Компьютерное
тестирование
как одна из форм контроля
Л.Д. ВАНТЕЕВА,
заведующая кабинетом начального
обучения ЯрИПК ПРРО
А.Н. СМИРНОВА,
руководитель
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО
Е.В. МАШКОВА, методист
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО
(журнал "Начальная школа", 1999, №5)
Одно из основных и приоритетных направлений компьютеризации учебного процесса в школах Ярославской области - компьютерная поддержка учебных предметов курса в начальной школе. Работа по данному направлению ведется под руководством Центра новых информационных технологий и кабинета начального обучения Ярославского института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
С 1991 года методистами центра и кабинета начального обучения осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
проведение целевых курсов для учителей начальных классов на базе персональных компьютеров УК-НЦ, IBM;
создание программно-методических комплексов по русскому языку, математике;
разработка методики компьютерного урока.
В школах области, оснащенных
дисплейными классами, более активно используют
компьютер на уроках в начальной школе: сш. № 76, 28,
86, 48, 33, 49, 10 г. Ярославля; гимназия-лицей № 2 г.
Рыбинска, гимназия 8, сш. 27 г. Рыбинска; гимназия №
1 г. Ростова и др.
С опытом включения компьютера в урок начальной
школы мы знакомили учителей на страницах журнала
“Начальная школа” № 3 за 1994 г.(статья
"Компьютер приходит на урок")
В настоящее время появилось новое направление в
компьютеризации процесса обучения - это
компьютерное тестирование.
Тестирование является одной из форм контроля
знаний, умений и навыков учащихся по отдельной
теме или учебной дисциплине. В настоящее время в
России тестовая методика получает все большую
популярность.
В конце 1996/97 уч. года в школах № 10, 28, 48 г. Ярославля и Карабихской неполной средней школе Ярославского района учащимся выпускных классов начального звена была предложена итоговая работа по русскому языку тестирующего характера. В 1997/98 уч. году в школах № 26, 28, 76, 87 г. Ярославля - по математике.
Основными критериями отбора школ для проведения тестирования были:
- наличие класса IBM-совместимых
компьютеров;
- проведение компьютерных уроков в тестируемом
классе;
- сформированность навыков работы у детей в
тестирующей среде.
- готовность учителя начальных классов к новой
форме контроля.
Содержание работ было
ориентировано на требования образовательного
стандарта и являлось обязательным для
выполнения выпускником начальной школы,
независимо от того, по какой программе обучался
ребенок.
Набор дидактического материала осуществлен в
среде "Visual Teacher" (автор: Кувакин А.К., ЯГПУ им.
Ушинского)
Остановимся подробнее на тестирование по русскому языку в 1996/97 уч. году. Цель работы - проверить усвоение детьми основных орфограмм и пунктограмм начальной школы, умение давать грамматическую характеристику имени существительного, проводить простейший словообразовательный и синтаксический анализ.
В процессе тестирования ученику предлагались задания, каждое из которых проверяло определенный навык. В работу были включены задания двух типов: на выбор ответа (единственный или множественный) и на ввод ответа с клавиатуры.
Компьютерное тестирование проводилось в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения - индивидуальная. Время выполнения составило не более 15 минут.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ВЫПОЛНЕННАЯ В СРЕДЕ “VISUAL TEACHER”,
ЗА 1996 - 97 УЧ. ГОД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 (1 - 3), 4 (1 - 4) КЛАССОВ
Задание 1.
Какая схема соответствует слову “свистишь”?
![]() |
Задание 2.
Подбери все проверочные слова к слову
м..лчаливый молча/ молчать/ примолк/ молчун |
Задание 3.
Укажи буквы, которые надо писать в словах (а,о,е,
и, я).
п(?)ссажир/ г(?)ризонт/ б(?)седа/ в(?)кзал/ вч(?)ра |
Задание 4.
Укажи буквы, которые надо писать в словах.
бума(ж/ш)ка/ пол(з/с)ти/ кре(б/п)ко/ повя(з/с)ка/ жира(в/ф) |
Задание 5.
Выбери слова, в которых надо писать букву “т”.
трос(?)ник/ свис(?)нуть/ интерес(?)ный/ прекрас(?)ный/вкус(?)ный |
Задание 6.
В каком из предложений запятые расставлены
верно?
Крот копает землю, строит
туннели и ловит червяков. Крот копает землю, строит туннели, и ловит червяков. |
Задание 7.
Выбери из предложения все словосочетания.
Тихие речушки протекают
в лесной глуши. - речушки
протекают |
Задание 8.
Выбери слова, в которых надо писать
разделительный твердый знак (Ъ).
гост(?)я/ в(?)юга/ с(?)емка/ п(?)ет/ раз(?)яренный |
Задание 9.
Выбери вопрос, вставь окончания у
прилагательных.
