[../../_private/navbar1.htm]
Интегрированный урок грамоты в 1 классе
(по азбуке "АБВГДейка")

Дугина Н.Ф.,
учитель начальных классов,
Леснополянской начальной школы
Ярославского района

Тема: "Звук [и], буква Ии."

1. Начало урока.

- Мы привыкли, что в Азбуке вверху страницы были заголовки - темы уроков - то, о чем мы будем говорить. А теперь этого нет. О чем пойдет речь на этом уроке - догадайтесь из текста.

2. Упражнение в чтении.

Нечитающим (Текст на листочках и на доске.)

МЫ УХОДИМ В СКАЗКИ .

- Какие буквы мы изучали? Найдите их в предложении и обведите. Попробуйте прочитать. (Текст напечатан на доске.)

Читающим (Смешанный текст на листочках (5 отрывков).)

а) Жили-были дед да б _ _ _ . Была у них курочка Р _ _ _ .

б) Раз снесла яичко, да не простое, а золотое. Дед бил - не разбил, б _ _ _ била - не разбила.

в) М _ _ _ _ пробежала, хвостиком махнула, упало и разбилось.

г) Плачет дед, плачет б _ _ _ , а кудахчет.

д) - Не плачь, дед! Не плачь, б _ _ _ ! Снесу я вам не

золотое, а простое.

- Вы должны научиться читать отрывки из сказки. Некоторые слова обозначены рисунком. Где вместо букв черточки - допишите слова буквами.

3. Повторение изученных букв.

- Сколько букв "а" , "о", "у" нашли? Покажите на доске. Какая изученная буква не встретилась? Прочитайте предложение.

- Так о чем пойдет речь на уроке?

4. Знакомство с новой буквой.

- Откройте азбуки. (С.78) О каких сказках пойдет речь? ("Курочка Ряба" и "Василиса Прекрасная") Все ли вас устраивает в рисунках? Как называются страницы? ("Путаница") Распутать ее нам поможет новая буква. ( Учитель показывает ). Кто уже с ней знаком? Назовите ее.
- Почему букв две: большая и маленькая?
- Посчитайте, сколько раз встретилась буква "и" в нашем предложении, обведите ее.( Дети работают в тетрадях, при проверке показывают на доске).
- Посмотрите, из чего сделана буква "и" в азбуке? ( Из иголок ). Какую волшебную силу имеет игла в сказке про Кощея Бессмертного?
- И в нашей азбуке игла не простая, а волшебная. Она нас поведет, а мы пойдем за ней, прямо как ниточка за иголочкой. И она нам ума-разума добавит.

5. Звуко-буквенный анализ слова.

- Давайте запишем слово "игла" "бусинками" и буквами. Послушайте, каким звуком начинается слово. Произносим! Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. Нарисуйте нужную "бусинку". Кто обозначит звук [ и ] буквой?
- Слушайте второй звук. Произносим слово. Назовите второй звук. Какой он? Твердый или мягкий? Нарисуйте "бусинку". Кто обозначит звук [ г ] буквой? И т.д. ( По одному ученики выходят к доске, остальные работают в азбуках).
- Читаем слово медленно и четко!
И Г Л А
- Теперь быстро хором и с ударением!

6. Физкультминутка.

- Сконструируйте букву "и" из частей тела ( в паре ).
- А теперь сошьем себе сказочный наряд:

встряхиваем ткань;
гладим вправо-влево;
режем ножницами;
шьем иглой.

7. Знакомство с письменными буквами, упражнения в письме.

- Наша иголочка ведет нас в тетрадь. Игла научит нас писать букву "и". Посмотрите: иголочка "ныряет" в ткань, протягиваем нитку, снова "ныряет" в ткань, протягиваем нитку. ( Показ написания буквы по элементам.)
- Напишите полстроки и. "Шейте" ровно, аккуратно, делайте "стежки" ровными.
- Теперь сами напишите знакомые элементы букв. (Прямая с закруглениями вверху и внизу, прямая с закруглением внизу вправо.)
- Хотите, игла совершит чудо? Смотрите! (Иголка "сшивает" карточки с элементами буквы "и", получается заглавная буква.) Напишите полстроки буквы и.

8. Разгадывание акрофонической схемы.

- Мы идем вслед за иголочкой. Она ведет нас на страницу азбуки. (С.78) Найдите на странице такую же "звуковую загадку", как на доске.

- Работайте в паре: подпишите буквы над картинками. Самая дружная пара, которая быстро и правильно разгадает слово, пойдет к доске.( Нечитающий пишет гласные буквы, изученные; читающий - неизученные согласные буквы).
Иван - читаем медленно, четко, хором; читаем быстро.
- Что за Иван? (Царевич из сказки.) Как пишется это слово? Исправьте ошибку, у кого она есть.

9. Работа c многозначными словами.

- Что в азбуке нарисовано под словом "Иван"? (Лук). Какой бывает лук? Какой потребуется Ивану-царевичу?
- Произнесем первое слово. Второе. Есть разница в произношении? Значит, слова пишутся одинаково. Один раз, вверху, запишите слово "бусинками", ниже - буквами. Работайте в паре. Самая лучшая пара будет работать у доски.

10. Чтение сказки.

- Мы еще не все путаницы распутали. Ну-ка, иголочка, помоги нам! Внимательно слушайте известную вам сказку "Курочка Ряба" (Дети читают отрывки в произвольном порядке.). Подумайте, в каком порядке надо было ее читать.
- Хотите, наша иголочка совершит еще одно чудо? Сейчас она сошьет листочки. Что получилось?( Книжка ). Вы можете ее почитать и рассмотреть в перемену.
- Кому сегодня иголочка ума-разума прибавила? Что вы узнали?

11. Этап свободной работы.

- А у вас, ребята, есть другая книжка - "Азбука-раскраска". Найдите в ней страничку с буквой "и": обведите букву в словах, постарайтесь их прочитать, раскрасьте рисунки.

[../../_private/navbar1.htm]