Интегрированный
урок грамоты и письма
( по азбуке
“ АБВГДейка” )
- Шамаева И. В.,
учитель начальных классов,
Леснополянской нач. школы
Ярославского района
Тема : “ Мы в театре “
1. Начало урока.
- Покажите, что вы настоящие ученики. Садитесь.
2. Составление плана урока.
- Перед вами то, чем мы займемся сегодня на уроке. ( Учитель зарисовывает этапы урока в клетки на доске.) Надо много успеть! В путь!
3. Рассказ сказки учителем.
- Ребята, мне очень
хочется рассказать вам сегодня сказку и показать
вам ее. Но у меня нет под рукой подходящих
игрушек. Как же мне быть? Как я могу изобразить
главных героев сказки? ( жестами, мимикой )
Узнайте, кто будет героями сказки.
ЗАЙЧИК
СОБАКА
УТКА
( Дети пытаются читать. Через какое-то время
учитель прикрепляет картинки рядом со словами. )
- А вот что рассказал
зайчик утке, вы подумайте дома. И завтра нам
расскажите. Подумайте, как показать жестами и
мимикой утку? Зайца? Собаку?
- Утка была права. Как надо разговаривать? Скажем
нашу чистоговорку:
Давайте разговаривать.
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем приятно.
4. Обобщение.
- С помощью чего я рассказала вам сказку? (С помощью слов, жестов, мимики.) А с кем или с чем мы можем общаться с помощью слов, жестов, мимики? ( Друг с другом, с вещами, с музыкой, с природой, с книгой.) Вот с книгой мы и будем сейчас общаться.
5. Работа с книгой.
- Попробуйте узнать, с
какой книгой мы будем общаться.
( Грамзапись песни из к/ф “Золушка” ) Кто узнал
эту сказку? А нет ли ее среди этих книг? ( На доске
подборка книг.) Как догадались, что это книга
“Золушка” ( По обложке, по названию.).
- Эта сказка есть и в ваших Азбуках. Пролистайте
книгу и попробуйте найти по рисункам. Прочитайте,
где же мы с вами оказались.
Мы в театре.
Последовательность
чтения:
- читающие читают для себя;
- не читающие обводят или подчеркивают знакомые
буквы;
- чтение вслух читающими детьми;
- чтение хором.
- А какие бывают театры? (Кукольные, теневые,
музыкальные, с участием актеров.) Обязательным
знаком театра является вот такая маска. (Учитель
показывает маску.) Увидели ее - знайте: здесь
театр.
6. Письмо печатными буквами.
- На сцене нашего театра
идет сказка, которая называется “Золушка”.
Чтобы вы все это знали, давайте напечатаем
вывеску - театральную афишу с названием
спектакля. ( Один ученик печатает на доске,
остальные в тетрадочках. Кому трудно печатает
гласные буквы, входящие в название.)
- На какую цифру похожа первая буква?
- Какая это буква? ( о, а, з )
- Попробуем прочитать.
7. Работа по содержанию сказки.
- Эта сказка грустная или
веселая? ( Есть и грустное, и веселое.)
- Попробуем определить, какая часть в сказке
грустная, какая веселая. К каждой части подберем
маску: грустную ( показывает ) или веселую (
показывает ).
- К каком рисунку относятся эти слова? ( Читающий
ученик зачитывает отрывок сказки.) Как долго
трудилась Золушка? Как догадались? ( До трех часов
ночи, горят свечи, огонь в камине, за окном месяц и
звезды.) Трудно ли было Золушке? Жаль вам ее? Какую
маску подберем к этой сценке?
- К какому рисунку относятся эти слова? ( Читающий
ученик зачитывает отрывок сказки.) Золушка
счастлива, и мы радуемся вместе с ней. Какая маска
подходит к этому части?
8. Чтение смешанного текста.
Варианты чтения:
- чтение по слову;
- чтение читающими детьми;
- чтение хором.
- А нашел ли принц свою избранницу? Как ему это
удалось? Какую маску подберем к этой сценке?
9. Физкультминутка.( Звучит вальс.)
- Давайте покажем как танцевали принц и Золушка на балу.
10. Работа с фразеологизмами.
- А вот эти ребята
смотрели сказку “Золушка” в театре. ( С.23) О ком
можно сказать “надулся”? Изобразите! Надулся,
как что? С чем можно сравнить мальчика?
- У кого слезы градом? Почему так говорят? Какую
маску подарим ребятам? В какой момент у них могло
быть такое выражение лиц? А третьей девочке какая
маска подойдет? Почему? Чему она могла
радоваться?
11. Этап свободной работы.
- Сейчас вы можете рассмотреть или почитать книгу “Золушка”. А может быть кто-то захочет нарисовать для Золушки бальное платье. ( Учитель выдает шаблоны. Тихо звучит грамзапись вальса.)