[../../_private/navbar1.htm]
Дугина Н.Ф.,
учитель начальных классов,
Леснополянской начальной школы
Ярославского районаТема: "Звук [и], буква Ии."
1. Начало урока.
- Мы привыкли, что в Азбуке вверху страницы были заголовки - темы уроков - то, о чем мы будем говорить. А теперь этого нет. О чем пойдет речь на этом уроке - догадайтесь из текста.
2. Упражнение в чтении.
Нечитающим (Текст на листочках и на доске.)
МЫ УХОДИМ В СКАЗКИ .
- Какие буквы мы изучали? Найдите их в предложении и обведите. Попробуйте прочитать. (Текст напечатан на доске.)
Читающим (Смешанный текст на листочках (5 отрывков).)
а) Жили-были дед да б _ _ _ . Была у них курочка Р _ _ _ .
б) Раз снесла яичко, да не простое, а золотое. Дед бил - не разбил, б _ _ _ била - не разбила.
в) М _ _ _ _ пробежала, хвостиком махнула, упало и разбилось.
г) Плачет дед, плачет б _ _ _ , а кудахчет.
д) - Не плачь, дед! Не плачь, б _ _ _ ! Снесу я вам не
золотое, а простое.
- Вы должны научиться читать отрывки из сказки. Некоторые слова обозначены рисунком. Где вместо букв черточки - допишите слова буквами.
3. Повторение изученных букв.
- Сколько букв "а" , "о", "у" нашли? Покажите на доске. Какая изученная буква не встретилась? Прочитайте предложение.
- Так о чем пойдет речь на уроке?
4. Знакомство с новой буквой.
- Откройте азбуки. (С.78) О
каких сказках пойдет речь? ("Курочка Ряба" и
"Василиса Прекрасная") Все ли вас устраивает
в рисунках? Как называются страницы?
("Путаница") Распутать ее нам поможет новая
буква. ( Учитель показывает ). Кто уже с ней знаком?
Назовите ее.
- Почему букв две: большая и маленькая?
- Посчитайте, сколько раз встретилась буква
"и" в нашем предложении, обведите ее.( Дети
работают в тетрадях, при проверке показывают на
доске).
- Посмотрите, из чего сделана буква "и" в
азбуке? ( Из иголок ). Какую волшебную силу имеет
игла в сказке про Кощея Бессмертного?
- И в нашей азбуке игла не простая, а волшебная.
Она нас поведет, а мы пойдем за ней, прямо как
ниточка за иголочкой. И она нам ума-разума
добавит.
5. Звуко-буквенный анализ слова.
- Давайте запишем слово
"игла" "бусинками" и буквами.
Послушайте, каким звуком начинается слово.
Произносим! Какой это звук: гласный или
согласный? Докажите. Нарисуйте нужную
"бусинку". Кто обозначит звук [ и ] буквой?
- Слушайте второй звук. Произносим слово.
Назовите второй звук. Какой он? Твердый или
мягкий? Нарисуйте "бусинку". Кто обозначит
звук [ г ] буквой? И т.д. ( По одному ученики выходят
к доске, остальные работают в азбуках).
- Читаем слово медленно и четко!
И Г Л А -
Теперь быстро хором и с ударением!
6. Физкультминутка.
- Сконструируйте букву
"и" из частей тела ( в паре ).
- А теперь сошьем себе сказочный наряд:
встряхиваем
ткань;
гладим вправо-влево;
режем ножницами;
шьем иглой.
7. Знакомство с письменными буквами, упражнения в письме.
- Наша иголочка ведет нас
в тетрадь. Игла научит нас писать букву "и".
Посмотрите: иголочка "ныряет" в ткань,
протягиваем нитку, снова "ныряет" в ткань,
протягиваем нитку. ( Показ написания буквы по
элементам.)
- Напишите полстроки и. "Шейте" ровно,
аккуратно, делайте "стежки" ровными.
- Теперь сами напишите
знакомые элементы букв. (Прямая с закруглениями
вверху и внизу, прямая с закруглением внизу
вправо.)
- Хотите, игла совершит
чудо? Смотрите! (Иголка "сшивает" карточки с
элементами буквы "и", получается заглавная
буква.) Напишите полстроки буквы и.
8. Разгадывание акрофонической схемы.
- Мы идем вслед за иголочкой. Она ведет нас на страницу азбуки. (С.78) Найдите на странице такую же "звуковую загадку", как на доске.
- Работайте в паре:
подпишите буквы над картинками. Самая дружная
пара, которая быстро и правильно разгадает слово,
пойдет к доске.( Нечитающий пишет гласные буквы,
изученные; читающий - неизученные согласные
буквы).
Иван - читаем медленно, четко, хором; читаем
быстро.
- Что за Иван? (Царевич из сказки.) Как пишется это
слово? Исправьте ошибку, у кого она есть.
9. Работа c многозначными словами.
- Что в азбуке нарисовано
под словом "Иван"? (Лук). Какой бывает лук?
Какой потребуется Ивану-царевичу?
- Произнесем первое слово. Второе. Есть разница в
произношении? Значит, слова пишутся одинаково.
Один раз, вверху, запишите слово "бусинками",
ниже - буквами. Работайте в паре. Самая лучшая
пара будет работать у доски.
10. Чтение сказки.
- Мы еще не все путаницы
распутали. Ну-ка, иголочка, помоги нам!
Внимательно слушайте известную вам сказку
"Курочка Ряба" (Дети читают отрывки в
произвольном порядке.). Подумайте, в каком
порядке надо было ее читать.
- Хотите, наша иголочка совершит еще одно чудо?
Сейчас она сошьет листочки. Что получилось?(
Книжка ). Вы можете ее почитать и рассмотреть в
перемену.
- Кому сегодня иголочка ума-разума прибавила? Что
вы узнали?
11. Этап свободной работы.
- А у вас, ребята, есть другая книжка - "Азбука-раскраска". Найдите в ней страничку с буквой "и": обведите букву в словах, постарайтесь их прочитать, раскрасьте рисунки.
[../../_private/navbar1.htm]