[../../_private/navbar1.htm]

Урок обучения грамоте
( по азбуке “ АБВГДейка” )

Иванова Галина Борисовна
учитель начальных классов,
Леснополянской нач. школы
Ярославского района

Тема: Звук [ ц ], буквы “Ц”, “ц”.

1. Подготовка к восприятию нового, повторение.

На доске текст : На дворе белым бело,
Много снегу намело.
Дети весело с горы

Катят снежные

- Посмотрите. Читаем по одному слову.
- Почему в последнем окошечке нет рисунка? ( Нет слова, начинающегося с буквы “Ы”.)
- Читаем медленно. Ускоряем темп! (Словами, как говорим.)
- А тот ли шар приготовлен, о таком ли идет речь в данных строках? Почему?
- Попробуем сами вылепить эти снежные шары. (Как шар - так снежное слово.) Я их приготовила , вы - догадайтесь! На доске появляются слова:

СНЕГ СНЕГОВИК СНЕГУРОЧКА СНЕЖКИ СНЕЖИНКА

- А у меня вот какое слово * * * * И РИ
- Как эти (снежные) слова , похожие по смыслу, имеющие одинаковую часть при написании, можно назвать? (родственные)
- А почему снегири так называются? (На доске иллюстрация.)
- Запишите это слово по-другому, не так как у меня. Каким образом это можно сделать?

Другой ребус- С Н Е
рисунок -
схема -

записать буквами - С Н Е Г И Р И
- Каких еще птиц можно встретить у нас зимой?
- Как мы можем помочь им справиться с суровыми зимними условиями?

2. Знакомство с новым звуком.

- Сейчас бы мне хотелось поговорить вот о какой птице:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
С И Н И Ц А
- Выложим схему слова “бусинками” (Работа у доски.)

- Показали первую “бусинку”. Почему согласный? Вторую. Почему гласный?
- Какой новый звук вы услышали в этом слове? (Звук [ц] )
- Какой он? (Согласный, глухой, непарный, всегда твердый).

3. Знакомство с новой буквой.

- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать этот звук на письме? (Дети находят букву в кассах, в таблице “Узелки на память”.)
- Найдите эту букву в “Азбуке” (с. 146). Почему художник изобразил букву в виде цепи? Запишите ее. А теперь запишите и слово “синица”.(Один ученик записывает слово на доске из букв разрезной азбуки.) Проверьте!

4. Чтение слогов и слов с новой буквой.

- Ребята, с помощью чего мы общаемся?
- А как общаются птицы?
ТРЕЛЬ - пение птиц.
- Гласные, встречаясь со звуком [ц], помогут вам изобразить трель синицы. Но помни - [ц] - всегда твердый! Спойте парами! Чье чтение удачнее?
- Прочтем еще названия некоторых птиц.
СТРАУС БЕКАС Варианты чтения:
ЦАПЛЯ ЧИБИС - сами для себя;
СКВОРЕЦ РЯБЧИК - только слова с новой буквой;
ЯСТРЕБ СНЕГИРЬ - по цепочке (друг за другом).
СЫЧ КУРИЦА

5. Физкультминутка.

- Мысленно перенесемся в летний сад, послушаем голоса птиц. (Звучит грамзапись.)

6. Чтение текстов.

- Для того, чтобы подробно узнать об этих и многих других птицах, КТОТОТАМ предлагает вам познакомиться с новой книгой.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - это научный справочник.
(Учитель показывает различные книги-справочники)
- В таких книгах любознательные могут найти ответы на все интересующие их вопросы.
- Почему именно ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, а не стихи или сказки, приготовил для вас КТОТОТАМ?
- В нашей речи иногда можно встретить такое выражение: “ходячая энциклопедия”. Что оно обозначает? (Это шутливое выражение о человеке, который много знает и может ответить на самые разнообразные вопросы.)
- Дети читают тексты, которые предлагает “Азбука” из энциклопедии:
О СИНИЦЕ (самостоятельно)
- Что узнали?
О СКВОРЦЕ (читает пара)
О ЦАПЛЕ (сразу вслух)

7. Текст повышенной сложности.

- Прочитайте, подчеркните букву “Ц”.
- Что еще нового и интересного узнали о птицах?

8. Дополнительное чтение текста учителем.

Книга-справочник “Что такое? Кто такой?”, с. 298 , о голубях.

[../../_private/navbar1.htm]