Л.Д. ВАНТЕЕВА,
заведующая кабинетом начального
обучения ЯрИПК ПРРО
А.Н. СМИРНОВА,
руководитель
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО
Е.В. МАШКОВА, методист
Центра информационных технологий
ЯрИПК ПРРО
(журнал "Начальная школа", 1999, №5)
Одно из основных и приоритетных направлений компьютеризации учебного процесса в школах Ярославской области - компьютерная поддержка учебных предметов курса в начальной школе. Работа по данному направлению ведется под руководством Центра новых информационных технологий и кабинета начального обучения Ярославского института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
С 1991 года методистами центра и кабинета начального обучения осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
проведение целевых курсов для учителей начальных классов на базе персональных компьютеров УК-НЦ, IBM;
создание программно-методических комплексов по русскому языку, математике;
разработка методики компьютерного урока.
В школах области, оснащенных
дисплейными классами, более активно используют
компьютер на уроках в начальной школе: сш. № 76, 28,
86, 48, 33, 49, 10 г. Ярославля; гимназия-лицей № 2 г.
Рыбинска, гимназия 8, сш. 27 г. Рыбинска; гимназия №
1 г. Ростова и др.
С опытом включения компьютера в урок начальной
школы мы знакомили учителей на страницах журнала
“Начальная школа” № 3 за 1994 г.(статья
"Компьютер приходит на урок")
В настоящее время появилось новое направление в
компьютеризации процесса обучения - это
компьютерное тестирование.
Тестирование является одной из форм контроля
знаний, умений и навыков учащихся по отдельной
теме или учебной дисциплине. В настоящее время в
России тестовая методика получает все большую
популярность.
В конце 1996/97 уч. года в школах № 10, 28, 48 г. Ярославля и Карабихской неполной средней школе Ярославского района учащимся выпускных классов начального звена была предложена итоговая работа по русскому языку тестирующего характера. В 1997/98 уч. году в школах № 26, 28, 76, 87 г. Ярославля - по математике.
Основными критериями отбора школ для проведения тестирования были:
- наличие класса IBM-совместимых
компьютеров;
- проведение компьютерных уроков в тестируемом
классе;
- сформированность навыков работы у детей в
тестирующей среде.
- готовность учителя начальных классов к новой
форме контроля.
Содержание работ было
ориентировано на требования образовательного
стандарта и являлось обязательным для
выполнения выпускником начальной школы,
независимо от того, по какой программе обучался
ребенок.
Набор дидактического материала осуществлен в
среде "Visual Teacher" (автор: Кувакин А.К., ЯГПУ им.
Ушинского)
Остановимся подробнее на тестирование по русскому языку в 1996/97 уч. году. Цель работы - проверить усвоение детьми основных орфограмм и пунктограмм начальной школы, умение давать грамматическую характеристику имени существительного, проводить простейший словообразовательный и синтаксический анализ.
В процессе тестирования ученику предлагались задания, каждое из которых проверяло определенный навык. В работу были включены задания двух типов: на выбор ответа (единственный или множественный) и на ввод ответа с клавиатуры.
Компьютерное тестирование проводилось в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения - индивидуальная. Время выполнения составило не более 15 минут.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ВЫПОЛНЕННАЯ В СРЕДЕ “VISUAL TEACHER”,
ЗА 1996 - 97 УЧ. ГОД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 (1 - 3), 4 (1 - 4) КЛАССОВ
Задание 1.
Какая схема соответствует слову “свистишь”?
Задание 2.
Подбери все проверочные слова к слову
м..лчаливый молча/ молчать/ примолк/ молчун |
Задание 3.
Укажи буквы, которые надо писать в словах (а,о,е,
и, я).
п(?)ссажир/ г(?)ризонт/ б(?)седа/ в(?)кзал/ вч(?)ра |
Задание 4.
Укажи буквы, которые надо писать в словах.
бума(ж/ш)ка/ пол(з/с)ти/ кре(б/п)ко/ повя(з/с)ка/ жира(в/ф) |
Задание 5.
Выбери слова, в которых надо писать букву “т”.
трос(?)ник/ свис(?)нуть/ интерес(?)ный/ прекрас(?)ный/вкус(?)ный |
Задание 6.
В каком из предложений запятые расставлены
верно?
Крот копает землю, строит
туннели и ловит червяков. Крот копает землю, строит туннели, и ловит червяков. |
Задание 7.
Выбери из предложения все словосочетания.
Тихие речушки протекают
в лесной глуши. - речушки
протекают |
Задание 8.
Выбери слова, в которых надо писать
разделительный твердый знак (Ъ).
гост(?)я/ в(?)юга/ с(?)емка/ п(?)ет/ раз(?)яренный |
Задание 9.
Выбери вопрос, вставь окончания у
прилагательных.
