

  1. возможность проверки усвоения учебного материала;
  2. проверка большого объема учебного материала;
  3. объективность оценки результатов выполненной работы;
  4. быстрота проверки выполненной работы;
  5. удобство обработки результатов работы;
  6. оценка достаточно большого количества учащихся

и т.д.

Тестирование за компьютером во многом усиливает эти характеристики. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения; запоминание правильного ответа; невозможность проследить логику рассуждения ученика и т. д.) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством знаний учащихся. Сегодня мы говорим о тестировании с использованием компьютера, как одной из возможных форм контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся, не умоляя достоинств традиционных форм контроля.

В 1998 году Центр информационных технологий совместно с кабинетом начального обучения разработал пакет тестовых заданий по русскому языку, ориентированных на базовый уровень подготовки выпускников начального звена. Тестовые задания ПМК "Русский язык 3/4 (тесты)" могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на последнем году обучения в начальной школе.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru