[../../_private/navbar1.htm]
Урок
обучения грамоте
( по азбуке “ АБВГДейка” )
- Иванова Галина Борисовна
учитель начальных классов,
Леснополянской нач. школы
Ярославского районаТема: Звук [ ц ], буквы “Ц”, “ц”.
На доске текст : На дворе белым
бело,
Много снегу намело.
Дети весело с горы
Катят снежные
- Посмотрите. Читаем по
одному слову.
- Почему в последнем окошечке нет рисунка? ( Нет
слова, начинающегося с буквы “Ы”.)
- Читаем медленно. Ускоряем темп! (Словами, как
говорим.)
- А тот ли шар приготовлен, о таком ли идет речь в
данных строках? Почему?
- Попробуем сами вылепить эти снежные шары. (Как
шар - так снежное слово.) Я их приготовила , вы -
догадайтесь! На доске появляются слова:
СНЕГ СНЕГОВИК СНЕГУРОЧКА СНЕЖКИ СНЕЖИНКА
- А у меня вот какое слово
* * * * И РИ
- Как эти
(снежные) слова , похожие по смыслу, имеющие
одинаковую часть при написании, можно назвать?
(родственные)
- А почему снегири так
называются? (На доске иллюстрация.)
- Запишите это слово по-другому, не так как у меня.
Каким образом это можно сделать?
Другой ребус- С Н Е
рисунок -
схема -
записать буквами - С Н Е Г И
Р И
- Каких еще птиц можно встретить у нас зимой?
- Как мы можем помочь им справиться с суровыми
зимними условиями?
2. Знакомство с новым звуком.
- Сейчас бы мне хотелось
поговорить вот о какой птице:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
С И Н И Ц А
- Выложим схему слова “бусинками” (Работа у
доски.)
- Показали первую
“бусинку”. Почему согласный? Вторую. Почему
гласный?
- Какой
новый звук вы услышали в этом слове? (Звук [ц] )
- Какой он? (Согласный,
глухой, непарный, всегда твердый).
3. Знакомство с новой буквой.
- Кто знает, какой буквой
мы будем обозначать этот звук на письме? (Дети
находят букву в кассах, в таблице “Узелки на
память”.)
- Найдите эту букву в “Азбуке” (с. 146). Почему
художник изобразил букву в виде цепи? Запишите
ее. А теперь запишите и слово “синица”.(Один
ученик записывает слово на доске из букв
разрезной азбуки.) Проверьте!
4. Чтение слогов и слов с новой буквой.
- Ребята, с помощью чего
мы общаемся?
- А как общаются птицы?
ТРЕЛЬ - пение птиц.
- Гласные, встречаясь со звуком [ц], помогут вам
изобразить трель синицы. Но помни - [ц] - всегда
твердый! Спойте парами! Чье чтение удачнее?
- Прочтем еще названия некоторых птиц.
СТРАУС БЕКАС Варианты чтения:
ЦАПЛЯ ЧИБИС - сами для себя;
СКВОРЕЦ РЯБЧИК - только слова с новой буквой;
ЯСТРЕБ СНЕГИРЬ - по цепочке (друг за другом).
СЫЧ КУРИЦА
5. Физкультминутка.
- Мысленно перенесемся в летний сад, послушаем голоса птиц. (Звучит грамзапись.)
6. Чтение текстов.
- Для того, чтобы
подробно узнать об этих и многих других птицах,
КТОТОТАМ предлагает вам познакомиться с новой
книгой.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - это научный справочник.
(Учитель показывает различные книги-справочники)
- В таких книгах любознательные могут найти
ответы на все интересующие их вопросы.
- Почему именно ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, а не стихи или
сказки, приготовил для вас КТОТОТАМ?
- В нашей речи иногда можно встретить такое
выражение: “ходячая энциклопедия”. Что оно
обозначает? (Это шутливое выражение о человеке,
который много знает и может ответить на самые
разнообразные вопросы.)
- Дети читают тексты, которые предлагает
“Азбука” из энциклопедии:
О СИНИЦЕ (самостоятельно)
- Что узнали?
О СКВОРЦЕ (читает пара)
О ЦАПЛЕ (сразу вслух)
7. Текст повышенной сложности.
- Прочитайте,
подчеркните букву “Ц”.
- Что еще нового и интересного узнали о птицах?
8. Дополнительное чтение текста учителем.
Книга-справочник “Что такое? Кто такой?”, с. 298 , о голубях.