тропинка вьется полосой ( ? )
светл.. мечтать о поездке ( ? ) интересн.. какая? какую? какой? вошел в рощу ( ? ) дальн.. |
Задание 10.
Вставь пропущенные буквы:
Ранн.. утром ты люб.. ходить в соседн.. рощу. Высоко взлетают жаворонки и поют в чист.. лазур.. . |
Задание 11.
Выбери словосочетания, в словах которых надо писать мягкий знак (Ь).
думаеш(?) о нем/ много туч(?)/ серая мыш(?)/ тихий плач(?)/ густой камыш(?)/ старшая доч(?) |
Задание 12.
Разбери существительное как часть речи.
На березках в саду появились
желтые пряди. Начальная форма
(пряди, прядь, прядка) |
Любой ответ предполагал оценку “верно/неверно” (при условии выбора всех правильных вариантов). Каждый ответ имел оценочный балл. Отсутствие балла (0 - в столбце “Балл”) - показатель того, что с данным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирал баллы. Баллы суммировались и выводилось процентное соотношение. Перед вами шкала, по которой и выставлялись отметки:
от 90% до 100% - “5”
от 70% до 90% - “4”
от 50% до 70% - “3”
менее 50% - “2”
Учитель имел возможность получить статистику о выполнении теста. Результаты заносились в электронный журнал, и преподаватель получал итоги работы по классу (табл.1) и по каждому ученику в отдельности (табл. 2) на экране дисплея. При этом компьютер выдавал детализированную картину пробелов в знаниях учащихся, что, безусловно, важно для организации коррекционной работы.
Фамилия | Оценка | Максимальное кол-во баллов |
Набранное кол-во баллов |
Авдеева Ольга | 5 | 120 | 110 |
Добрецов Дмитрий | 4 | 120 | 97 |
Ершова Лидия | 5 | 120 | 120 |
Климова Мария | 3 | 120 | 79 |
Никитин Алексей | 4 | 120 | 90 |
и т.д. |
Таблица 1.
Фамилия | Оценка | Тема работы | Балл |
Никитин Алексей | 4 |
Состав слова | 10 |
Безударные гласные в корне | 0 * | ||
Непроверяемые написания (пассажир) | 2 | ||
Непроверяемые написания (горизонт) | 2 | ||
Непроверяемые написания (беседа) | 0 * | ||
Непроверяемые написания (вокзал) | 2 | ||
Непроверяемые написания (вчера) | 0 * | ||
Парные согласные (бумажка) | 2 | ||
Парные согласные (ползти) | 2 | ||
Парные согласные (крепко) | 2 | ||
Парные согласные (повязка) | 0 * | ||
Парные согласные (жираф) | 2 | ||
Непроизносимые согласные | 10 | ||
Однородные члены предложения | 10 | ||
Словосочетание | 0 * | ||
Разделительный твердый знак (Ъ) | 10 | ||
Падежные окончания прилаг-х (вопрос) | 4 | ||
Падежные окончания прил. | 6 | ||
Безударные окончания сущ. | 2 | ||
Безударные окончания прил. | 6 | ||
Личные окончания глаголов | 2 | ||
Ь на конце сущ. и глаголов | 10 | ||
Морфологический разбор сущ. - начальная форма | 0 * | ||
- род | 1 | ||
- склонение | 0 * | ||
- падеж | 2 | ||
- число | 1 | ||
* - ошибка |
- роль в предложении | 2 |
Таблица 2.
Тестирующую работу выполнило 176 учащихся, в том числе 40 учащихся, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 118 учащихся - по системе 1 - 3, 18 учащихся - по системе 1 - 4. Справилось с работой 92% учащихся. Сводные результаты тестирования приведены в диаграммах 1, 2.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
У детей наблюдалась положительная стойкая мотивация к процессу тестирования. Можно говорить о значительном интересе к нему. Большинство учителей отметило удобство сбора и протоколирования результатов работы, адекватность выставления отметки за работу.
Подводя итог, отметим, что в свое время имела место переоценка метода тестов, выразившаяся, в частности, в пренебрежении к другим методам измерения школьной успеваемости. На самом деле заданиям, тестирующего характера, присущи следующие положительные характеристики:
и т.д.
Тестирование за компьютером во многом усиливает эти характеристики. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения; запоминание правильного ответа; невозможность проследить логику рассуждения ученика и т. д.) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством знаний учащихся. Сегодня мы говорим о тестировании с использованием компьютера, как одной из возможных форм контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся, не умоляя достоинств традиционных форм контроля.
В 1998 году Центр информационных технологий совместно с кабинетом начального обучения разработал пакет тестовых заданий по русскому языку, ориентированных на базовый уровень подготовки выпускников начального звена. Тестовые задания ПМК "Русский язык 3/4 (тесты)" могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на последнем году обучения в начальной школе.