Интегрированный урок грамоты и письма
( по азбуке “ АБВГДейка” )

Шамаева И. В.,
учитель начальных классов,
Леснополянской нач. школы
Ярославского района

Тема : “ Мы в театре “

1. Начало урока.

- Покажите, что вы настоящие ученики. Садитесь.

2. Составление плана урока.

- Перед вами то, чем мы займемся сегодня на уроке. ( Учитель зарисовывает этапы урока в клетки на доске.) Надо много успеть! В путь!

3. Рассказ сказки учителем.

- Ребята, мне очень хочется рассказать вам сегодня сказку и показать вам ее. Но у меня нет под рукой подходящих игрушек. Как же мне быть? Как я могу изобразить главных героев сказки? ( жестами, мимикой ) Узнайте, кто будет героями сказки.
ЗАЙЧИК
СОБАКА
УТКА
( Дети пытаются читать. Через какое-то время учитель прикрепляет картинки рядом со словами. )

Жил- был зайчик. Он любил гулять. Однажды зашел он в чужой огород, видит - на грядках выросла чудесная капуста. Не удержался зайчик, подошел к капусте. Обнюхал ее. Как же вкусно пахнет! Так и хочется попробовать маленький кусочек. Ах, как вкусно! Ах, как хочется еще. Только хотел зайчик откусить еще раз - откуда ни возьмись бежит собака. Почуяла собака да как залает. Перепугался зайчик и кинулся прочь. Долго бежал от собаки зайчик. Вдруг он видит впереди большое озеро. А по озеру плавает утка. Время от времени утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. Увидел ее зайчик и говорит:
- Здравствуй, Утка!
А утка не слышит плавает.
- Здравствуй, Утка, - сказал громче Зайчик.
Утка снова не слышит, букашек ловит.
- Здравствуй, Утка! - совсем громко сказал Зайчик.
Тут Утка к нему повернулась и говорит:
- Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой, ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, как мне нравится. Расскажи мне, кто ты, откуда и куда путь держишь. Да не торопись, рассказывай как следует, не глотай слова, не мямли... ( Текст сказки говорит учитель и показывает жестами героев и их действия. )

- А вот что рассказал зайчик утке, вы подумайте дома. И завтра нам расскажите. Подумайте, как показать жестами и мимикой утку? Зайца? Собаку?
- Утка была права. Как надо разговаривать? Скажем нашу чистоговорку:
Давайте разговаривать.
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем приятно.

4. Обобщение.

- С помощью чего я рассказала вам сказку? (С помощью слов, жестов, мимики.) А с кем или с чем мы можем общаться с помощью слов, жестов, мимики? ( Друг с другом, с вещами, с музыкой, с природой, с книгой.) Вот с книгой мы и будем сейчас общаться.

5. Работа с книгой.

- Попробуйте узнать, с какой книгой мы будем общаться.
( Грамзапись песни из к/ф “Золушка” ) Кто узнал эту сказку? А нет ли ее среди этих книг? ( На доске подборка книг.) Как догадались, что это книга “Золушка” ( По обложке, по названию.).
- Эта сказка есть и в ваших Азбуках. Пролистайте книгу и попробуйте найти по рисункам. Прочитайте, где же мы с вами оказались.

Мы в театре.

Последовательность чтения:
- читающие читают для себя;
- не читающие обводят или подчеркивают знакомые буквы;
- чтение вслух читающими детьми;
- чтение хором.
- А какие бывают театры? (Кукольные, теневые, музыкальные, с участием актеров.) Обязательным знаком театра является вот такая маска. (Учитель показывает маску.) Увидели ее - знайте: здесь театр.

6. Письмо печатными буквами.

- На сцене нашего театра идет сказка, которая называется “Золушка”. Чтобы вы все это знали, давайте напечатаем вывеску - театральную афишу с названием спектакля. ( Один ученик печатает на доске, остальные в тетрадочках. Кому трудно печатает гласные буквы, входящие в название.)
- На какую цифру похожа первая буква?
- Какая это буква? ( о, а, з )
- Попробуем прочитать.

7. Работа по содержанию сказки.

- Эта сказка грустная или веселая? ( Есть и грустное, и веселое.)
- Попробуем определить, какая часть в сказке грустная, какая веселая. К каждой части подберем маску: грустную ( показывает ) или веселую ( показывает ).
- К каком рисунку относятся эти слова? ( Читающий ученик зачитывает отрывок сказки.) Как долго трудилась Золушка? Как догадались? ( До трех часов ночи, горят свечи, огонь в камине, за окном месяц и звезды.) Трудно ли было Золушке? Жаль вам ее? Какую маску подберем к этой сценке?
- К какому рисунку относятся эти слова? ( Читающий ученик зачитывает отрывок сказки.) Золушка счастлива, и мы радуемся вместе с ней. Какая маска подходит к этому части?

8. Чтение смешанного текста.

Варианты чтения:
- чтение по слову;
- чтение читающими детьми;
- чтение хором.
- А нашел ли принц свою избранницу? Как ему это удалось? Какую маску подберем к этой сценке?

9. Физкультминутка.( Звучит вальс.)

- Давайте покажем как танцевали принц и Золушка на балу.

10. Работа с фразеологизмами.

- А вот эти ребята смотрели сказку “Золушка” в театре. ( С.23) О ком можно сказать “надулся”? Изобразите! Надулся, как что? С чем можно сравнить мальчика?
- У кого слезы градом? Почему так говорят? Какую маску подарим ребятам? В какой момент у них могло быть такое выражение лиц? А третьей девочке какая маска подойдет? Почему? Чему она могла радоваться?

11. Этап свободной работы.

- Сейчас вы можете рассмотреть или почитать книгу “Золушка”. А может быть кто-то захочет нарисовать для Золушки бальное платье. ( Учитель выдает шаблоны. Тихо звучит грамзапись вальса.)