тропинка вьется полосой ( ? )
светл.. мечтать о поездке ( ? ) интересн.. какая? какую? какой? вошел в рощу ( ? ) дальн.. |
Задание 10.
Вставь пропущенные буквы:
Ранн.. утром ты люб.. ходить в соседн.. рощу. Высоко взлетают жаворонки и поют в чист.. лазур.. . |
Задание 11.
Выбери словосочетания, в словах которых надо писать мягкий знак (Ь).
думаеш(?) о нем/ много туч(?)/ серая мыш(?)/ тихий плач(?)/ густой камыш(?)/ старшая доч(?) |
Задание 12.
Разбери существительное как часть речи.
На березках в саду появились
желтые пряди. Начальная форма
(пряди, прядь, прядка) |
Любой ответ предполагал оценку “верно/неверно” (при условии выбора всех правильных вариантов). Каждый ответ имел оценочный балл. Отсутствие балла (0 - в столбце “Балл”) - показатель того, что с данным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирал баллы. Баллы суммировались и выводилось процентное соотношение. Перед вами шкала, по которой и выставлялись отметки:
от 90% до 100% - “5”
от 70% до 90% - “4”
от 50% до 70% - “3”
менее 50% - “2”
Учитель имел возможность получить статистику о выполнении теста. Результаты заносились в электронный журнал, и преподаватель получал итоги работы по классу (табл.1) и по каждому ученику в отдельности (табл. 2) на экране дисплея. При этом компьютер выдавал детализированную картину пробелов в знаниях учащихся, что, безусловно, важно для организации коррекционной работы.
Фамилия | Оценка | Максимальное кол-во баллов |
Набранное кол-во баллов |
Авдеева Ольга | 5 | 120 | 110 |
Добрецов Дмитрий | 4 | 120 | 97 |
Ершова Лидия | 5 | 120 | 120 |
Климова Мария | 3 | 120 | 79 |
Никитин Алексей | 4 | 120 | 90 |
и т.д. |
Таблица 1.
Фамилия | Оценка | Тема работы | Балл |
Никитин Алексей | 4 |
Состав слова | 10 |
Безударные гласные в корне | 0 * | ||
Непроверяемые написания (пассажир) | 2 | ||
Непроверяемые написания (горизонт) | 2 | ||
Непроверяемые написания (беседа) | 0 * | ||
Непроверяемые написания (вокзал) | 2 | ||
Непроверяемые написания (вчера) | 0 * | ||
Парные согласные (бумажка) | 2 | ||
Парные согласные (ползти) | 2 | ||
Парные согласные (крепко) | 2 | ||
Парные согласные (повязка) | 0 * | ||
Парные согласные (жираф) | 2 | ||
Непроизносимые согласные | 10 | ||
Однородные члены предложения | 10 | ||
Словосочетание | 0 * | ||
Разделительный твердый знак (Ъ) | 10 | ||
Падежные окончания прилаг-х (вопрос) | 4 | ||
Падежные окончания прил. | 6 | ||
Безударные окончания сущ. | 2 | ||
Безударные окончания прил. | 6 | ||
Личные окончания глаголов | 2 | ||
Ь на конце сущ. и глаголов | 10 | ||
Морфологический разбор сущ. - начальная форма | 0 * | ||
- род | 1 | ||
- склонение | 0 * | ||
- падеж | 2 | ||
- число | 1 | ||
* - ошибка |
- роль в предложении | 2 |
Таблица 2.
Тестирующую работу выполнило 176 учащихся, в том числе 40 учащихся, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 118 учащихся - по системе 1 - 3, 18 учащихся - по системе 1 - 4. Справилось с работой 92% учащихся. Сводные результаты тестирования приведены в диаграммах 1, 2.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
У детей наблюдалась положительная стойкая мотивация к процессу тестирования. Можно говорить о значительном интересе к нему. Большинство учителей отметило удобство сбора и протоколирования результатов работы, адекватность выставления отметки за работу.
Подводя итог, отметим, что в свое время имела место переоценка метода тестов, выразившаяся, в частности, в пренебрежении к другим методам измерения школьной успеваемости. На самом деле заданиям, тестирующего характера, присущи следующие положительные характеристики:
и т.д.
Тестирование за компьютером во многом усиливает эти характеристики. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения; запоминание правильного ответа; невозможность проследить логику рассуждения ученика и т. д.) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством знаний учащихся. Сегодня мы говорим о тестировании с использованием компьютера, как одной из возможных форм контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся, не умоляя достоинств традиционных форм контроля.
В 1998 году Центр информационных технологий совместно с кабинетом начального обучения разработал пакет тестовых заданий по русскому языку, ориентированных на базовый уровень подготовки выпускников начального звена. Тестовые задания ПМК "Русский язык 3/4 (тесты)" могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на последнем году обучения в начальной школе.